доклад на тему: "Усвоение нравственных ценностей у дошкольников в контексте ранней профориентации и формирования представлений о труде"
материал

Трудовое воспитание всегда занимало одно из важных моментов воспитания дошкольников.Согласно ФОП ДО профориентация детей дошкольного возраста, также должна иметь важное значение в воспитании подростающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_efremova_l_s.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Усвоение нравственных ценностей у дошкольников в контексте ранней профориентации и формирования представлений о труде.

«Правильное воспитание

 – это обязательно трудовое воспитание,

                  так как труд всегда был основой жизни»

А. С. Макаренко

Выполнила воспитатель высшей категории Людмила Сергеевна Ефремова.

Дошкольное детство – важная ступень, во многом определяющая развитие личности, где ребенок получает основные знания об окружающем мире, формирует личные предпочтения и черты характера, приобретает привычки и жизненный опыт. С самого раннего детства начинает закладываться отношение человека к труду. Уже в дошкольном детстве формируются представления о влиянии труда человека на устройство жизни. В человеческом сознании труд всегда имеет значение высшей моральной ценности. От того, как человек относится к труду, зависит нравственная оценка его деятельности со стороны других людей. То есть отношение к труду мы рассматриваем как главный показатель зрелости личности. Честное, а главное, добросовестное выполнение своих обязанностей - первый и необходимый показатель развития человека. В этом и проявляется ценность труда. Приучать ребёнка к труду необходимо с самого раннего детства. Мы будем учить его видеть необходимость работы, пробуждать личную инициативу ребёнка, воспитывать способность терпеливо выполнять задуманное. Нужно предложить ребёнку сделать работу так, чтобы он сам проявил желание её выполнить с удовольствием. А для этого труд должен быть: посильным, потому что он способствует всестороннему развитию; разнообразным и интересным, так как он связан с работой воображения и мысли.

        Если ребёнок будет систематически выполнять посильные трудовые обязанности, и будет стараться доводить дело до конца, так он будет закалять свою волю и воспитывать в себе ответственность и настойчивость, а эти качества пригодятся человеку в любой деятельности. Выполняя посильный труд, ребёнок начинает с уважением относиться и к труду других людей. Он приучается заботиться о ближних и стремится сделать порученное дело хорошо.

        Очень важную роль играет оценка взрослыми результатов детского труда. Похвала позволяет формировать мотивацию для старания ребёнка. Недопустимо наказывать трудом. Иногда мы забываем, что труд должен быть источником наслаждения для ребёнка. Таким образом, труд - один из важнейших факторов формирования личности ребёнка. В раннем детстве дети сами начинают проявлять интерес к работе, важно не упустить этот момент и направить их развитие в нужное русло. Благодаря трудовому воспитанию закладываются основы морали и нравственности, правильное понимание труда и доброе отношение к нему.

В настоящее времяв дошкольных образовательных учрежденияхвводится ранняя профориентация,которая является новым и важным направлением работы. Она неразрывно связана как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью детей.  

Важно определится, что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.  Ранняя профориентация в дошкольном образовании носит преимущественно информационный характер: ребенок узнает о профессиях родителей, дедушек, бабушек, знакомится со спецификой различных профессий и требованиями, предъявляемыми к людям определенной профессии.

Ранняя профориентация дошкольников – это фундамент для выстраивания профессиональных предпочтений ребенка.

Цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Задачи : 1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры).                                          2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда).                                                                                                                                                          3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления. 4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.       5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни.                                                                                                                               6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

 Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в группе . Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

Формы работы и методы обучения и воспитания  по ранней профориентации дошкольников

Наглядные (живые образы), к которым относятся:

− экскурсии Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (хлебо-булочный магазин-продавец,библиотека). Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать (арктика и антарктика (ледниковый патруль), космодром).

− наблюдения

− дидактические пособия

− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

 Словесные, которые включают:

− художественное слово

− рассказ воспитателя

− беседы

− малые фольклорные формы

− проблемные ситуации

− высказывания и сообщения

 Практические – это:

− трудовые поручения

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

− игровые обучающие ситуации

− сюжетно-ролевые игры

 Игровые, к которым относятся:

− дидактические игры

− игровые упражнения

− игры с правилами

− словесные игры

− игры-воображения

− игры-шутки

Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.

 Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий

Проектная деятельность.

В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток…

Необходимо, что бы праздники и развлечения отражали народные традиции, связанные с трудом и различными сторонами жизни,  с  рассказами о народной игрушке, прародительнице современной куклы, облик которой трансформировался от тряпичной куклы на протяжении столетий, всё это должно вызывать оживленный интерес, желание мастерить, делать игрушки своими руками.

Познакомить с особенностями уклада жизни, трудом и культурой народа осуществляется через разные виды деятельности: - экскурсии в русскую избу, дают возможность познакомиться с предметами быта, орудиями труда, их назначением, - знакомство с народными промыслами, увлекает детей, воспитывает желание беречь красоту, созданную руками человека.

При ознакомлении детей с профессиями, необходимо учитывать самые востребованные профессий в России, например:в 2024 году - это

Медицинский работник.Среди популярных специальностей — терапевт, стоматолог, хирург, анестезиолог, невролог, педиатр. В будущем возможен спрос на новых специалистов. Появляются такие специальности, как молекулярный диетолог, разработчик киберпротезов и имплантатов, генетический консультант, ИТ-генетик.

Инженер

Аналитик.В зависимости от сферы деятельности бывают финансовые, системные, программные, бизнес, продуктовые и веб-аналитики.

Разработчик.Специальность говорит сама за себя: нужно разрабатывать различные технологии и продукты. Например, сайты, приложения, компьютерные игры, сервисы, поисковые программы.

Менеджер.С ростом объема торговли через интернет возник спрос на менеджеров по онлайн-продажам, специалистов по маркетплейсам и бренд-менеджеров. По-прежнему нужны менеджеры по управлению персоналом и по работе с клиентами, антикризисные и финансовые управляющие.

Специалисты по интернет-маркетингу.  К ним относятся интернет-маркетологи, SEO- и SMM-специалисты, копирайтеры, дизайнеры.

Работники сферы образования.            Это педагоги, методисты, тьюторы. С ростом популярности интернет-образования появился спрос на специалистов, работающих через интернет: например, преподавателей онлайн-курсов или онлайн-репетиторов. 

Работник сельского хозяйства.  К ним относятся агрономы, зооинженеры, ветеринары, фермеры, трактористы, механизаторы.

Логисткоторые занимаются организацией перевозок.

Работники промышленности.Крупным заводам и небольшим компаниям нужны слесари, монтажники, техники, сварщики, литейщики, токари, наладчики и другие специалисты.

Обратить внимание детей, что любой труд почётен, познакомить детей с доской почёта, где отмечены лучшие.Почетные свидетельства о занесении на районную Доску Почета получили, например:

- АО « ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева - генеральный директор Владимир Григорьевич Архипов;

- МДОУ «Детский сад № 19» ЭМР - заведующий Ирина Султановна Шевченко;

- МБУ ЦНТ «Дружба» ЭМР - директор Светлана Владимировна Гаврюшина;

- ГАУЗ «Энгельсская районная больница» - главный врач Елена Борисовна Широких;

- ООО Фирма «Бриг» - заместитель генерального директора Сергей Федорович Старосельцев;

- МОО ЭМР «Клуб единоборств «Кобра» - руководитель Александр Олегович Еремеев.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. У дошкольников формируется самосознание, важной частью которого является понимание своих интересов и увлечений, которые могут в дальнейшем стать основой для выбора профессии. В дошкольный период ребенок знакомится с разнообразием профессий, получает базовые знания о специальности, чтобы понять, что интересно ему самому. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.

Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств,  как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.                                                                                                                                                                       Труд - неотъемлемая часть жизни абсолютно каждого человека в любом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Доклад "Формирование нравственных ценностей у дошкольников через театрализацию"

Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание. Формировать нравственных качеств необходимо начин...

Доклад на тему: "формирование представлений о труде взрослых через дидактическую игру".

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о ...

«Формирование представлений о труде взрослых как средство до профессионального самоопределения и ранней профориентации дошкольников»

Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о труде и формирует положительное отношение к нему....

Доклад на тему: «Внедрение основ финансовой грамотности в ДОУ, как ранней профориентации дошкольников».

Доклад на тему: «Внедрение основ  финансовой грамотности в ДОУ,  как ранней профориентации дошкольников»...

Консультация для педагогов "Формирование представления о труде, как нравственной ценности у дошкольников".

В современном обществе  стоит проблема воспитания нравственной личности. В последние годы усилилась тенденция к глобализации, что приводит к потере традиционных для российского общества...