Интеллектуально-творческое развитие дошкольников
материал

Утемишева Розалия Фансафовна

Интеллектуально-творческое развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_port.docx902.38 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-творческое развитие дошкольников

в совместной и самостоятельной деятельности

Дети, обладающие развитым  логическим мышлением,  хорошей памятью, устойчивым вниманием легче усваивают и школьную программу. Психологами доказано, что логическое и пространственное мышление оптимально формировать в возрасте от 4 до 10 лет. Ребенок познает окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учится мыслить.

В качестве развития познавательных процессов используют различные методы и средства. Наиболее эффективным средством развития логического мышления дошкольников выступает  игра. В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи: при общении детей в игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли и аргументировать свои утверждения и доводы.

Логические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина, игры-головоломки), позволяющие развить такие интеллектуальные психические процессы как внимание, память, мышление, воображение,  широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются недостаточно.

Технология  логико  – математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности – проблемно – игровая.

Задачи логико-математического развития

  1.  Воспитывать интерес к математическим играм.
  2. Развивать логико-математические представления:  о геометрических фигурах, о пространстве, о времени, о числах.
  3. Развивать логические способы познания:
  • обследование, сравнение;
  •  группировка, классификация;
  •  анализ и синтез;
  •  упорядочение, сериация;
  •  трансформация, трансфигурация;
  •  экспериментирование, моделирование.

Для решения поставленных задач я составила коллаж, изготовила сказочных персонажей, подобрала и разработала игры, совместно с родителями изготовила, раздаточный материл.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\фото из детского сада\S7300338.JPG

С помощью коллажа дети  в игровой форме усваивают сложные логико-математические представления.

     В городе Геометрических фигур  живет человечек Геометрик. Он знакомит детей:ST832567

  • С логическими блоками Дьенеша.

     В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, необходимыми как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обощения, кодировки – декодирования, а также логичсекие операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

      Кубики, изготовленные на основе логических блоков Дьенеша позволяют разнообразить работу с детьми.

Авторская игра

C:\Documents and Settings\Таня\Рабочий стол\детский сад\ST831317.JPG

C:\Documents and Settings\Таня\Рабочий стол\детский сад\ST831319.JPG

  • С играми Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Уникуб», «Хамелеон».

     Каждая игра представляет собой набор задач, которые даются в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, т.е. знакомят с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

«Домик для кубиков»

позволяет более наглядно объяснять алгоритм действий.

Авторская игра

ST831033C:\Documents and Settings\Таня\Рабочий стол\детский сад\ST831314.JPG

C:\Documents and Settings\Таня\Рабочий стол\детский сад\ST831316.JPG

«Веселый зоопарк»

плоскостной вариант игры Никитина «Сложи узор»

Авторская игра

Из скоросшивателей сделаны «клетки» для обитателей зоопарка, с различным количеством карманов. Ребенок должен определить, кто где живет и собрать картинку по  образцу.C:\Documents and Settings\Таня\Рабочий стол\детский сад\ST831295.JPG

1154650C

В городе Веселых Мастеров живет Палочкин-Считалочкин. Он научит детей играть:

  • С цветными палочками Кюизенера.ST832566.JPG

Универсальный дидактический материал, позволит закрепить представления о величине, группировать предметы по цвету и величине, развивать количественные представления.

  • Со счетными палочками.

Развивают не только мелкую моторику рук, пространственные и количественные представления, но и творческое воображение. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по теме.

  • С математическим планшетом.

ST832569.JPG

     В Лесу Загадок детей встречает Мудрая Сова, которая научит детей решать загадки, задачи – шутки, лабиринты, ребусы, кроссворды.

  • Тематический подбор загадок дает возможность сформировать у детей начальные логические понятия.

В Реке Времени плавает рыба Кит, которая познакомит детей с представлениями о времени:мм 001.jpg

  • времена года, месяцы, дни недели,
  • утро – день – вечер – ночь.
  • раньше – позже; сейчас (теперь) – потом 

На острове Заколдованных камней дети смогут научиться играть:

  • В игры на развитие воображение («Дорисуй предмет», «На что похоже»)
  • В игры – головоломки: «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»

Полученные знания и умения дети используют для изготовления творческих работ.

Вьетнамская игра                                  Монгольская  игра                              

В городе Цифрограде  живет принцесса Циферька, которая фф 005.jpg

  • познакомит детей с цифрами и числами,
  • научит сравнивать/уравнивать группы предметов по количеству:
  • моделировать состав числа (из цветных палочек Кюизенера);
  • научит составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логико-математические игры, с их ориентацией на индивидуальный подход, должны занять достойное место.

Список используемой литературы:

  1. Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. – М.: Амрита – Русь, 2009.
  2. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.
  3. Михайлова З.А. Математика до школы. - СПб.: Детство – пресс, 2000.
  4. Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – СПб.: Смарт, 1996.
  5. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  6. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009.
  7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.:  Акцидент, 1997.
  8. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового родительского собрания «Развитие интеллектуально-творческих способностей у дошкольников»

Родительское собрание«Развитие интеллектуально-творческих способностей у дошкольников».Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Повышение родительской комп...

консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"

Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

КРИТЕРИЙ 3. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности. 3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, спортивной направленности.

3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника....

Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир

Диагностика определения  уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В. «Иг...