Отчёт по самообразованию Тема: «Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников»
материал по математике (подготовительная группа)

Отчёт по самообразованию

Тема:

«Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального  развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2022-23_uchebnyy_god.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

Тема:

«Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников»

Конюхова Ольга Владимировна воспитатель – подготовительной к школе группы

Тема моего самообразования на 2022 - 2023 учебный год: «Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников»

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Цель моей работы в этом направлении: Создание условий для интеллектуального развития, развития математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.

  • перед собой ставила следующие задачи:
  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу внедрения в воспитательно – образовательный процесс игр нового поколения: «Палочки Кюизенера», блоки Дьенеша, кубики Никитина, Танграмм и др. как средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста с использованием развивающих логико - математических игр;
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, воображение, логическое мышление
  4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
  5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
  6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
  7. Разработать новые нетрадиционные формы и методы работы с родителями.
  8. Знакомить родителей с образовательными технологиями «Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша…
  9. Провести анализ эффективности проделанной работы.
  10. Разработать систему работы с педагогами.

Для взрослых

- повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу интеллектуального развития - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;

-создавать условия для индивидуального развития дошкольников;

-познакомить родителей с образовательной технологией «Танграмм», «Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» и др..

Формы работы: занятия, беседы, досуги

  • своей работе с детьми использовала методы, наиболее интересные и эффективные в плане усвоения материала:

1. Словесные: беседы, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение;

2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

3. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. В то время, когда дети играют в игры логические, интеллектуальные с математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают.

Но чаще дети отвлекаются, когда им не интересно они не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал, слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать своё решение, сравнивать, классифицировать, что подтверждается проведённой мною первичной диагностикой.

Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое, интеллектуальное мышление и при этом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.

Больше времени стала уделять логико-математическим играм и упражнениям, которые учат ребёнка сравнивать, вычислять, но и делать выводы, анализировать, находить решение той или иной задачи, способствуют формированию логических приёмов мышления, интеллектуальному развитию, а значит, обеспечивают единство познавательного и личностного развития ребёнка.

Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагала ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе, новые интересные занятия, поддерживала их интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Играли в такие логико-математические, интеллектуальные игры («Раздели блоки», «Загадки без слов», «Угадай фигуру», «Космический корабль»…), на формирование не только элементарных математических представлений, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний.

Ребенку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба– решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других, что он прав.

Для решения поставленных мною задач создана предметно - пространственная среда;

Предметно - пространственная среда включает в себя математический уголок, в который входят:

-картотеки дидактических игр по математике;

-настольно - печатные игры;

-картотека логико- математических игр;

-наборы счётного и раздаточного материала;

-настольные игры - вкладыши, пирамидки - вкладыши, мелкие предметы для сортировки;

-кубики Б.Никитина;

-палочки Х. Кюизенера;

-набор блоков З.Дьенеша;

- игры В. Воскобовича;

Все предметы изготовлены из безопасных и экологически чистых материалов, соответствуют возрасту детей.

Все игры хранятся в определённом порядке и месте. Это позволяет детям легко их находить и убирать после использования. Дидактический материал хранится на открытых полках рядом со столиками, за которыми дети играют и занимаются.

Изучив методическую литературу, используя ресурсы сети Internet, все игры оформила в картотеки. Игры, которые использовала в работе, можно классифицировать следующим образом:

- на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур – цепочки закономерностей;

- на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур;

- словесные логические игры (для старшего дошкольного возраста);

- на развитие наглядного моделирования;

- игры – лабиринты;

- авторские игры.

Для родителей подготовлен информационный материал Консультация для родителей:

« Логико-математические игры для развития логического мышления у детей».

" Рекомендации родителям по развитию логического мышления старших дошкольников», «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. «Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста»

Для педагогов организован практикум, ООД, консультации:

«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста», ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) ; ООД по ФЭМП «Путешествие по островам математики» (с использованием технологии блоков Дьенеша и палочек Кюизенера);

Предметно – пространственная среда не была неизменной, она пополнялась в зависимости от возраста детей, от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.

В своей работе использую развивающие игры Б.Н. Никитина (на составление плоскостных изображений предметов «Сложи узор», «Расположи фигуры»). Они дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, а также способствуют развитию: мелкой моторики, пространственного ориентирования, абстрактного мышления.

С палочками Кюизенера и блоками Дьенеша игры проводились в режимных моментах. Задачи, поставленные игрой, требовали сосредоточения внимания, активной деятельности процессов сравнения, обобщения, различения. Чтобы дети понимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, старалась давать чёткие указания, объяснение. Направляла игру вопросами, репликами, незаметно поддерживала инициативу детей, поощряла успехи слабых, создавала условия для проявления самостоятельности. Сначала я позволила детям самостоятельно ознакомиться с пособиями. С палочками Кюизенера дети играли как с обыкновенными цветными палочками, составляли на столе разные конструкции.

Логические блоки Дьенеша являются отличным средством для ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Они привлекают внимание детей своим цветом, формой, размером.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружение из них построек. Например, составляли дорожку, как можно длиннее. Или, «составляли» коврики так, чтобы каждая полоса состояла только из палочек одного цвета. В результате этого упражнения у детей выработалось представление о понятии «столько же», составе чисел.

Например, ребёнок продолжает логический ряд: чередование по цвету, по форме, по размеру. Чтобы заинтересовать детей заданием, обязательно придумываю какую то сказку или историю. В качестве последовательности может выступать дорожка для героя мультфильма, для машинки или бусы для куклы.

Комплект логических блоков Дьенеша давал возможность осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам.

Затем предлагала новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках. Карточки рассматривали с детьми, уточняли, какие свойства обозначены на них. Предлагала такие игры, как «Кто быстрее соберёт блоки?», «Поручения», «На своё место».

В старшем дошкольном возрасте у детей уже большой игровой опыт, более развитое воображение. Это помогает им самим придумывать различные сюжеты.

Последующая работа с детьми была направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами, позднее – тремя. Раскладываем блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. Например, «Чебурашка не любит синие игрушки и не хочет играть с круглыми» или игра «На свою веточку». После освоения этих заданий у детей сформировалось умение обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

  • процессе выполнения заданий вводила игровую мотивацию, в старшем – соревновательный элемент (кто быстрее выполнит задание). Использовала систему наводящих вопросов, вела контроль над выполнением заданий и обязательно давала оценку проделанной работы. Вижу, как рады дети положительному результату, часто предлагают ещё раз поиграть в ту или иную игру, а это значит, что детям нравится думать, анализировать, делать выводы. Всё чаще они стараются проявить самостоятельность во взаимодействии со взрослым или сверстниками, желая продемонстрировать появившиеся умения.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Во время ООД добивалась от детей полных, правильных ответов, учила

устанавливать причинно - следственные связи.

Результативность педагогического опыта.

Опыт показывает, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Развивающие игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально -личностное развитие.

Использование занимательного материала в организованной

образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Полученный результат.

Исходя из проведённой работы были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к элементарной математической деятельности.

Наблюдается развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению

положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. У детей сформировалась потребность занимать своё свободное время не

только развлекательными, но и требующими умственного напряжения,

интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал стал являться средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.

Испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства.

Меньше времени затрачивают на выполнение заданий. Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.

Таким образом, формирование логического мышления у детей

дошкольного возраста при помощи дидактических игр, включенных в

образовательно-воспитательную работу, возможно, если соблюдать следующие условия:

. Создание специально подобранной системы игр-упражнений с дидактическим содержанием.

. Целенаправленное развитие логического мышления должно

осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

. Совместная деятельность воспитателя, музыкального работника,

руководителя по физической культуре, родителей должна быть направлена на развитие логического мышления.

. Игры, направленные на формирование логического и интеллектуального мышления должны быть разнообразны.

. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской

деятельности.

При правильной организации деятельности детей в дошкольном учреждении происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.

В дальнейшем я планирую продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, интереса к различным видам деятельности.

Изучение выбранной темы помогло мне в организации по работы по ФЭМП, решению задач в данной области. Я старалась внести новшества в образовательную деятельность, использовала нетрадиционные формы организации ОД. Этим я смогла заинтересовать детей, у дошкольников появился интерес к занятиям и математике в целом. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"

Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»

Мастер класс «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника». Подготовила: Косенкова Виктория Викторовна, воспитатель МАДОУ №3 «Радуга»Продолжительность маст...

Отчёт по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важно...

ПЛАН по самообразованию ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» на 2017 – 2018 учебный год.

Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.Задачи: 1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте....

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Развивающие игры нового поколения».

Знакомство родителей  с многообразием современных развивающих игр и пособий....