Планирование "Театральная деятельность"
материал

Ванслав Вера Владимировна

Планирование "Театральная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_teatralnaya_deyatelnost_.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» комбинированного вида»

Планирование на тему: «Развитие творческих способностей у детей через театрально-игровую деятельность»

Ванслав Вера Владимировна

Пояснительная записка

            Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

            Целью является  - развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Синтетический характер всех театрализованных игр и в особенности, игр-представлений (спектаклей) позволяет успешно решить многие задачи: развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

           Театрализованная деятельность научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное, доброе.

В театрализованных играх-представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.

         Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Работа над спектаклем – анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочная работа над целостным спектаклем – проводится на специальных занятиях, не реже одного раза в неделю по 30-40 минут. Эти занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние, передавать его движениями, жестами мимикой. Они слушают музыку к очередному спектаклю, разнохарактерное ее содержание и т.д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок,  потешек, дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

Дети играют в «театр». Они выступает то в роли актеров, то зрителей, контролёров, билетеров, дежурных по залу. Они рисуют афиши пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) не должно быть больше двух-трех

Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театрализованных игр (настольные, кукольные, игры-драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлечения, как фрагмент праздничного концерта или утренника.

Театральная азбука

Рассказать детям о том, что театр – особый волшебный мир. Главные волшебники в театре – артисты.

Они с помощью особых средств могут рассказать нам о разных событиях, о переживаниях людей. Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном – все мысли, чувства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном – все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра- детский. В нем ставят спектакли сами дети.

В театре работают много людей. Кроме артистов, в нем работают художники, композиторы, писатели (драматурги), гримеры и др.

Игры в кукольный театр

Познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра картинок на руке.

Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над интонационной выразительностью речи.

Игры-драматизации

В ходе их дети учатся самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствуют исполнительные умения, стимулируется желание детей заменять действия, вводить  свои реплики.

Игры – спектакли

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе выразительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнёра, стремиться подыграть ему.

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая детям такие варианты, как: спектакль на художественно-речевой основе, спектакль- опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе. Воспитывать стремление доставлять  своей игрой радость окружающим.

Представленный ниже тематический план – это вариант целостного подхода к решению задач через все основные виды художественной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Планирование  по теме:

«Развитие творческих способностей у детей через театрально-игровую деятельность»

Планируемые занятия

Цель занятия

Материалы

Предварительная работа

Сентябрь

1. Значение театра в жизни человека

Сформировать представления о театре театральном мастерстве, привить вкус и интерес к сценическому творчеству.

Литература по данной теме, демонстрационный материал с заданиями, видеозаписи с различными театральными представлениями.

2. Знакомство друг с другом

Психогимнастика: «Пластические этюды»

Развитие коммуникативных способностей, умение согласованно действовать на сценической площадке.

Атрибуты для персонажей (маски с улыбающимися лицами, декорации зеленого леса)

Знакомство детей с различными видами эмоций (радость, грусть, злость)

3. Игра – драматизация

«Экскурсия по зоопарку»

Учить детей самостоятельно выбирать средства передачи образов, вести диалог, воспитание внимания к речи другого человека

Атрибуты, изображающие животные (маски, детали одежды)

Изготовление масок, шитье сценических костюмов. Управления, направленные на четкую дикцию и правильное произношение звуков.

4. Вечер развлечений «Гостиная»

Закрепить представления детей об этикете принятие гостей в доме, правило сервировки стола, активно участвовать в подготовке к игре, и творчески подходить к развитию сюжета.

Столовый сервис, декорации домашней обстановки.

Чтение литературы по этикету.

Реставрация декораций  и костюмов, подготовка коллективных игр, песен.

Октябрь

1. Драматизация русских народных сказок

Закрепить умение вести диалог.

Воспитание творческой свободы  в передаче сказочного образа. Учить детей с помощью мимики, жестов, интонации выражать чувства и эмоции.

Костюмы персонажей сказок, декорации: изба, посуда из дерева, выпечка.

Закрепление звуков работа и управление  над жестикуляцией, интонацией.

Чтение сказок в течении всей недели.

2. Театр постановка сказки «Теремок»

Закрепить представление у детей сценического представления о игре на сцене, укреплять желание учиться выразительно и с юмором исполнять роли, активно участвовать в подготовке спектаклей-представлений, в творческом развитии сюжета.

Актеры в сценических костюмах, ширма, Декорации: теремок

Чтение сказки «Теремок», беседа о прочитанном, характер персонажей.

Изготовление необходимых декораций.

3. Комплексное занятие «Наши эмоции»

Закрепить понятие о эмоциях и чувствах человека, учить детей выразительности с помощью подражания, совершенствовать навыки коллективной работы.

Бумажные куклы-гномы, задания в виде жетонов.

Фланелеграф для выполнения задания.

Ноябрь

1. Игра – драматизация «Поезд в будущее»

Развитие коммуникативных способностей, умение согласованно распределять роли в игре, развивать умение фантазировать.

Карточки с заданиями и пунктами назначения. Декорации перрона с названиями станций. Ватман, краски, микрофон.

Изготовление необходимых атрибутов, декораций.

2. Пантомима. Знакомство с жанром.

Развивать творческие способности детей, расширять виденье мира и представления о театре. Побуждать выражать чувства с помощью мимики, поз.

Одежда артиста пантомимы (черные штаны, кофта, грим)

3. Настольный театр игрушек  «Девочка чумазая» по А. Барто

Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Куклы персонажей

Чтение рассказа, изготовление декораций, репетиции ролей, упражнения по четкости и выразительности речи.

4. Комплексное занятие «До свидания осень. Здравствуй зима!»

Повторить и обобщить признаки осени, закрепить понятия о сезонных изменениях в природе, совершенствовать навыки коллективной работы.

Наглядно – демонстрационный материал по темам «Осень», «Зима».

Декабрь

1. Поэтический вечер «Творчество Сергея Есенина»

Знакомство с классиком русской литературы. Развитие словарного запаса. Учить детей выразительно, поэтично читать стихи

Музыкальный зал

Подготовка доклада о творчестве поэта, подборка стихов

2. Игра – путешествие «Экскурсия по Буквограду»

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память.

3. Психогимнастика «Невидимка»

Закрепить способность детей импровизировать по ходу чтения сюжета, самостоятельно подбирая средства и методы выражения характера героя.

Костюм (плащ, маска)

4. Спектакль «Новогодний бум»

Учить детей самостоятельно распределять роли, закрепить умение вести диалог, расширение словарного запаса, развитие инициативы способностей детей.

Атрибуты: костюмы, маски, грим

Январь

1. Представление. Пантомима. «Я –радость»

Развитие пластичности движений, выразительности чувств с помощью мимики, поз, эмоциональное развитие детей.

Одежда артиста пантомимы (черные штаны, кофта, грим)

2. В школе светофора мигалки

(Настольный театр картинок)

Закреплять и расширять представления детей о способах и назначении различных видов автотранспорта. Знакомить детей с правилами дорожного движения, знакомить с некоторыми знаками, работой регулировщика.

Светофор, дорожные знаки, автобусы, трамваи, легковые, грузовые машины, водители, пешеходы. Сказочные герои (зайчиха, зайчонок, доктор Айболит)

Чтение рассказа. Беседа с детьми о правилах дорожного движения. Изготовление необходимых атрибутов.

3. Психогимнастика. «Пластические этюды»

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе выразительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнёра, стремиться подыграть ему.

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Карточки с заданиями, муз. центр с классическими произведениями.

4. Драматизация сказки «Колобок» (кукольный театр)

Познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо

Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем. Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над интонационной выразительностью речи.

Февраль

1. Творческий вечер «Мы ищем таланты» (индивидуальные номера)

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительные умения детей, стимулировать желание детей заменять действия, вводить свои реплики.

Сценические костюмы, атрибуты, ватман, краски, подиум.

Изготовление красочного оформления сцены, шитьё костюмов.

2. Игра-спектакль для маленьких «Репка»

Уточнить сведения об основных средствах выразительности. Развитие коммуникативных способностей. Побуждать детей самостоятельно импровизировать.

Ширма, герои

3. Психогимнастика. «Стихии природы»

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе выразительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнёра, стремиться подыграть ему.

Аудиозаписи «Звуки и шумы природы»

4. Комплексное занятие «Встречай красавицу весну!»

Знакомить детей с явлениями природы, весны, сравнивать признаки зимы и весны, пополнения словарного запаса, совершенствование коммуникативных навыков.

Наглядно-демонстрационный материал

Март

1. Психогимнастика «Полет ласточки»

Закреплять умения сценического поведения, развивать свободу выбора самовыражения в коротких эпизодах, развивать чувство коллективизма, коммуникативные навыки.

2. Пантомима «Наши бабушки, мамы»

Воспитывать любовь и уважение к родителям, продолжать формировать представления о жанре «пантомима» как виде искусство. Развивать пластику, способность самовыражения с помощью мимики, поз.

Одежда артиста

3. Игра-спектакль «Представление в цирке»

Расширить представления детей о социальной действительности. Развитие коммуникативных способностей, умение согласованно распределять роли в игре.

Атрибуты для персонажей (клоун, фокусник, дрессировщик) декорации.

Апрель

1. Драматизация русских народных песенок и потешек.

Закрепить умение вести диалог. Побуждать выражать чувства с помощью мимики и поз.

Настольные куклы, изображающие персонажей.

Чтение русских народных сказок, беседа по содержанию.

Изготовление необходимых атрибутов, костюмов, декораций.

2. Комплексное занятие «Наши страхи»

Повторить и обобщить понятие чувства, эмоции; закрепить понимание об их смене, совершенствовать навыки коллективной работы.

3. Постановка спектакля «Красная шапочка»

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений, действий, жестов, мимики, интонации, к передаче игрового образа в целом, развивать сценическое творчество. Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг)

Чтение сказки «Красная шапочка» беседа о характерах каждого героя, распределение ролей.

Май

1. Психогимнастика «Путешествие по Джунглям»

Продолжать развивать творческие способности детей, ритмопластику, мимику, жесты, речь. Формировать умение передавать игровой образ.

2. Игра-спектакль Закрытие сезона «Минута славы»

Укрепить желание детей учиться выразительно и с юмором исполнять роли, активно учувствовать в подготовке игры, создание творческой атмосферы, Способствовать творческому самовыражению детей.

Импровизированная сцена, микрофон

3. Вечер развлечений «Детский бал маскарад»

Расширить знание и представление детей об истории Дворцового бала, развивать сценический образ способствовать вживаться в роль.

Маски, костюмы

Изготовление масок, костюмов, необходимых для создания образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...