Выступление на педагогической неделе «Краеведческое образование как направление патриотического воспитания дошкольников»
консультация

Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста.

Данный отрезок времени - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, т.к. детские образы, восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а и иногда на всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, игрушках, играх, впечатлениях о природе родного края, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живет ребенок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя

Выступление на педагогической неделе

«Краеведческое образование как направление патриотического воспитания дошкольников»

Воспитатель:

Кузьминова Т. И.

г. Ставрополь, 2022

Краеведческое образование как направление патриотического воспитания дошкольников

Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста.

Данный отрезок времени - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, т.к. детские образы, восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а и иногда на всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, игрушках, играх, впечатлениях о природе родного края, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живет ребенок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

В последние годы многие детские сады стали увлекаться краеведением. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды (центра краеведения). Цель создания центров - всесторонне изучение родного края, Ставрополья, России. В задачи же входит следующее:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
  • воспитывать    уважение    к    культуре   других   народов,   

готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать   потребность   в   самостоятельном   освоении окружающего  мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Методы и формы работы по краеведению в дошкольном учреждении:

- приобщение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих;

- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

- практическое действие с предметами;

- музыкально-театрализованная деятельность;

- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

- проведение экскурсий

Центр краеведения в детском саду должен соответствовать определенным требованиям:

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

- целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, достоверность представленного материала;

- возможное объединение уголка изодеятельности и центра краеведения.

Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста  детей.

Младший возраст (4 год жизни):

- Альбомы: «Наша семья», «Мой город», «Наш детский сад»,   «Праздники дома и в детском саду».

- Художественная литература: стихи о родном городе,   потешки, скороговорки.

- Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Ставрополья», «Наш город в разное время года»

- книжка-раскраска «Моя улица», «Мой дом».

- рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающем мире.

- совместные работы из бросового и природного материала.

- образцы декоративно-прикладного искусства.

Средний возраст (5-ый год жизни)

- альбомы выше перечисленные плюс альбом «Мое Ставрополье».

- художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки, рассказы и стихотворения о городе Ставрополе.

- папки-передвижки:  «Ставрополь в разные времена года», «Животный и растительный мир  Ставрополья».

Игры   «Мое   настроение»,   «Мой   город»   и   другие   разработанные воспитателем.

- картинки-иллюстрации аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием и т.д.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

- альбомы выше перечисленные плюс «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина,), «Наш край» (медицина, спорт, культура, образование, промышленность

- аудио и видеокассеты о родном крае.

- рисунки детей.

- рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

- выставка детских работ и рукоделие (вышивка, вязание, плетение и прочее).

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания. Однако принципы и методы такой работы раскрыты и представлены недостаточно в программах и в методических пособиях по этому разделу.

В полной мере понять и осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цвета и образов- не простое дело для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик кругозор не обширен. Поэтому, подбирая методы и приемы патриотического воспитания должны учитывать все особенности дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

В содержание материалов краеведения в старших группах входит наличие государственного флага и герба. А известно ли нам сама история происхождения государственных символов? «Не зная прошлого, не узнаешь настоящее»,- говорят в народе. История флага начиналась с истории стяга. В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал палку, на конец которой привязывал пучок травы, ветки или конский хвост, окрашенный яркой краской, поднимал ее высоко над головой. Такой знак был виден издалека. Со всех сторон к воину с такой палкой подходил, стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли  - стяг. Под стягом собиралось войско, которое отправлялось защищать свою землю.

Однажды кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру и была хорошо видна издалека. Так появились первые флаги. Каждый город, каждое войско имели свой флаг. Дело в том, что по цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Это могли быть и воины, которые возвращались домой. Но могли быть и враги, желающие захватить город. Заходили на отдых войска дружеского города. Когда город захватывали враги. Они тут же вывешивали на башнях свой флаг. Увидев флаг, проходившие мимо странники понимали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.

Постепенно размеры полотнищ увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамена тоже имели различные цвета - зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатые узоры

Материал содержания центр краеведения должен быть интерактивен, тогда он будет использован эффективно.

Варианты использования в работе с детьми.

1. Детям предлагается дидактическое пособие «Собери герб».

Изготовить  из  картона поля герба разнообразных  цветов.  Силуэты разных    животных   и    растений,    предметов.    Предложить    детям представить себя старинными рыцарями и создать собственный герб. Объяснить свой выбор изображения на гербе.

2. Предложить подумать и создать герб группы, детского сада.

3. Домашние задания:

Поискать дома изображения гербов разных стран, народов, городов. Это могут быть иллюстрации, фигурки рыцаря со щитом. Монеты, значки, открытки, предметы домашнего обихода и т.д. Результаты поиска могут послужить    толчком    к    созданию    мини-музея   «Государственные символики».

Вместе с родителями продумать герб своей семьи, нарисовать его и дать пояснения к изображенным символам.

3адание - «Раскрась Государственный флаг России».

Карта.

Формы работы с картами тоже может быть разнообразными. «Кто где живет» (на карте населенного пункта флажками отмечаются дома, в которых живут дети, улицы, на которых живут бабушки и другие родственники). «Где живут мои родные» (работа с картой России, стран СНГ, мира).

 

Литература:

1. Ривина Е.К. российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М., 2004

2. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду. – М., 2008

3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Проект: Эколого- краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества патриотическое воспитание через экологическую и кр...

Доклад для Педагогического совета «Экономическое образование – новое направление дошкольного воспитания»

Доклад старшего воспитателя МБДОУ д/с № 26 Тихоновой А.А. для Педагогического совета на тему: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация проекта (старшая группа) «Краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»

var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.mainSc...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Актуальность проблемы патриотического воспитания в ДОУ"

Конспект разработан с учетом актуальности данного направления в дошкольной педагогике. Педсовет проводится в виде командной игры, участвуют 2 команды педагогов....

Презентация для РМО на тему "Воплощение педагогических идей по направлению патриотического воспитания дошкольников посредством привлечения социальных партнеров – Воронежской кадетской школы им. А.В. Суворова"

1  слайд - Тема: "Воплощение педагогических идей по направлению патриотического воспитания дошкольников посредством привлечения социальных партнеров – Воронежской кадетской школы им. А...