Подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
статья

В статье изложены подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подходы к патриотическому воспитанию

ребенка дошкольного возраста

Корнеева Наталья Анатольевна,

воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Колпинского района Санкт-Петербурга

 e-mail: korneevanatalya71@gmail.com

     Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких россиян.

Основы патриотизма начинают закладываться в детстве, в его ближайшем окружении, в семье. Мальчику необходимо объяснять, что он будущий мужчина, который должен защищать слабых, не бояться тяжелой работы, быть смелым, заниматься спортом. Конфликты стараться решать без кулаков, уметь договариваться, а где-то уступить.

Девочкам показывать доброжелательные отношения, уметь заботиться о своих близких и родных людях.

     Уже в дошкольном возрасте ребенку рассказывают в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Почему мы испытываем чувство гордости за свою страну, за город, в котором живем. В этом возрасте детей знакомят с историческими событиями своей страны, рассказывают о подвигах, которые совершали наши прадеды, защищая Отечество.

Что же такое патриотизм?

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. С детства ребёнок слышит родную речь. Мама рассказывает сказки, из которых дети узнают о хороших и плохих поступках, о трудолюбии, взаимопомощи.

Патриотизм - это еще и политическая позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством.

     Существуют разнообразные методы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, подбор стихов и песен для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Из поколения в поколение через сказки и истории наши предки учат нас быть добрыми, любить и уважать свой край, свою Родину. Знакомят нас с праздниками, культурой, обычаями и традициями. Ребенок растет в многонациональном обществе, поэтому должен понимать, что у каждого народа своя культура, свои традиции. Поэтому необходимо ко всем народам, независимо от их национальности, относиться доброжелательно. Ребенку необходимо объяснить, в чем отличие государственного и народного праздников.

     Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов, нциональная культура. Разнообразие в культуре, традициях делает жизнь более интересной. Так, например, у нас говоря "да", мы киваем головой, а в Болгарии это обозначает "нет". Если в России мужчины здороваются, пожимая друг другу руки (древний обычай - показывали, что у них нет в руках оружия), то в Японии люди кланяются друг другу, а в Индии кланяются, складывая две ладони вместе. В Китае вместо ложек используют палочки, у азиатов принято есть, сидя на полу. У каждого народа свои народные песни. И все это выражается в культурном наследии разных народов.

     Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

     Любовь к природе - это тоже патриотизм. Детей необходимо приучать бережно относиться к нашей планете, поддерживать чистоту в окружающем нас мире, создавать уют и красоту не только в своей квартире, но и подъезде, во дворе. Как часто можно видеть детей, бросающих мусор. Они даже не обращают внимание на то, что, съев конфетку, фантик выбросили на землю. Зачем убирать, если завтра придет дворник и все подметет, ведь это его работа. Но это в городе, а кто будет убирать мусор в лесу? Когда после семейных прогулок остаются горы мусора: пластиковые бутылки, пакеты, обертки… А ведь это все наше воспитание. Необходимо приучать, объяснять детям, что созданное другими людьми, необходимо беречь.

     Необходимо бережно относиться и заботиться о животных. Поэтому, гуляя с детьми в парке, в лесу, возле речки, необходимо рассказать детям о правилах бережного отношения к природе. Объяснить детям, что не надо просто так рвать цветы, чтобы потом их выбросить, потому что они завяли. Нельзя просто так убивать насекомых, потому что ими питаются птицы и другие животные.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма

по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Беречь духовную память, традиции родного народа, не уничтожать прошлое, а творить новую историю родного края, передавать ее будущим поколениям благородное дело, достойное настоящих патриотов. Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их должен каждый сознательный гражданин свой страны.

Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу!

     С раннего возраста мы можем привлекать наших детей к участию в субботниках, не сорить на улицах города. Следить, чтобы в своих дворах, парках никто не оставлял мусор, поддерживать друг друга и идти к общей большой мечте - мечте сделать нашу Родину еще более светлой, красивее, богаче. Вот тогда и про нас скажут: «Это патриоты своей страны».

Ребенок среднего дошкольного возраста должен знать и называть свои имя и фамилию, имена родителей, может назвать город и улицу, на которой живет; иметь представление о флаге, гербе и мелодии гимна России, иметь представление о празднике День Победы.

В дошкольных образовательных учреждениях уделяется особое внимание  воспитанию патриотических чувств. Но полноценное воспитание юного гражданина возможно только при взаимодействии с родителями. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача.

Рекомендации для родителей:

1. Читайте ребенку книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

2. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, книгам, вещам. Сходите с ребенком в библиотеку и покажите, как хранятся книги.

3. Смотрите с ребенком кинофильмы и другие передачи, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, их вклад в жизнь общества.

4. Рассказывайте о достижениях в нашей стране, о подвигах, о космонавтах, спортсменах …

5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

6. Расскажите как называется улица, на которой вы живете, какие достопримечательности есть в вашем городе.

7. Расскажите о профессиях общественных учреждений (продавец, библиотекарь, врач, спасатель, водитель и др. и значимости каждого работника. Расскажите о своей работе (что делаете, какую пользу приносит ваш труд людям). Каждый труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Учитель воспитывает и делится с детьми самым сокровенным. Медик заботится о здоровье. Бухгалтер ведет учет, что помогает сохранить порядок и избежать перерасхода. Адвокат защищает невиновных. Полицейский следит за порядком.

8. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

9. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

10. Посещайте выставки, музеи.

11. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины. Организуйте экскурсию по городу, расскажите о памятниках. Если не хотите гулять, то можно провести путешествие по интернету.

12. Когда говорите о проблемах, отмечайте и положительные моменты.

13. Вместе с ребенком принимайте участие в субботниках и озеленении участка.

Покажи им на вашем примере, что значит «любить свою Родину». Не ругайте при детях ни страну, ни правительство. Откажитесь от негативных высказываний о вашем труде и зарплате. Рассказывайте о вашем детстве, вашей семье. О профессиях, которые познали ваши предки. Кем они были, и какой вклад в развитие страны оставили. 

     Каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гендерный подход в патриотическом воспитании дошкольников".

Доклад на тему: "Гендерный подход в патриотическом воспитании дошкольников"....

Современные подходы в патриотическом воспитании в ДОУ

Очень важно в наше непростое время ориентировать детей на настоящие ценности в жизни : - любовь к семье, Родине. И я хочу поделиться своими находками в этом направлении....

"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"

quot;Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников"    (Из опыта  работы)...

Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение люде...

«Нравственно-патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОУ»

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства...