Сообщение на ГМО "Использование современного игрового оборудования для формирования логики, пространственного мышления и элементарных математических навыков дошкольников"
статья (старшая группа)

Елецких Ольга Александровна

ФЭМП ис помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современного игрового оборудования для формирования логики, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников.

ФЭМП - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужные решения.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательными, ненавязчивыми, радостными.

Логическое мышление, в полном объеме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но научить ребенка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста.

Одним из условий успешной реализации программы по ФЭМП является организация предметно-пространственной  развивающей среды в группе:

- уголок занимательной математики, состоящей из развивающих и занимательных игр;

- познавательный центр: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;

-наглядный материал по логическому мышлению, загадки, физкультминутки и т.д.

Для определения эффективности нашей работы по ФЭМП мы проводили педагогическую диагностику посредством игр и наблюдений. Проанализировав результаты, пришли к выводу, что у многих детей:

-плохо сформированы сенсорные эталоны;

- некоторые дети плохо различают оттенки;

- группируют фигуры по форме и толщине;

- слабо развита фантазия.

 И мы перед собой поставили цель: использовать современное игровое оборудование для формирования логики, пространственного мышления и элементарных математических представлений. А также и задачи:

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.

Закреплять умение анализировать, самостоятельно находить существенный признак для классификации.

Упражнять в умении находить блоки и палочки по кодовым обозначениям.

Учить детей понимать схему и строить по ней.

Закреплять навыки счета.

Развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память.

Воспитывать дружеские чувства в процессе выполнения заданий, развивать сопереживание, желание помочь друг другу.

Мы работаем по программе «От рождения до школы», используя методические пособия Помораевой И. А и Позиной В. А. Но для эффективности развития современных детей, мы используем в своей работе элементы методики и пособий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Данные пособия направлены на:

  1. Развития логического мышления. Развитие представления о множестве, операциях над множествами. Формирование представлений о математических понятиях (алгоритм, кодирование).
  2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Ознакомление с формой, цветом, размером, толщиной.
  4. Развитие пространственных представлений.
  5. Развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения.
  6. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

Блоки  Дьенеша разработал венгерский психолог и математик Золтан  Пол Дьенеш. Объемный материал именуется логическими блоками, а плоскостной - логическими фигурами.

Классический вариант логических блоков Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур.

1.Четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

2Трех цветов (синий, желтый, красный).

3Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами - цветом, формой, величиной, толщиной. Данный комплект дает возможность детям оперировать свойствами предметов. При этом одни и те же упражнения для работы с блоками Дьенеша можно менять, усложняя их.

С чего мы начинали?

Прежде  чем приступить к играм и упражнениям, мы предоставили детям возможность самостоятельно познакомиться с блоками. А далее переходили к играм и упражнениям.

Игра «Бусы».

Цель: развивать умения анализировать, выделять свойства фигур, читать схему.

Игра « Украсим елку».

Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства.

Игра « Обручи».

Цель: развивать умение выделять свойства геометрических фигур.

Игра «Продолжи ряд».

Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру.

Игра «Сложи фигуру».

Цель: развивать логическое мышление, память.

Результаты работы с блоками Дьенеша.

1.Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.

2.У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.

3.Дети неплохо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.

4.Освоили конструктивные навыки строить постройки по образцу, читать схемы и чертежи.

5.У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Палочки Кюизенера разработаны бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Хотя палочки предназначены непосредственно для обучения математики и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку. Палочки просты и понятны, работу с ними дети воспринимают как игру.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречия ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Данный материал представляет собой набор из 116 счетных палочек. Десяти разных цветов и разной длины от 1 до 10 сантиметров. Комплектация не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствует определенному числу. Например, 1- белый куб стороной 1 см, 2-розовый прямоугольник, 3-голубой т.д. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина, число, которому они соответствуют. Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам. Например, «красное семейство» составляют палочки розового, красного, бордового, соответствуют числам 2, 4, 8, то есть числам кратным 2. «Синее семейство»- палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6, 9, кратные 3. А «желтое семейство»- палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующим числам 5 и10.

Сначала мы с палочками играли, ставили перед детьми простые задачи, использовали его как конструктор. Но со временем задачи усложнялись. Выучили цвет каждой палочки, соответственно и число. Вот несколько примеров наших игр.

Игра «Флажки».

Цель: учить строить прямоугольник, формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.

Игра «Дорожка к сказочному домику».

Цель: учить моделировать по условию. Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1.

Игра «Снежинки».

Цель: развивать фантазию, мышление, учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей.

Игра « Море волнуется».

Цель: упражнять в счете, развивать умение сравнивать предметы по длине.

Так же вашему вниманию мы предлагаем посмотреть небольшой отрывок, как легко запомнить цвета палочек Кюизенера.

Результаты работы с палочками Кюизенера.

1.Дети освоили эталоны цвета.

2.Отношения по длине, высоте.

3.Свободно ориентируются по числовому ряду до 5.

4.Успешно научились моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине.

5.Появился интерес к новым математическим играм.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

Мы в своей работе используем такие формы работы с семьей: консультации, оформление папок-передвижек, леп-буков, проведение родительских собраний с элементами показа занятий с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, индивидуальные беседы. Родители помогли приобрести эти наборы для детей.

Конечно, мы не будем останавливаться на этом этапе своей работы. А будем продолжать, усложняя ее инструкциями, схемами. Хотим еще попробовать методику В. Воскобовича.

Мы желаем вам многих увлекательных моментов в играх с этим материалом. Пусть блоки Дьенеша и палочки Кюизенера научат ваших детей логически мыслить, творчески решать стоящие перед ними проблемы. Пусть эти игры помогут развивать у ваших детей стройное математическое мышление, познавательную активность, творческую фантазию, пусть научат нестандартно отвечать на различные вопросы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. И пусть все эти навыки и умения помогут в дальнейшем вашим детям идти по жизни.



Предварительный просмотр:

Использование современного игрового оборудования для формирования логики, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников.

ФЭМП - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужные решения.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательными, ненавязчивыми, радостными.

Логическое мышление, в полном объеме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но научить ребенка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста.

Одним из условий успешной реализации программы по ФЭМП является организация предметно-пространственной  развивающей среды в группе:

- уголок занимательной математики, состоящей из развивающих и занимательных игр;

- познавательный центр: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;

-наглядный материал по логическому мышлению, загадки, физкультминутки и т.д.

Для определения эффективности нашей работы по ФЭМП мы проводили педагогическую диагностику посредством игр и наблюдений. Проанализировав результаты, пришли к выводу, что у многих детей:

-плохо сформированы сенсорные эталоны;

- некоторые дети плохо различают оттенки;

- группируют фигуры по форме и толщине;

- слабо развита фантазия.

 И мы перед собой поставили цель: использовать современное игровое оборудование для формирования логики, пространственного мышления и элементарных математических представлений. А также и задачи:

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.

Закреплять умение анализировать, самостоятельно находить существенный признак для классификации.

Упражнять в умении находить блоки и палочки по кодовым обозначениям.

Учить детей понимать схему и строить по ней.

Закреплять навыки счета.

Развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память.

Воспитывать дружеские чувства в процессе выполнения заданий, развивать сопереживание, желание помочь друг другу.

Мы работаем по программе «От рождения до школы», используя методические пособия Помораевой И. А и Позиной В. А. Но для эффективности развития современных детей, мы используем в своей работе элементы методики и пособий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Данные пособия направлены на:

  1. Развития логического мышления. Развитие представления о множестве, операциях над множествами. Формирование представлений о математических понятиях (алгоритм, кодирование).
  2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Ознакомление с формой, цветом, размером, толщиной.
  4. Развитие пространственных представлений.
  5. Развитие знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельного решения.
  6. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

Блоки  Дьенеша разработал венгерский психолог и математик Золтан  Пол Дьенеш. Объемный материал именуется логическими блоками, а плоскостной - логическими фигурами.

Классический вариант логических блоков Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур.

1.Четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

2Трех цветов (синий, желтый, красный).

3Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами - цветом, формой, величиной, толщиной. Данный комплект дает возможность детям оперировать свойствами предметов. При этом одни и те же упражнения для работы с блоками Дьенеша можно менять, усложняя их.

С чего мы начинали?

Прежде  чем приступить к играм и упражнениям, мы предоставили детям возможность самостоятельно познакомиться с блоками. А далее переходили к играм и упражнениям.

Игра «Бусы».

Цель: развивать умения анализировать, выделять свойства фигур, читать схему.

Игра « Украсим елку».

Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства.

Игра « Обручи».

Цель: развивать умение выделять свойства геометрических фигур.

Игра «Продолжи ряд».

Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру.

Игра «Сложи фигуру».

Цель: развивать логическое мышление, память.

Результаты работы с блоками Дьенеша.

1.Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.

2.У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.

3.Дети неплохо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.

4.Освоили конструктивные навыки строить постройки по образцу, читать схемы и чертежи.

5.У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Палочки Кюизенера разработаны бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Хотя палочки предназначены непосредственно для обучения математики и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку. Палочки просты и понятны, работу с ними дети воспринимают как игру.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречия ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Данный материал представляет собой набор из 116 счетных палочек. Десяти разных цветов и разной длины от 1 до 10 сантиметров. Комплектация не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствует определенному числу. Например, 1- белый куб стороной 1 см, 2-розовый прямоугольник, 3-голубой т.д. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина, число, которому они соответствуют. Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам. Например, «красное семейство» составляют палочки розового, красного, бордового, соответствуют числам 2, 4, 8, то есть числам кратным 2. «Синее семейство»- палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6, 9, кратные 3. А «желтое семейство»- палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующим числам 5 и10.

Сначала мы с палочками играли, ставили перед детьми простые задачи, использовали его как конструктор. Но со временем задачи усложнялись. Выучили цвет каждой палочки, соответственно и число. Вот несколько примеров наших игр.

Игра «Флажки».

Цель: учить строить прямоугольник, формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию.

Игра «Дорожка к сказочному домику».

Цель: учить моделировать по условию. Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1.

Игра «Снежинки».

Цель: развивать фантазию, мышление, учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей.

Игра « Море волнуется».

Цель: упражнять в счете, развивать умение сравнивать предметы по длине.

Так же вашему вниманию мы предлагаем посмотреть небольшой отрывок, как легко запомнить цвета палочек Кюизенера.

Результаты работы с палочками Кюизенера.

1.Дети освоили эталоны цвета.

2.Отношения по длине, высоте.

3.Свободно ориентируются по числовому ряду до 5.

4.Успешно научились моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине.

5.Появился интерес к новым математическим играм.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

Мы в своей работе используем такие формы работы с семьей: консультации, оформление папок-передвижек, леп-буков, проведение родительских собраний с элементами показа занятий с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, индивидуальные беседы. Родители помогли приобрести эти наборы для детей.

Конечно, мы не будем останавливаться на этом этапе своей работы. А будем продолжать, усложняя ее инструкциями, схемами. Хотим еще попробовать методику В. Воскобовича.

Мы желаем вам многих увлекательных моментов в играх с этим материалом. Пусть блоки Дьенеша и палочки Кюизенера научат ваших детей логически мыслить, творчески решать стоящие перед ними проблемы. Пусть эти игры помогут развивать у ваших детей стройное математическое мышление, познавательную активность, творческую фантазию, пусть научат нестандартно отвечать на различные вопросы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. И пусть все эти навыки и умения помогут в дальнейшем вашим детям идти по жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...

Использование современных игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Педагогический совет № 3, по второй педагогической задачи доу, в форме деловой игры....

Мастер-класс "Использование игрового оборудования в развитии логики и пространственного мышления дошкольников"

Знакомство педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста...

"Развитие познавательной активности и пространственного мышления у дошкольников, посредством использования современного игрового оборудования"

Материал проедназначен для воспитателей ДОО по применению ТИКО конструктора во второй младшей группе....

Отчёт по самообразованию Тема: «Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений у дошкольников»

Отчёт по самообразованиюТема:«Развивающие игры нового поколения для формирования логики, интеллектуального  развития, пространственного мышления и элементарных математических представлений ...