Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Захарова Юлия Анатольевна

Современный стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическая культура человека формируется с детства, и именно от неё зависит то, как человек будет относиться к окружающей природе.

Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по экологическому воспитанию дошкольников старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Тема

Цели

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

1.Беседа о лете

 (Бондаренко, с.130, Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах»)

Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений  и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

1.Чтение: Е.Трутнева «Лето»

2.Физкультминутка «Лето»

3. Д/и «Времена года»

4. Д/и «Я знаю 5 названий цветов (насекомых, ягод)

1.Рисование «Воспоминание о лете»

2.С/р «Семья» (лето, отдых)

3.Наст.игра «Календарь погоды»

2. Что такое природа?

 Игра «Живая и неживая природа».

(Бондаренко, с.139, Дик, с.77,

Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объектах»)

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, сделанных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

1.Наблюдение за живой

и неживой природой.

2.Д/и «Живая –неживая природа» (с мячом)

3.Чтение: Ф.Тютчев «Гроза»

4.Исследовательская деятельность: Как получаются молния и гром

1.Раскрашивание рисунков

в парах (один - живую природу,  другой – неживую)

2.Рисование «Гром

и молния в небе»

3. Наст.игры

3.Экологическая

игра «Где что зреет

(Бондаренко, с.133)

Систематизировать представления детей о фруктах и овощах.

Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах.

Уточнить представления о многообразии овощей и фруктов.  

1.Беседа об овощах и фруктах

2.Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»

3.Д/и «Я знаю 5 названий овощей (фруктов, блюд из овощей)» (с мячом), «Чудесный мешочек»

4.П/и «Кто скорее соберет»(в командах), «Веселые грибники»

1.Раскрашивание «Дары осени»

2.С/р игры «Магазин» (покупаем овощи), «Семья» (готовим обед)

4. Планета Земля

в опасности (Бондаренко, с.135, Дик, с.99, Бондаренко, с.170, Шорыгина «Беседы о русском лесе»)

Дать детям представление о том, что планета Земля – это  огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. На планете Земля обитает много живых существ. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться.

1.Беседа «Планета Земля, Что она из себя представляет»

2.Д/и «Природа - человек»

3.Чтение Е.Шкловский «Смотрю на глобус – шар земной…»

4.Д/и «Кто где живет?»

1.Рассматривание Атласа животного мира

2.Рассматривание карты мира и глобуса

3.Рисование «Защитим планету»

Октябрь

1.Как растения готовятся к зиме (Бондаренко, с.154,170, Воронкевич, с.323)

Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связь между состоянием растений осенью и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых по уходу

за растениями осенью.

1.Исследовательская деятельность: Сравнить плоды ясеня и клена. Сравнить шишки ели, сосны и лиственницы.

2. П/и «1,2,3 – к …беги»!»(деревья)

3. Д/и «Что сажают в огороде»

4. Исследовательская деятельность: Посадка желудя в группе,  наблюдение за ростом дубка

1.Отыскать семена клена на участке

2.Собирание желудей для осенних поделок

3.Рисование этапов роста дубка

2.Путешествие колоска (Воронкевич, с.317)

Познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпекают черный и белый хлеб. Развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен). Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.

1.Чтение: М.Левитан «Однажды англичане»

2. Рассматривание картины «Мыши на хлебном поле»

3. Рассказ по серии картинок

о труде взрослых по уборке хлеба

1.Рассматривание альбома «Сельхозтехника»

2.Рассматривание картинок «Уборка хлеба»

3.Наст.игры

3.Перелетные птицы (Дик, с.78)

Углубить и обобщить представления детей о птицах, об их многообразии, об образе жизни разных птиц.

Упражнять в составлении рассказов о птицах.

1.Отгадывание загадок о птицах

2. Составление рассказа о птицах по картинке (внешний вид, повадки)

3. Д/и «Отгадай» (составление загадок о птицах)

1.Рассматривание атласа животного мира

2.Наст.игры

3. Раскрашивание

4. Беседа о кроте (Бондаренко, с.157)

Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни.

1.Чтение: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» (отрывки)

2. Д/и «Какой ты зверь?» (угадать по описанию)

3.Д/и «Опиши животное»

1. Рассматривание атласа животного мира

2.Рисование крота

3. Раскрашивание иллюстраций к сказке

Ноябрь

1.Анатомия. Мои Помощники

 (Дик, с.65,70, Бондаренко, с.222, Воронкевич, с.345, Воронкевич, с.353)

Познакомить детей с органами человека, раскрыть их функции и значения для организма в целом. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1.Отгадывание загадок об органах человека

2. Исследовательская деятельность: Определение силы легких

3. Д/и «Узнай по голосу», «Узнай предмет по звуку»

1. Рассматривание анатомического атласа

2. Наст.игра «Пирамида здоровья» и др.

3.С/р «Поликлиника», «Больница»

2.Я – человек (Бондаренко, с.183)

Развивать представление о том, что человек – часть природы. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

1.Д/и «Живое – неживое»

2.Рассматривание частей тела человека

3.Д/и «Сравни» (растения и человек, животные и человек, растения и животные)

4.Д/и «Посчитай», «Сравни»

5.Исследовательская деятельность: Выяснение причины храпа человека

1. Рассматривание анатомического атласа

2.С/р «Поликлиника», «Больница»

3.Беседа о лесе (Воронкевич, с.166)

Уточнить и расширить представления детей о лесе. Закрепить знания детей о деревьях, их строении.

1.Д/и «Живое – неживое»

2.Отгадывание загадок о лесе

3. Чтение стихов о лесе

4.Рассматривание картины «Мишки в лесу»

1. Рассматривание атласа животного мира

2. Рисование осеннего леса

4.Как растет человек (Воронкевич, с.406)

Учить различать проявление возрастных  и половых особенностей во внешнем облике людей. Закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье. Показать значение семьи в жизни человека.

1.Д/и «Сравни» (кукла- новорожденный ребенок и подросший ребенок)

2.Показ генеалогического древа на примере какого-нибудь ребенка

1.Рассматривание семейных фотографий, альбомов

2. Рисование портретов своих родных (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры)

Декабрь

1.Двугорбый верблюд пустыни (Бондаренко, с.192, Шорыгина, «Беседы о пустыне и полупустыне»)

Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету; познакомить с жителем пустыни – верблюдом; рассказать, как он приспосабливается к условиям жизни. Развивать познавательную активность детей, творчество, воображение. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

1.Отгадывание загадок о пустыне, о животных пустыни

2.Чтение «Песчаная пустыня»

3.П/и «Море волнуется…» (животные)

4.Исследовательская деятельность: определение возможности проживания верблюда в пустыне

неделями обходиться без воды

1.Рассматривание атласа животного мира

2.Рассматривание глобуса и карты мира

3.Рисование угощения для верблюда

2.Почему белые медведи не живут

в лесу? (Бондаренко, с.149, Шорыгина «Беседы о русском Севере»)

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным. Дать детям представление о климате и природе Севера, о жизни людей в условиях Севера.

1.Отгадывание загадок о животных Севера

2.Сравнить белого и бурого медведей, сходство и отличия

3.Экологическая игра «Кто где живет?»

4.Д/и «Четвертый лишний»

1.Рассматривание атласа животного мира

2.Рассматривание глобуса и карты мира

3.Рисование «Айсберг, дрейфующий в море», «Северное сияние»

3.Беседы о горах. Горы в России (Шорыгина, Беседы о горах и субтропиках», с.24)

Познакомить детей с понятием «горы». Дать представление о горном климате, о животном и растительном мире гор. Дать представление о многообразии  климатических зон России, о горах на территории России, о правилах поведения в горной местности. Обогатить речь и словарный запас детей, способствовать развитию логического мышления, памяти, развивать фантазию. Воспитывать бережное отношение к природе и к своей стране.

1.Отгадывание загадок о горах, о животных гор

2. Составление предложений со словами «горы», «ветер», «скалы», «ущелье», «альпинисты», «вершины», «альпинисты», «лавина», «опасность»

3. Д/и «Четвертый лишний»

4. Д/и «Какой, какая, какие?» (подбирать прилагательные к существительному «горы»)

1. Рассматривание глобуса и карты мира

2. Рассматривание атласа животного мира

3.Рисование «Горный пейзаж»

4. О природных явлениях и объектах (Шорыгина, «Беседы о природных явлениях и объектах»)

Познакомить детей с некоторыми природными явлениями и объектами, развивать логическое мышление, память и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

1.Отгадывание загадок о природных явлениях 2.Беседа о вулкане

3.Исследовательская деятельность: Извержение вулкана

 1.Рассматривание энциклопедий

2. Рисование водопада, вулкана и т.д.

Январь

2.Помоги зимующим птицам (Дик, с.84, Бондаренко, с.187, Воронкевич, с.354)

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих у людей дома.

1.Отгадывание загадок о птицах

2.Слушание «Голоса птиц в природе», беседа.

3. Исследовательская деятельность: Почему птицы могут летать по воздуху?

4.Д/и «Чьи следы?»

1. Рассматривание атласа животного мира

2. Рассматривание альбома «Следы птиц»

3.Кто главный

в лесу? (Бондаренко, с.180)        

Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

1.Чтение стихотворения «Лесник»

2. Беседа по картине «Зимняя подкормка диких животных»

3. Беседа по картине «Лесник спасает зайцев»

4.Чтение стихов «Дикарь», «Прогулка»

1. Рассматривание картин

2. Рассматривание  альбома «Следы животных»

4.Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе (Бондаренко, с.200, Воронкевич, с.341, Шорыгина «Беседы

О  воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах»)

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

1.Чтение Н.Рыжова «Вы слыхали о воде?»

2. Отгадывание загадок о воде

3. П/и «Ходит капелька по кругу»

4.Д/и «Четвертый лишний» (о воде)

5. Чтение «Приключение Кап и Ли»

1.Рассматривание глобуса и карты мира

2. Рисование (кувшин с водой; раковина и краны с горячей и холодной водой; тучка, из которой идет дождь; лужа на дороге; капля росы на зеленом листочке)

5.Свойства воды (Бондаренко, с.202, Шорыгина «Беседы о  воде в природе», «Беседы о природных явлениях

и объектах»)

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.

1.Отгадывание загадок о воде

2. Исследовательская деятельность: Свойства воды

3. Д/и «четвертый лишний» (свойства воды)

4.Д/и «Какой, какая, какие?» (подбирать прилагательные к существительному «вода»)

1. Рассматривание глобуса и карты мира

Февраль

1. Волк и лиса –лесные хищники (Бондаренко, с.172, Шорыгина «Беседы о русском лесе»)

Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. Показать необходимость существования на земле всех видов животных, независимо от наших симпатий и антипатий.

1.Отгадывание загадок о животных леса

2. Рассказывание о животных леса по картинке

3. П/и «Море волнуется раз…» (животные)

1. Рассматривание атласа животного мира

2. Рассматривание альбома «Следы животных»

2. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу (Бондаренко, с.195, Шорыгина «Беседы

о русском лесе»)

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Выяснить, как маскируются животные.

1.Отгадывание загадок о животных

2.Рассказывание о животных леса по картинке

2.Исследовательская деятельность: Как маскируются животные

1. Рассматривание атласа животного мира

2. Рассматривание альбома «Следы животных»

3.Как узнать зиму? (Бондаренко, с.197)

Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни  и поведения животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

1.Д/и «Это правда или нет?»

2. Работа с календарем погоды

3. П/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

1. Рассматривание картин известных художников

2.Слушание произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года» (зима)

3. Рисование «Мои зимние впечатления»

4.Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека (Бондаренко, с.143)

Развивать познавательную активность детей в процессе представлений о лекарственных растениях: о правилах их сбора, хранения и применения.

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение

1.Отгадывание загадок о лекарственных растениях

2.Экологическая игра «Узнай целебную траву»

3. Беседа «Где и когда можно собирать лекарственные травы»

1. Раскрашивание лекарственных растений

Март

1.Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения (Бондаренко, с.159)

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Дать понятие детям о способе потери воды растениями.

1.Отгадывание загадок о комнатных растениях

2.Исследовательская деятельность: Растение теряет воду через испарение.

1. Рассматривание растений в группе

2. Рисование «В пустыне», «В саванне»

2.Рассказ об экологических пирамидах (Бондаренко, с.190, Воронкевич, с.375)

Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Закрепить знания детей об «экологических пирамидах».

1.Чтение: Б.Заходер «Про всех на свете»

2.Д/и «Пищевые цепочки»

3.Рассказ «Что стало бы с пчелами, если бы исчезли все цветы?» и др.

1.Рассматривание атласа животного мира

2.Рисование знаков «Правила поведения в лесу»

3.Наблюдение за кошкой и котятами (Бондаренко, с.178)

Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитывать у детей удовольствие от общения с ними. Выяснить, как кошка умывается.

1.Отгадывание загадок о домашних животных

2.Беседа по картине «Кошка во дворе»

3. Исследовательская деятельность: Как умывается кошка?

1.Рассматривание атласа животного мира

4.Сравнение диких и домашних животных (Бондаренко, с.185)

Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. Развивать воображение, творчество детей.

1.Отгадывание загадок о животных.

2. Д/и «Сравни» (свинья и кабан, лось и корова)

3.Речевая игра «Мама и малыш»

4.Д/и «Четвертый лишний»

1.Рассматривание атласа животного мира

Апрель

1.Беседа о весне (обобщающая)

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

1.Отгадывание загадок о весенних признаках

2. Д/и «Живое - неживое»

3. Беседа по картине «Весна»

4.Д/и «Найди лишний признак» (весна)

1. Рассматривание картины «Весна», альбома «Весна»

2. Слушание произведения П.И.Чайковского «Времена года» (весна)

2.Солнце – большая звезда (Бондаренко, с.224)

Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.

1.Отгадывание загадок о небесных телах

2. Д/и «Четвертый лишний»

3.Составить предложения со словами: «Солнце», «ракета», «космонавт», «планета»,

 1. Рассматривание энциклопедии о Космосе

2. Рассматривание карты звездного неба

3.Что растет в воде (Бондаренко, с.207)

Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

1.Чтение: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» (отрывок)

2.Чтение: А.Толстой «Приключения Буратино» (отрывок)

3.Д/и «Четвертый лишний» (водные растения)

1.Рассматривания атласа «От земли до неба»

2.Раскрашивание водных растений

4.Кто живет в воде? (Бондаренко, с.204)

Познакомить детей с представителями водных животных; показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

1. Отгадывание загадок о рыбах

2.Д/и «Я знаю 5 названий…»

3. Рисование «Обитатели аквариума»

4.Д/и «Четвертый лишний» (водные животные)

1.Рассматривание глобуса и карты мира

2. Рассматривание атласа животного мира

3.Раскрашивание водных животных

Май

1. Аквариум. Сравнение рыб и лягушек. Определение возраста рыбы.

(Бондаренко, с.145)

Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб. Уточнить представления о том, что в аквариуме всё устроено так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыб. Воспитывать наблюдательность.

Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушка – обитатель воды и суши, рыбы и лягушки – быстро плавающие животные.

Научить опытным путем определять возраст рыб.

1.Отгадывание загадок об аквариуме, о рыбах

2. Исследовательская деятельность «Определяем возраст рыб»

3. Д/и «Четвертый лишний» (обитатели аквариума)

1. Рассматривание атласа животных

2. Рисование рыб и лягушек (по схемам)

2.Какие бывают насекомые (Бондаренко, с.133)

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенности внешнего строения, местом обитания, способу передвижения. Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

1.Отгадывание загадок о насекомых

2.Д/и «Хорошо - плохо»

3.Д/и «Кто где живет»

1. Рассматривание альбомов с насекомыми

2. Раскрашивание

3. Рисование насекомых (по схемам)

3.О дождевых червях (Бондаренко, с.212)

Продолжать знакомить  с особенностями строения и поведения подземных обитателей; показать их приспособленность к почвенной среде (на основе дождевого червя)

1.Чтение: Н.Павлова «Большое чудо» (отрывок),

Т. Шорыгина «Дождевой червяк», Т.Мизина «Сказка про червяков»

2. Создание тематических альбомов «Почва», «Обитатели почвы» совместно с детьми

3. Исследовательская деятельность: Выяснение причин выхода червя на поверхность земли во время дождя.

4.Беседа «Можно ли обижать червяков?»

1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций в книгах

2. Наст.игры

4.Красная книга – сигнал опасности (Бондаренко, с.215)

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.

1.Д/и «Можно – нельзя»

2.Д/и «Четвертый лишний»

1. Рассматривание Красной книги России

2. Раскрашивание животных и растений из Кр.книги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований

  Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию   детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию во второй младшей группе

В перспективном планировании по экологическому воспитанию во второй младшей группе, указаны темы каждой недели на весь учебный год, раскрыто программное содержание данных тем и расписаны формы работы,...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе на апрель-май

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе на апрель-май Задачи работыСодержание работыПриемы работы воспитателя Расширять представления дошкольников о ...

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе ипланирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей...