Поддержка инициативы.
учебно-методический материал

Хазалова Татьяна Анатольевна

В помощь воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_initsiativy.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на разных возрастных этапах развития дошкольников»

Подготовила:

 Хазалова Т.А., старший воспитатель

Цель: познакомить педагогов с особенностями развития детской инициативы и самостоятельности на разных возрастных этапах.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с характерными чертами детской инициативы и самостоятельности.

2. Раскрыть содержание условий для развития детской инициативы и самостоятельности на разных возрастных этапах.

3. Упражнять в отборе способов поддержки детской инициативы и самостоятельности, присущих определенному возрасту.

Участники: педагоги.

Продолжительность: 45-60 минут.

Ход:

1.Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определено, что для успешной реализации Программы должны быть обеспечены определенные психолого-педагогические условия. Одним из них является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

В младшей и средней группах самостоятельность проявляется при формировании навыков самообслуживания (умения есть, умываться, одеваться, раздеваться) и овладении разными видами детской деятельности.

В старшей и подготовительной группах самостоятельность может проявляться при выборе тематики игр, выборе партнеров по игре, выборе материалов для деятельности и предоставления детям возможности моделировать (изменять) предметную среду группового помещения в соответствии со своими интересами и желаниями.

Характерными чертами развитой самостоятельности являются:

  • стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей.
  • умение ставить цель деятельности.
  • осуществление элементарного планирования деятельности.
  • реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Инициатива-это начало, почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.

Ребенок по своей природе является деятелем. Включаясь в разные виды деятельности, он стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Поэтому воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Давайте посмотрим, что же нужно делать для поддержки детской инициативы на разных возрастных этапах развития дошкольника.

В 1 младшей группе (2-3 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия.
  • приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности.
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру).
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми.
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки.
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

Во 2 младшей группе (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность.

Для поддержания инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
  • отмечать любые успехи детей.
  • постоянно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу.
  • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости.
  •  с пониманием относиться к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе.
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
  •  учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
  • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку.
  • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

В  средней группе  (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы  является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением.
  • обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли.
  • создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе «дом», укрытие для сюжетных игр.
  • при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз.
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры.
  • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения.
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого.
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий.

 

В старшей группе (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий.
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы.
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность.
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников.
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запроса.
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения.
  • представлять продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.).

2. А сейчас вы получите перечни с разными способами поддержки детской инициативы (Приложение 1). Многие из них вам знакомы, поэтому я не останавливаюсь на их содержании. Вам будет необходимо выбрать из общего перечня, те способы, которые вы можете использовать в вашей возрастной группе. (После выполнения и обсуждения задания – выделяем общие способы поддержки инициативы и присущие только одному возрасту – Приложение 2).

3. Обязательным условием формирования детской инициативы и самостоятельности является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важно, чтобы в группе были оформлены все центры деятельности и наполнены содержанием в соответствии с возрастом.  Кроме этого содержание должно меняться в соответствии с темой недели.  

При наполнении центра необходимо, чтобы у детей была возможность выбора – разных материалов для поделок, рисования, разных материалов для проведения опытов, разных интеллектуальных игр и т.д. Обязательно выкладывайте для детей пустые заготовки алгоритмов – чтобы они могли спланировать опыт, какую-либо деятельность, последовательность выполнения поделки и т. д.

Во всех центрах необходимо иметь алгоритмы деятельности – описания игрушек, предметов, алгоритм составления загадок, рассуждения, алгоритмы выполнения преобразования предметов, проведения опытов и экспериментов, алгоритмы дежурства по столовой, в социо-эмоциональном центре алгоритмы изменения настроения, способов помириться, договориться.  Кроме этого в центрах необходимо помещать как можно большее количество разных вариантов заданий типа «Дорисуй», «Закончи поделку», «Закончи рассказ», «Нарисуй вторую половину».  С целью осуществления дифференцированного подхода к детям задания, которые помещаются в центры,  должны быть разной степени сложности: легкие, средней и сложные. Хорошим стимулом к развитию самостоятельности и инициативы у детей является  наличие в группе неоформленных материалов: большая картонная коробка, разные куски ткани, отдельные карманы, легкие накопители, которые дети могут использовать в игре.  

4. А теперь выполним задание,  используя полученные знания и перечни способов поддержки инициативы и самостоятельности у детей (задание дается педагогам разных возрастных групп).

1 младшая  группа: какие способы поддержки детской инициативы будут наиболее эффективны при  знакомстве с новой игрушкой (неваляшкой)?

2 младшая группа: подберите способы поддержки детской инициативы для ознакомления детей с темой «Игрушки».

Средняя  группа: какие способы поддержки детской инициативы позволят вызвать и поддержать интерес к теме «Волшебница-вода»?

 Старшая группа: какие способы поддержки детской инициативы могут привести детей к созданию коллекции экзотических животных?

 Подготовительная группа: какие способы поддержки детской инициативы могут помочь использовать рассказы детей о путешествиях в отпуске для решения задач общеобразовательной программы ДС?

5. Подведение итога. Таким образом, все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

  1. самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры.
  2. развивающие и логические игры.
  3. музыкальные игры и импровизации.
  4. речевые игры, игры с буквами, звуками и слогам.
  5. самостоятельная деятельность в книжном уголке.
  6. самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей.
  7. самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений.
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу.
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
  • своевременно обращать особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу.
  • дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Приложение 1

Способы и направления поддержки детской инициативы

Направления

Способы поддержки детской инициативы

Социально–коммуникативное развитие

  • Развитие в сюжетно–ролевой игре функциональной проекции:  использование предметов заместителей; игрушек–предметов для оперирования, моделей и др.
  • Создавать условия для развития ролевой проекции: изменение игровой обстановки, персонажей игры, сюжета; их комбинирование
  • Стимулирование совместных игр детей
  • Использование маркеров игрового пространства
  • Использование современных педагогических технологий: интерактивные,
  • Чтение художественной литературы
  • Анализ проблемных ситуаций
  • Беседы на этические, нравственные темы
  • Просмотр и обсуждение фото, иллюстраций, видеофильмов
  • Участие в проектной деятельности
  • Организация экскурсий, встреч с интересными людьми различных профессий
  • Создание условий для приобретения опыта собственной трудовой деятельности: поручения, дежурства и др.

Познавательное развитие

  • Использование современных педагогических технологий: элементов проблемного обучения, информационных, ЗОЖ и др.
  • Проведение опытов, экспериментов
  • Использование алгоритмов, моделей, макетов, маршрутных карт
  • Целевые прогулки и экскурсии
  • Сбор и создание коллекций
  • Ведение дневников наблюдений, заполнение журналов исследователя
  • Участие  в викторинах, конкурсах, КВН; олимпиадах и др.
  • Использование маршрутных игр, игр–путешествий
  • Решение проблемных ситуаций, заданий, выполнение проектов
  • Эвристическая беседа; выдвижение гипотез
  • Конструирование: по образцу, по схемам, по замыслу

Художественно–эстетическое развитие

  • Создание художественно-ценной ПРС;
  • Использование технологий: экспериментирование (с цветом, звуком и т.п.), метод проектов, элементов музейной педагогики,
  • Использование нетрадиционных художественных техник в продуктивной деятельности
  • Применение репродуктивного (работа по трафарету, карте-схеме, моделирование, создание худ. образа); эвристического (выполнение части задания самостоятельно) и исследовательского  методов и приемов
  • Использование интерактивных форм организации ООП: посещение музеев, выставок,
  • Формы организации детской деятельности

- индивидуальные формы сопровождения развития детей (портфолио, индивидуальные занятия, индивидуальное сопровождение в рамках образовательной деятельности);

- формы организации внутригруппового взаимодействия (проекты, экскурсии, познавательные беседы и развлечений, музыкальные викторины, конкурсы, художественные мастерские, музыка в режиме дня, праздники и развлечения);

-формы организации одновозрастного взаимодействия (совместное музицирование творческих детских коллективов (ансамбли, дуэты, оркестровки, музыкальные игры - импровизации и пр.);

- игровая деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры).

Речевое развитие

  • Использование информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий
  • Организация исследовательской деятельности
  • Организация личностно-ориентированного взаимодействия
  • Использование интерактивных приемов «Интервью», «Карусель», «Дерево знаний»
  • Участие детей в тематических проектах, фольклорных ярмарках, социальных акциях
  • Изготовление книжек-малышек, выпуск речевых газет
  • Игры-путешествия, выставки, коллекции, творческие мастерские, викторины, турниры, маршрутные игры, литературно-музыкальные праздники
  • Участие в театрализованных постановках
  • Проведение дидактических игр «Подбери словечко», «Кто больше назовет действий», «Подбери признак», «Как сказать по-другому», «Кто как передвигается?», «Кто как разговаривает?»
  • Организация сюжетно-ролевых игр «Осенняя ярмарка», «Пекарня», «Зоомагазин»
  • Использование предметно-схематических моделей для составления рассказов-описаний
  • Наблюдения в природе, рассматривание предметов, осмотр помещения, наблюдение в природе, экскурсии

Физическое развитие

  • Закаливающие процедуры
  • Подвижные игры и упражнения
  • Физкультминутки
  • Спортивные игры, развлечения, праздники, соревнования и досуги («Малые Олимпийские игры», «Папа и я – защитники Отечества»  День Здоровья и т.д.)
  • Опыты, эксперименты
  • Игротеки «С мамой папой не скучаем, а зарядку выполняем»
  • Инсценировки
  • Чтение (произведения художественной литературы, связанные по тематике с формированием элемента ЗОЖ)
  • Утренняя и корригирующая гимнастика
  • Гимнастика пробуждения
  • Дыхательные упражнения
  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры
  • Интерактивные и мультимедийные игры
  • Игры - драматизации

Приложение 2

Способы поддержки детской инициативы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Социально–коммуникативное развитие

  • Развитие в сюжетно–ролевой игре функциональной проекции:  использование предметов заместителей; игрушек–предметов для оперирования, моделей и др.
  • Создавать условия для развития ролевой проекции: изменение игровой обстановки, персонажей игры, сюжета; их комбинирование
  • Стимулирование совместных игр детей
  • Использование маркеров игрового пространства
  • Использование современных педагогических технологий: интерактивные,
  • Чтение художественной литературы
  • Анализ проблемных ситуаций
  • Беседы на этические, нравственные темы
  • Просмотр и обсуждение фото, иллюстраций, видеофильмов
  • Участие в проектной деятельности
  • Организация экскурсий, встреч с интересными людьми различных профессий
  • Создание условий для приобретения опыта собственной трудовой деятельности: поручения, дежурства и др.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Познавательное развитие

  • Использование современных педагогических технологий: элементов проблемного обучения, информационных, ЗОЖ и др.
  • Проведение опытов, экспериментов
  • Использование алгоритмов, моделей, макетов, маршрутных карт
  • Целевые прогулки и экскурсии
  • Сбор и создание коллекций
  • Ведение дневников наблюдений, заполнение журналов исследователя
  • Участие  в викторинах, конкурсах, КВН; олимпиадах и др.
  • Использование маршрутных игр, игр–путешествий
  • Решение проблемных ситуаций, заданий, выполнение проектов
  • Эвристическая беседа; выдвижение гипотез

Конструирование: по образцу, по схемам, по замыслу.

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

      +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Художественно-эстетическое развитие

  • Создание художественно-ценной РППС;
  • Использование технологий:

-экспериментирование (с цветом, звуком и т.п.),

 -метод проектов,

-элементов музейной педагогики,

  • Использование нетрадиционных художественных техник в продуктивной деятельности
  • Применение репродуктивного

 метода(работа по трафарету, карте-схеме, моделирование, создание худ. образа);

-эвристического метода (выполнение части задания самостоятельно)  

-исследовательского  метода

  • Использование интерактивных форм:

-посещение музеев.

-выставок.

  • Формы организации детской деятельности

- индивидуальные формы сопровождения развития детей (портфолио, индивидуальные

 занятия, индивидуальное сопровождение в рамках образовательной деятельности);

- формы организации внутригруппового взаимодействия (проекты, экскурсии, познавательные беседы и развлечений, музыкальные викторины, конкурсы, художественные мастерские, праздники и развлечения);

-формы организации одновозрастного взаимодействия (совместное музицирование творческих детских коллективов – ансамбли, дуэты, оркестровки) -игровая деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры).

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

    +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Речевое развитие

  • Использование информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий
  • Организация исследовательской деятельности
  • Организация личностно-ориентированного взаимодействия
  • Использование интерактивных приемов

-«Интервью»,

-«Карусель»,

-«Дерево знаний»

  • Участие детей в тематических проектах, фольклорных ярмарках, социальных акциях
  • Изготовление книжек-малышек, выпуск речевых газет
  • Игры-путешествия, выставки, коллекции, творческие мастерские, викторины, турниры, маршрутные игры, литературно-музыкальные праздники
  • Участие в театрализованных постановках
  • Проведение дидактических игр «Подбери словечко», «Кто больше назовет действий», «Подбери признак», «Как сказать по-другому», «Кто как передвигается?», «Кто как разговаривает?»
  • Организация сюжетно-ролевых игр «Осенняя ярмарка», «Пекарня», «Зоомагазин»
  • Использование предметно-схематических моделей для составления рассказов-описаний
  • Наблюдения в природе, рассматривание предметов, осмотр помещения, наблюдение в природе, экскурсии

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Физическое развитие

  • Закаливающие процедуры
  • Подвижные игры и упражнения
  • Физкультминутки
  • Спортивные игры, развлечения, праздники, соревнования и досуги («Малые Олимпийские игры», «Папа и я – защитники Отечества»  День Здоровьяи т.д.)
  • Кружки, секции
  • Опыты, эксперименты
  • Игротеки «С мамой папой не скучаем, а зарядку выполняем»
  • Инсценировки
  • Чтение (произведения художественной литературы, связанные по тематике с формированием элемента ЗОЖ)
  • Утренняя и корригирующая гимнастика
  • Гимнастика пробуждения
  • Дыхательные упражнения
  • Сюжетно-ролевые и дидактические игры
  • Интерактивные и мультимедийные игры
  • Игры - драматизации

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+
 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Литература:

1.Дыбина, О.В., Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста: методические рекомендации, под ред. О.В.Дыбиной,  М., Центр педагогического образования, 2008.

2.Коротаева Ю, Е.В., Святцева, А.В. Подходы к развитию инициативности  детей старшего дошкольного возраста, Современные проблемы науки и образования, 2016, № 2.

3. Воспитываем дошкольников самостоятельными, Сборник статей Российского государственного педагогического университета им.Герцена, СПб, «Детство-Пресс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Показ...

Семинар-практикум для педагогов «Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития двигательной деятельности дошкольников.Задачи:1. Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательн...

Поддержка инициативы в детском коллективе через речевую деятельность

выступление на методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста...

Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм....

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в ДОУ

Данный материал расчитан для работы с педагогами. Даны рекомендации для стимуляции творческой активности, рассмотрено развитие инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, а та...

Поддержка инициативы детей в проектно - исследовательской деятельности.

Слайд№1Тема: Поддержка инициативы детей в проектной – исследовательской деятельности.     Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, ...