Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
консультация

Хазалова Татьяна Анатольевна

В помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_raboty_s_roditelyami.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников».

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

В настоящее время в основе взаимодействия семьи и ДОО лежит понимание того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты лишь призваны дополнить и поддержать их воспитательную деятельность.

Современность предъявляет новые требования к роли родителей в воспитании детей. Задачей ДОО является, именно, изменение позиции родителей из позиции «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники». Само время подталкивает нас к поиску, разработке и применению инновации в образовании.

Инновация (англ. innovation) – это внедренное новшество, такое новшество или нововведение, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Современные формы предполагают: 

  • активную позицию родителей.
  • партнерство с педагогами.
  • инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям.

Формы проведения общения.

Информационно - аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

 Проведение социологических срезов, опросов.

 «Почтовый ящик».

 Индивидуальные блокноты.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

 Семинары-практикумы.

 Тренинги.

 Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме.

 Мини-собрания.

 Педагогический брифинг.

 Педагогическая гостиная.

 Устные педагогические журналы.

 Игры с педагогическим содержанием.

 Педагогическая библиотека для родителей.

 Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  Совместные досуги, праздники.

 Выставки работ родителей и детей.

 Кружки и секции.

 Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы.

Наглядно-информационные 

информационно – ознакомительные.      информационно-просветительские.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

 Информационные проспекты для родителей.

 Альманахи.

  Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей.

 Дни (недели) открытых дверей.

 Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.

  Выпуск стенгазет.

 Организация мини-библиотек.

Для более эффективной работы с родителями необходимо расширять рамки сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением современных форм, к числу которых относятся:

  • Организация работы семейных клубов.
  • Дни сотрудничества.
  • Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.
  • Организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей.
  • Родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок и др.

Темы семейного клуба могут быть различными:

  • «В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие).
  • «Секреты общения».
  • «Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей).
  • «Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие).

 

Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейных клубов являются:

  • объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей.
  • повышение педагогической компетенции родителей.
  • обмен опытом семейного воспитания.
  • укрепление детско-родительских отношений.
  • предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

  • круглый стол.
  • тренинг.
  • практикум.
  • решение педагогических ситуаций.
  • обмен опытом семейного воспитания.
  • видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении.
  • организация совместной деятельности детей и родителей.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например, «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

  • собрание должно быть целенаправленным;
  • отвечать запросам и интересам родителей;
  • иметь четко обозначенный практический характер;
  • проводиться в форме диалога;
  • на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

  • Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
  • Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
  • Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
  • Подготовка конкурсов, выставок.
  • Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
  • Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).
  • Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей. Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он». Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д. Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.) Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение современных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОО с семьей.

Удачи! Успешного сотрудническтва!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то до...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

В соответствии с законом РФ "Об образовании", ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного ...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

  Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование....

Презентация "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое...

Методические рекомендации: "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников"

В предложенном материале рассматриваются  актуальные формы работы с родителями в ДОУ...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. ...

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО презентация

Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семье...