Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников».
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
В настоящее время в основе взаимодействия семьи и ДОО лежит понимание того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а социальные институты лишь призваны дополнить и поддержать их воспитательную деятельность.
Современность предъявляет новые требования к роли родителей в воспитании детей. Задачей ДОО является, именно, изменение позиции родителей из позиции «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники». Само время подталкивает нас к поиску, разработке и применению инновации в образовании.
Инновация (англ. innovation) – это внедренное новшество, такое новшество или нововведение, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Современные формы предполагают:
- активную позицию родителей.
- партнерство с педагогами.
- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям.
Формы проведения общения.
Информационно - аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
∙ Проведение социологических срезов, опросов.
∙ «Почтовый ящик».
∙ Индивидуальные блокноты.
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
∙ Семинары-практикумы.
∙ Тренинги.
∙ Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме.
∙ Мини-собрания.
∙ Педагогический брифинг.
∙ Педагогическая гостиная.
∙ Устные педагогические журналы.
∙ Игры с педагогическим содержанием.
∙ Педагогическая библиотека для родителей.
∙ Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
∙ Совместные досуги, праздники.
∙ Выставки работ родителей и детей.
∙ Кружки и секции.
∙ Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы.
Наглядно-информационные
информационно – ознакомительные. информационно-просветительские.
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
∙ Информационные проспекты для родителей.
∙ Альманахи.
∙ Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей.
∙ Дни (недели) открытых дверей.
∙ Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
∙ Выпуск стенгазет.
∙ Организация мини-библиотек.
Для более эффективной работы с родителями необходимо расширять рамки сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением современных форм, к числу которых относятся:
- Организация работы семейных клубов.
- Дни сотрудничества.
- Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.
- Организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей.
- Родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок и др.
Темы семейного клуба могут быть различными:
- «В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие).
- «Секреты общения».
- «Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей).
- «Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие).
Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейных клубов являются:
- объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей.
- повышение педагогической компетенции родителей.
- обмен опытом семейного воспитания.
- укрепление детско-родительских отношений.
- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
- круглый стол.
- тренинг.
- практикум.
- решение педагогических ситуаций.
- обмен опытом семейного воспитания.
- видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении.
- организация совместной деятельности детей и родителей.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например, «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:
- собрание должно быть целенаправленным;
- отвечать запросам и интересам родителей;
- иметь четко обозначенный практический характер;
- проводиться в форме диалога;
- на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.
При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
- Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
- Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
- Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
- Подготовка конкурсов, выставок.
- Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
- Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).
- Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей. Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он». Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д. Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.) Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение современных методов работы с родителями помогает оптимизировать взаимодействие ДОО с семьей.
Удачи! Успешного сотрудническтва!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893428-1486912022.jpg)
Современные формы взаимодействия МАДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то до...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/21/picture-918686-1492767294.jpg)
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
В соответствии с законом РФ "Об образовании", ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/01/picture-271647-1372697549.jpg)
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-863129-1481051836.jpg)
Презентация "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое...
Методические рекомендации: "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников"
В предложенном материале рассматриваются актуальные формы работы с родителями в ДОУ...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-235969-1365417098.jpg)
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО презентация
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семье...