«Моя педагогическая находка» «Использование элементов театротерапии в работе со старшими дошкольниками».
статья

Надежда Анатольевна Каплиева

В настоящее время социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточное внимание всестороннему развитию детей. Это приводит к тому, что современное поколение с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом.  Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал),  или дать пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослых или для детей. Все это  негативно сказывается  на личностном развитии  ребенка – дошкольника. Поэтому одной из основных задач в своей  работе является сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников.

    Существует много здоровьесберегающих технологий: стрейчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, самомассаж и др., однако наиболее эффективной в условиях работы в разновозрастной группе является  театротерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя педагогическая находка»

«Использование  элементов театротерапии в работе  со старшими дошкольниками».

     В настоящее время социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточное внимание всестороннему развитию детей. Это приводит к тому, что современное поколение с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом.  Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал),  или дать пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослых или для детей. Все это  негативно сказывается  на личностном развитии  ребенка – дошкольника. Поэтому одной из основных задач в своей  работе является сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников.

    Существует много здоровьесберегающих технологий: стрейчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, самомассаж и др., однако наиболее эффективной в условиях работы в разновозрастной группе является  театротерапия.

     Театротерапия - эффективная здоровьесберегающая технология, развивающая пластику, слух, вокальные способности. Благодаря  театротерапии ребенок избавляется от дефектов речи, становится раскрепощенным, успешно общается со сверстниками. Театротерапия способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Она включает развитие психофизических способностей (мимика, пантомимика,) психических процессов (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речи (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). В результате ребенок познает мир, выражая свое отношение к добру и злу; преодолевает, неуверенность в себе.

     Театротерапия представляет собой единую систему форм и методов, которые функционируют,   как единое целое:

    1.Дыхательная гимнастика.

       Дыхание есть основа  речевого звучания. От того, как мы дышим, зависит не только красота, легкость, плавность нашего голоса, но и мелодичность речи, и гармоничность мыслей, и, наконец, как результат, способность грамотно их излагать. Начинаю с простых упражнений, которые знакомят детей с самим принципом правильного дыхания. Для этого  я использую три комплекса дыхательных упражнений:

     В первом комплексе  вниманию уделяю типам дыхания — успокаивающе-восстановливающим и очистительным (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

     Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.

     Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы. Использую упражнение «Озвучка», когда немой видеоролик нужно озвучить с помощью дыхания. Например, приближающаяся гроза в природе (шелест листьев, жужжание насекомых)

    2.Пальчиковая гимнастика.

    В процессе театротерапии использую пальчиковые и ручные игры (например, фетровый и вязанный пальчиковый, теневой , конусный театр). Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развить внимание и память, снять психоэмоциональное напряжение. При знакомстве с кукольным театром дети  осваивают новые приемы кукловождения. Развивается координация, рука приобретает уверенность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность.

    3.Сказкотерапия.

    Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Дети получают положительные эмоции, вступают в игровое взаимодействие со сверстниками, анализируют и рассуждают. В ходе работы я подбираю сказку или театральные этюды для постановки в зависимости от текущих проблем в группе. Если  в группе наблюдаются конфликтные ситуации между воспитанниками, то мы разыгрываем, например, этюды по сказкам «Вместе тесно, а врозь скучно» (К. Ушинский), «Синие листья» (В. Осеева) и др. Если наблюдаются проблемные ситуации при формировании культурно-гигиенических навыков, то инсценируем сказки «Мойдодыр» (К.Чуковский), «Маша-растеряша» (Л.Воронкова) и др. Если наблюдаются проблемы с аппетитом или поведением за столом, то - «Сказка для детей, которые плохо кушают» (М. Митлина), «Почему нужно кушать» (И. Гурина). Сказкотерапия в составе театротерапии совершенствует дикцию, движение; развивает умение вести диалог, внимательно следить за ходом действий; способствует раскрытию творческого потенциала детей, учит навыками перевоплощения  игры на сцене, а так же способствует психологическому здоровью дошкольника.

   4.Театрализованная ритмопластика

   Театрализованная ритмопластика содержит два понятия: театрализация и пластика. Театрализация подразумевает зависимость от выполняемых гимнастических упражнений от конкретного содержания литературного материала.  В основу занятий с детьми я  включаю известные и любимые русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский. [3] Например, после прочтения народной песенки в переводе С. Маршака «Котята» ребенок под музыку Г.Свиридова «Зима» по очереди показывает движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Театрализованная ритмопластика совершенствует двигательные навыки, умение владеть своим телом, укрепляет и развивает мышцы, убирает угловатость и скованность.

5.Логоритмика

    Логоритмика занимает особое место в системе комплексного метода работы с дошкольниками и служит цели оптимизации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи. Основу ее составляет принцип  сочетания движения, музыки и слова. Например, с составе инсценировки сказки «Зеркало» (Г.Витез) можно использовать  валеологическую песню - распевку «Добрый день», фонопедическое упражение «Колокольчики будили», ритмодекламацию «Солнечные зайчики и тучка», логоретмическое упражнение «Кого мы встретим в лесу».

    Для успешной работы в данном направлении, необходима, насыщенная

предметно – развивающая среда. У нас в группе есть различные виды  кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, театр Би-ба-бо, театр теневой, театр фигур и масок, бумажный театр мы создали сами, бутылочный, театр ложек, костюмы, парики, настольный театр. Аудиозаписи музыкальных произведений,  звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений, музыкальные инструменты. Оборудованы книжные уголки и комната сказок.

    Музыкальная - театрализованная деятельность имеет ряд преимуществ, для воспитателя при реализации индивидуального подхода. Она положительно сказывается как на развитие детей имеющих проблемы, так и на развитие способностей у одаренных воспитанников.

     К театрализации я обязательно привлекаю родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок, сочиняют сценарии мюзиклов. Также приобщаю родителей к подготовке спектаклей и инсценировок, тем самым, стараясь объединить семью с жизнью детей в детском саду. Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с родителями изготавливаем декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей. Провожу работу с семьями, где родители делятся своим опытом.

    Широко использую дистанционный формат взаимодействия.  Мною созданы чаты в социальных сетях «Viber», «В Контакте». Именно дистанционный формат сейчас позволяет более полно обмениваться актуальной информацией и о событиях детского сада, и о достижениях моих воспитанников, советую, даю ссылки на виртуальные экскурсии по музеям театральных кукол и игрушек. Разрабатываю памятки для родителей по развитию творческих способностей у детей.

    Провожу совместные мероприятия со взрослыми, привлекаю школьников , бывших наших воспитанников, которые создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

    Используя данный материал, я на практике убедилась, что театротерапия эффективно способствует самореализации моих воспитанников. Дети обогащаются  положительными эмоциями, вступают в активное игровое взаимодействие со сверстниками, грамотно  анализируют и рассуждают.

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…”

(Б. М. Теплов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка.конкурсная методическая разработка в старшей группе по окружающему миру: "Путешествие по родному селу борбак-Арыг"

Педагогическая находка.Методическая разработка для конкурса воспитатель года 2019 интегрированное занятие по окружающему миру в старшей группе: "путешествие по родному лесу борбак-арыг!"...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Эксперимент "Кто и почему выходит сухим из воды?"

Данный конспект нацелен на расширение представлений детей о водоплавающих птицах Рязанского  края. В ходе  экспериментальной деятельности дети знакомятся с особенностью перьев водоплавающих ...

Моя педагогическая находка. РМО "Развитие учебной деятельности старших дошкольников посредством ЛЕГО - конструирования"

Использование Лего - конструирование в образовательных областях.https://yadi.sk/i/fv_ARFFDiPulWA...

Педагогическая находка : Мотивационная работа с детьми старшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию свой педагогический опыт по мотивационной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Любое взаимодействие между ребёнком и взрослым начинается с мотивации. Б...

«Педагогическая находка» Открытое занятие с детьми старшей группы «Что такое снег?»

Тип занятия: Интегрированное, познавательное занятие Тема занятия: Что такое снег? Форма занятия: «Снеготека Деда Мороза» Цель: Создать условия комфортного и эмоционального развития детей, воспитыв...

Педагогическая находка. "Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС".

Я вас хотела познакомить с современной игровой технологией как квест – игра.Квест - это путешествие к цели, интересный и увлекательный способ проведения детского интеллектуального и приключенчес...

Презентация моя педагогическая находка "Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников"

Финансовая грамотность – это … В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых об...