Непосредственно -образовательная деятельность "В осеннем лесу"
план-конспект занятия (старшая группа)

Овсянникова Юлия Владимировна

Непосредственно -образовательная деятельность "В осеннем лесу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности

Педагог:   Овсянникова Юлия Владимировна

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,        

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа: старшая группа.

Дата:14.10.2022г.

Тема: «В осеннем лесу».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Формировать умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, учить делать выводы, умозаключения.

Образовательные задачи: 

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, способствовать закреплению счёта в пределах 10.

Развивающие задачи:

Развивать внимание, мышление, память, связную речь, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире, логическое мышление.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, интерес к поэзии, живописи, музыке, а также любовь к природе в любое время года.

Предшествующая работа:

- Наблюдения за живой и неживой природой.

- Экскурсии  в школьный сад.

- Рассматривание репродукций и картин об осени.

- Чтение художественной литературы по теме.

- Заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.

- Заготовки из солёного теста.

Материалы и оборудование:

Репродукции картин «Золотая осень» Левитана; Шишкина.

Картинки с изображением осеннего леса, перелётные птицы, листья и плоды с деревьев, аудиозапись «Шум леса», «Времена года. Осень».

Организационный момент:

Настроить детей на участие в организованной образовательной деятельности:

  • Упражнение на создание эмоционального настроя «Улыбка».
  • Мотивационный настрой: чтобы отправиться в путешествие, нужно выполнить  задания.
  • Активация мыслительных операций: загадка, игра «Погода осенью»

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в зал.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, улыбаются друг другу.

Ответы детей: золотой, жёлтый.

Ответы детей: это лес.

Ответы детей: дождь, снег, туман.

Ответы детей: посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.

Ответы детей:

- дождливая

- ветреная

- холодная

- пасмурная

- сырая

- хмурая

- ясная

- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам!

Давайте, встанем в круг и подарим всем улыбку.

- Встаньте, дети, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

- Дети, посмотрите, к нам в группу залетел осенний листочек. В какой цвет покрасила его осень?  

- Этот листок приглашает нас в сказочное путешествие. А чтобы узнать куда, вам надо отгадать загадку, слушайте:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят: Сашу – ежевикой,

Полину – брусникой,

Никиту – орешком,

Диму – сыроежкой,

Алису – малиной,

Ваню хворостиной.

- Вот сейчас мы с вами совершим путешествие в загадочный лес, но прежде нам надо посмотреть прогноз погоды.

Осадки? Что это такое?

- Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Игра «Погода осенью»

-Дети, а какая бывает погода осенью?

Когда идет дождь

Когда дует ветер

Холодно

Пасмурно

Сыро

Хмуро

Ясно

- Молодцы: Вы правильно говорите, о погоде.

 Диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки (аудиозапись)

2. Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проходят полосу препятствий.

Дети присаживаются на стулья.

Ответы детей: берёза

Ответы детей: ель

Ответы детей: клён

Ответы детей: дуб

Ответы детей: сосна

Дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ответы детей: ранняя, поздняя.

Дети показывают и называют.

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ответы детей: погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, дуют прохладные ветры, желтеет и высыхает трава. Иногда идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, появляются в лесу грибы.

Ответы детей: дни короче, ночь длиннее. Солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь. Небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночи холодные, листья на деревьях приобретают разноцветный окрас. Насекомых становиться всё меньше, улетают на юг журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи.

Ответы детей: листья все облетели и потемнели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди, ночью иногда бывает мороз, звери готовятся к зиме.

Ответы детей:7

Ответы детй:2

Ответы детей: на берёзе  не растут яблоки.

Ответы детей:2

Ответы детей:5

Ответы детей: Сентябрь пахнет яблоками – октябрь капустой.

 Осень – перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется да долго тянется. Осень идёт за собою дождь ведёт.

В ноябре зима с осенью борются.

Ответы детей: У лося отпадают рога. Зайцы меняют серые шубки на белые. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка, меняет окрас с рыжего на серовато-белый. Делает запасы в дуплах деревьев и сухой листве.

Ответы детей: март (весенний месяц);

рябина (плод дерева);

лиса(не меняет шкурку)

заяц(не делает запасы).

Дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ответы детей: перелетные, зимующие.

Ответы детей: это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Ответы детей:

-Никогда бы не было коротких дней.

-Не увидели золотую листву.

-Не наблюдали за цветными листьями.

-Не было бы листопада.

- Не успели - бы улететь птицы на юг.

-Не было бы туманов.

-Не летали бы серебряные нити паутины.

Насекомые, жуки, червяки не успели - бы спрятаться и замерзли.

-Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

Не лил бы осенний моросящий дождь.

Дети выполняют упражнение

(Машем руками, постепенно поднимая их вверх) 
(ладонь «козырьком» ко лбу) 

(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

(Соединить ладони)
(
Раскрыть ладони.)
(Ритмично подушечками пальцев правой руки здороваться с пальцами левой руки)

Ответы детей: Воробьи, галки, вороны, голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

- А теперь можно отправляться в наше путешествие.

Сначала пойдём по тропинке, переступим через лужи, перепрыгнем с кочки на кочку, пройдём по мостику, вот и пришли.

 -Вот и лес

 -Здравствуй лес, дремучий лес ,полон сказок и чудес! Сколько разных деревьев тут растёт, я загадаю загадки, а вы дадите ответ, но сначала давайте присядем. 

Загадки про деревья: 

1.Русская красавица стоит на поляне,

В жёлтенькой кофточке,

В белом сарафане.

2.Что же это за девица:

 Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

3.Каждый год на нем с охотой,

Вырастают самолёты.

Жаль, что каждый вертолёт,

На один всего полёт.

4.Тёмной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной.

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей (дуб).

5.Стройная, высокая,

С липкою смолой,

Крепкой древесиною,

Шапкою густой.

Игра с движениями: «Пришла осень» 

Пришла осень, пришла осень.

Мы с друзьями в лес идём,

Много листьев самых разных,

Мы в букеты соберём.

Вверх листочки мы поднимем,

 И покружимся легко.

А потом их вверх подбросим

Пусть взлетают высоко.

- А какие периоды осени вы знаете?

- Посмотрите перед вами несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень.

-Вам известно что, каждое время года состоит из 3 месяцев.

Назовите месяцы осени.

- Отлично! Вы правильно назвали месяцы.

А что происходит с природой в сентябре?

 

- Какая погода в октябре?

 

- Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

-Замечательно. Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

- Ой, посмотрите, письмо на пенёчке лежит «Детям старшей группы от лесовика», он пишет, что нас ждёт сюрприз, если мы справимся с заданиями.

- Для начала надо решить, лесные задачи: и на счёт и на внимание, слушайте внимательно, отвечайте старательно. 

Осенние задачи:

1.Дружно муравьи живут и без дела не снуют: Два несут травинку, два несут былинку, Три несут иголки. Сколько их под ёлкой?

2.Ёжик по грибы пошёл, Пять рыжиков нашёл. Три грибка в корзинку, Остальных на спинку. Сколько рыжиков везёшь ,На своих иголках, ёж?

 3.На берёзе 3 толстые ветки. На каждой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок?

4.Заяц весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

5. Шесть весёлых медвежат, За малиной в лес спешат, Но один из них устал. А теперь ответ найди – сколько мишек впереди?

- Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы отлично справились с задачами.

-Ещё задание лесовика, какие пословицы и поговорки вы знаете об осени.

- Дети, вы, верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

-Хорошо. А теперь третье задание от лесовика.

Игра «Четвертый лишний»

Сентябрь, октябрь, ноябрь, март .

Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь.

Белка, горностай, лиса, заяц.

Мышь, полевка, белка, заяц .

Физкультурная минутка

Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу .

Локти согнули – кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем,

Это птицы на юг летят

Как они сядут, покажем -

Крылья мы сложим назад.

- Скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

- А что же это за перелетные птицы?

-А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

- Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому, что вода на реках замерзает.

- Во время перелета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

- Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

Пальчиковая гимнастика «Птицы к югу улетают»

Птицы в небе тают, тают - 
Птицы к югу улетают. 

Все растаяли вдали,

Аист, цапли, журавли.

Если вместе мы встречаемся,

Мы друг другу улыбаемся.

Добрый, добрый, добрый день,

Нам здороваться не лень!

- А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

- Дети вы, верно, подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! У вас отличные знания о птицах.

Звучит музыка

«шум леса»

Репродукции картин «Золотая осень» Левитана, Шишкина.

На пенёчке лежит письмо с заданиями.

3. Заключительная часть организованной образовательной деятельности:

  • подведение детьми итогов деятельности.
  • поощрение детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети  раскрашивают листочек.

Дети по очереди, делятся впечатлениями о путешествии.

- На занятии по лепке вы делали оттиски кленовых листиков на соленом тесте, и вот они высохли.

 -Возьмите краски и раскрасьте их так, как это делает осень.

-Вот подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие в сказочный лес? Что вам запомнилось?

- Молодцы, вы старались, я довольна вами.

-У меня для вас угощенье от лесовика.

- А на прощание, давайте, подарим улыбку друг другу!

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Детям раздают лесные яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Осенний лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Осенний лес"...

Непосредственно образовательная деятельность «Осенний лес» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Непосредственно образовательная деятельность «Осенний лес» с использованием здоровьесберегающих технологий.Возрастная группа: 4-5 лет Цель: закрепить знания детей об изменениях в лесу осенью....

Непосредственно Образовательная Деятельность "Осень"

Непосредственно Образовательная Деятельность "Осень" для детей старшей группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Осень в лесу"

Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...