Доклад Тема: «Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Туровская Елена Сергеевна

Мы живем в эпоху глобальных перемен. С одной стороны изменения — это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразной. С другой стороны — вместе с этим, незаметно утрачиваются, изменяются основные, базовые ценности. Так, например, есть основание говорить о том, что в современном обществе теряется историческая преемственность с прошлым, подрастающему поколению не передаются семейные традиции, гедонизм (удовольствие) становится нормой жизни, утрачивается чувство патриотизма, как одной из духовно-нравственных ценностей нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_turovskaya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Калининский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников «Солнышко»

Доклад

Тема: «Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей раннего возраста»

Туровская Елена Сергеевна,

воспитатель

Калининский

Март 2024.

Мы живем в эпоху глобальных перемен. С одной стороны изменения — это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразной. С другой стороны — вместе с этим, незаметно утрачиваются, изменяются основные, базовые ценности. Так, например, есть основание говорить о том, что в современном обществе теряется историческая преемственность с прошлым, подрастающему поколению не передаются семейные традиции, гедонизм (удовольствие) становится нормой жизни, утрачивается чувство патриотизма, как одной из духовно-нравственных ценностей нашего народа.

Для маленького человека очень важно, чтобы рядом с ним были значимые люди: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки. Это корни, которые связывают его с родным домом. Мама и папа, родная улица, дом — именно в семье начинается зарождение того зерна, из которого произрастает чувство любви к своей Родине. То, что дают ребенку родители, закладывается в его духовную основу, нравственные ориентиры.

Цель духовно - нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. 
В то же время, в социуме остро ощущается «дефицит нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сейчас весьма актуальна. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции:

  • материальные ценности возвышаются над духовными;
  • книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка входят персонажи сказок и мультфильмов не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
  • большое количество всего иностранного в быту, на телевидении и в музыке;
  • искажены представления детей о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Все это привело к утере понятия истинных ценностей,  исчезли идеалы человека – труженика, воина - защитника Отечества. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших.

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

В основе духовно-нравственного воспитания  лежат всем известные ценности: жизнь, добро, милосердие, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь и т.д.

На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: бесконечное множество мультфильмов, огромный поток информации из  интернета и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка и их родителей.

Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию у детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей. В своей работе мы используем картотеку потешек во всех видах деятельности.

В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.

 Перед педагогами группы раннего возраста были поставлены следующие задачи:

 -  с раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия;

 -  воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю через сказки;        

 -  знакомить детей с основами труда посредством сказок.

Отталкиваясь от данных задач, в группе раннего возраста организована следующая работа по духовно – нравственному воспитанию малышей:

- чтение сказок, загадок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, колыбельных;

- обыгрывание потешек, показ сказок посредством кукольного театра;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- оформление альбомов с фотографиями «Детский сад», «Семья», оформление плакатов ко Дню Матери, Дню защитников Отечества, 8 Марта; иготовление подарков – аппликаций для мам, для пап к праздникам;

- уход за растениями в «Экологическом центре»;

- наблюдение за живой и неживой природой на прогулке;

- развитие санитарно-гигиенических навыков; -кормление птиц зимой;

- трудовые поручения, наблюдение за трудом взрослых, других детей;

-проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.)

Духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Детям в раннем возрасте  читаются книги, предназначенные для детей. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это сказки. Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста начинают именно с интереса к сказкам. Сказки – это самые первые и любимые произведения у детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

При работе с семьёй используются такие формы работы как:

- родительские собрания на духовно – нравственные темы;

- беседы;

- работа с социальными сетями и месенджерами;

- консультации в разных формах;

- проведение совместных выставок, конкурсов;

-анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).

Таким образом, важным условием духовно – нравственного воспитания ребёнка раннего возраста является взаимодействия детского сада и семьи.

Подводя итог, хочется сказать, что шутки о том, что вместе с поколением невоспитанных детей мы получаем такое же поколение родителей, давно перестало быть шуткой. И часто современный педагог не может добиться успехов в воспитании ребёнка потому, что нравственные установки и требования к ребёнку в семье и в детском саду кардинально разные.

Поэтому так важно начиная с самого раннего возраста взращивать сотрудничество с семьёй, чтобы успешно заниматься образованием подрастающих детей. Это процесс не простой, требующий от педагогов не только знаний, но и мудрости, терпения, тактичности, особой коммуникабельности и ежедневного внимания. Мой личный опыт показывает, что именно система заложенная и поддерживаемая все последующие годы работы даёт хороший результат.

Учить здороваться, мыть руки, убирать на место одежду, беречь и уважать других людей, помогать, интересоваться делами, сопереживать – из многих мелочей складывается жизнь детей. Мы, воспитатели, прежде всего своим примером и своим отношением к вещам, событиям, людям, воспитываем детей и приобщаем

духовно-нравственным ценностям…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста». Дидактические игры по теме.

Первая мл группаИгра "Предметы народного быта" (лото) представляет собой карточку и фишки, содержащих рисунок- предмет народного быта. Цель игры : формирование умения детей находить пар...

Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»

Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...