Сказка " Табан хургад"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева«Табанхурган» для детей подготовительной группы
Интеграция по образовательным областям: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,
Цель: Формировать интерес к познанию бурятского фольклора
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с содержанием сказки.
-стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме.
- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, сформировать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы.
Речевые:
- Обогатить словарь детей новыми лексичискими единицами: hайханхургад (красивые – гоёхон, жаахан - милые, тоомтой - послушные, хулуухадамуу - воровать плохо, ажалхэхэдэhайн - работать хорошо).
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать честность, порядочность.
-воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей.
- Как будет слово рука на бурятском языке.
Дети: -Гар.
- Давайте скажем все вместе. Энэгар. Это рука.
- На руке – пальцы (хургад).
У каждого пальца на руке есть имя. Давайте вспомним названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
- Как называется большой палец руки на бурятском языке?
Дети:- Эрхы
Воспитатель: Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец).
Дети: Долёобор.
Все: Долёобор.
Воспитатель: Следующий палец на бурятском языке называется как?
Дети: Дундахурган.
Воспитатель: Четвёртый палец как называется?
Дети: Нэрэгуйхурган.
Воспитатель: Энэхурган (показываю мышкой на мизинец)
Дети: Шэгшы.
Воспитатель: Дети, ещё раз правильно по порядку назовите все пальцы руки на бурятском языке.
Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы.
Воспитатель: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке.
Дети: Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан.
Все: Табанхургад.
Воспитатель: Ребята, хочу вам рассказать одну бурятскую сказку: «Табанхурган».
Итак, слушайте внимательно сказку: «Табанхурган». (Рассказывание сказки воспитателем).
Ребята, о чем эта сказка? Что надумали большой и указательный пальцы. Большой палец надумал своровать овечку. А указательный палец решил ему помогать.
- Поступок, который хотят совершить большой палец и указательный плохой или хороший? (плохой)
- А почему? (они плохо поступают, нельзя воровать)
Воспитатель: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать это очень плохо!
Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!
Воспитатель: Хулуухадамуу!
Дети: Хулуухадамуу!
Воспитатель: Ребята вспомните и скажите, что говорил средний братец?
Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя!
Воспитатель: Того, кто ворует как называют?
Дети: Вор! Вор!
Педагог: Это выражение приятное?
Дети: Неприятное!
Воспитатель: Очень неприятное! Средний братец понимает, что воровать плохо. Средний палец переживает и волнуется за братьев, чтоб они не пошли на это плохое дело, если же они своруют, то братьев будут называть: «Вор! Вор! » не будут называть, что это большой палец, а это указательный палец. Средний палец очень переживает за братьев. Средний братец хочет, чтобы у каждого брата было своё имя (большой палец – эрхы, указательный палец - долёобор) .
Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец.
Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно!
Воспитатель: Каким вы видите этого братца?
Дети: Плохим!
Дети: Плохо говорит о своём имени.
Воспитатель: Безымянный палец не ценит свое имя. И ему все равно как его будут называть. Т.е. он не дорожит своим именем.
Воспитатель: Мы с вами живём в России, есть такой закон, который гласит о том, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.
Педагог: Что мы можем сказать безымянному пальцу?
Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя!
Педагог: өөрынгөөнэрэдэдуратай бай!
Дети: өөрынгөөнэрэдэдуратай бай!
Педагог: Дети, что вы скажите о самом младшем братце – мизинец.
Дети: Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!
Воспитатель: Шэгшыбэрхэ!
Дети: Шэгшыбэрхэ!
Воспитатель: Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табанхурган», через эту сказку вы поняли, что такое хорошо и что такое плохо. Узнали о том, что друг к другу надо относиться заботливо, беречь своё имя, фамилию.
Динамическая пауза: «Тобтобтоборооб»
Ребята, мы с вами немного отдохнули. А теперь, я предлагаю сесть за столы.
У вас на столах лежит картон оранжевого цвета. Я предлагаю каждому обвести свою ладошку и вырезать. А что получится из наших ладошек- вы узнаете в конце нашего занятия.
Самостоятельное выполнение задания. Дети обводят свои ладошки и вырезают.
Воспитатель: Ребята, а теперь подходите к доске и приклейте свои ладошки по краю круга. Смотрите, что у нас получается.
Дети: солнышко.
Воспитатель: У нас получилось солнышко. А наши ладошки превратились в солнечные лучики. И я очень надеюсь, ребята, на то, что ваши руки будут всегда совершать только хорошие поступки, делать только добрые тела. И дарить всем тепло, как эти лучики солнца.
Рефлексия:Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табанхурган», У каждого пальца на руке есть имя. Давайте вспомним названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Каким был болшой палец?
……………указательный палец?(ответы)
……………средний палец?(ответы)
……………безымяный палец?(ответы)
……………мизинец?(ответы)
Через сказку «Табанхурган» о чём вы поняли? (ответы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-309052-1455171936.jpg)
Итоговое мероприятие по бурятскому языку с детьми подготовительной к школе группы по сказке А.Тороева "Табан хургад"
Итоговое мероприятие по бурятскому языку с детьми подготовительной к школе группы по сказке А.Тороева "Табан хургад"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/01/picture-1097931-1546369457.jpg)
Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-1128505-1556164896.jpg)
Пять священных животных « Табан хушуу мал»
Углубить представление детей о домашних животных (пяти священных животных у бурят), учить называть этих животных на русском и бурятском языках....
Конспект по сказке А. Тороева "Табан хурган"
Конспект ООД по сказке А. Тороева "Табан хурган" в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/26/picture-1465882-1679842226.jpg)
Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган» для детей старшей группы
Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган»для детей старшей группы...