Выступление на педсовете "РАБОТА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
материал
Выступление на педсовете "РАБОТА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_i_psihicheskoe_zdorove.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№ 29 «Золушка» города Губкина Белгородской области
РАБОТА
ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ
ФИЗИЧЕСКОГО
И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Выступление на педсовете
Подготовила:
воспитатель
Болгова Елена Александровна
Роль ДОУ в сохранении и укреплении
физического и психического здоровья
дошкольников
|
Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здорового образа жизни (ЗОЖ) и в каком возрасте это начинать?
В.А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Дошкольный возраст является лучшим временем для воспитания навыков физического и психического благополучия. Дело в том. что именно до 7-летнего возраста происходит интенсивное развитие всех органов, происходит становление всех систем, функций организма. В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность. Поэтому так важно на этом этапе начинать формировать и прививать необходимые знания и навыки здорового образа жизни, начинать систематические занятия спортом. Задача сохранения здоровья особенно актуальна в наше непростое время.
Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Если этим не заниматься с детства, в дальнейшем трудно будет это наверстать. Именно поэтому приоритетом в воспитании дошкольников является повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки здорового образа жизни. Как утверждает статистика, в последнее время численность полностью здоровых детей поступающих в школу значительно уменьшилось и составляет примерно 10 % от общего количества первоклассников. Также нужно отметить, что у многих поступающих в школу детей отсутствуют навыки самовоспитания. К таким навыкам можно отнести усидчивость, умение корректировать свои эмоции, переключаться с одной сферы деятельности на другую, умение слушать, общаться с другими детьми. Поэтому возникает необходимость создать определенную систему внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему. Решение этого вопроса, в конечном итоге, будет способствовать оздоровлению каждого дошкольника, сохранению его здоровья, формированию личности.
Поэтому в настоящее время - это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны. Для этого разработаны и действуют нормативно-правовые документы, которые регламентируют эту задачу: Закон РФ "Об образовании", О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" Указы президента России и др. Здоровье человека это не только отсутствие заболеваний, но и эмоциональный, психологический комфорт, высокая работоспособность. А это фундамент благополучия будущей взрослой жизни. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, - необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. ,
2.Физическое здоровье уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Здоровье сберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровье обогащения в ходе образования, развития и воспитания Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
В связи с этим, педагоги нашего ДОУ уделяют особое внимание формированию у ребенка правильного выбора только полезного для здоровья и категорического отказа от вещей, безусловно, вредных. Педагоги, родители должны прививать детям с ранних лет привычку правильно относиться к своему здоровью, научить их ответственности за него. Для этого необходимо создавать целостную систему по формированию здорового образа жизни, социального благополучия детей.
В систему оздоровительной работы нашего ДОУ входят:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья", профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); физкультурные занятия всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Эти факторы имеют решающее значение для развития детей, предупреждают появление множества болезней в будущем.
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Психическое здоровье, его формирование и сохранение, стимулирует защитные механизмы человека. Положительные эмоции способствуют защите иммунитета, нормализации работы эндокринной системы. Поэтому многие педагоги применяют метод поощрения, который считается более эффективным рычагом воздействия, чем наказание. Поощряя детей как можно чаще, мы укрепляем их здоровье и сохраняем его.
Психологически здоровый ребёнок характеризуется
- нормальным уровнем общего и познавательного развития,
- сформированностью определённых интеллектуальных умений.
- адекватной самооценкой;
- обладает свойственным своему возрасту логическим мышлением.
- социальной и эмоциональной компетентностью способность к формированию и поддержанию устойчивых отношений с окружающими.
- дети старшего дошкольного возраста обладают эмоционально волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтроль и целеустремлённость.
I
Педагоги нашего детского сада неустанно формируют у воспитанников представление о том, что хорошо, а что плохо. Например, чистить зубы это хорошо, а не стричь ногти плохо. Что здоровым быть хорошо, а больным плохо. Воспитывают у детей навыки здорового поведения. К ним относится привычка мыть руки, не злиться и не бояться, не волноваться по пустякам. Также очень важно развивать культуру и творческие возможности каждого ребенка.
Сохранение физического и психологического здоровья дошкольника, его социального благополучия возможно при активном участии педагогов и родителей, поэтому можно выделить общие задачи по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома.
Взаимодействие ДОУ
с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
В нашем ДОУ созданы информационные стенды:
- для родителей в каждой возрастной группе, работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.
- Информационные стенды инструкторов по физкультуре о спортивной работе с детьми и родителями.
- Информационные стенды логопеда и учителя-дефектолога по коррекционной работе с детьми и родителями.
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероп- риятиях ДОУ(соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей. Дни здоровья, и др.).
Консультации, беседы с родителями по вопросам оздоровления детей.
Родительские собрания, встречи за круглым столом. Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровье сберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Стречинг
- Кинезиологическая гимнастика
- Ритмопластика
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры и др.
Технологии обучения здоровому образу жизни
- Физическая культура НОД
- Коммуникативные игры
- Игротренинги и игротерапия и др.
Коррекционные технологии
- Арттерапия
- Сказкотерапия
- Технология воздействия цветом и др.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из представленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Направления работы по сохранению и укреплению
здоровья детей в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
В семье | В ДОУ |
1. По возможности позаботится о создании условий для физического развития детей спортивные уголки, различные тренажеры, велосипеды и т.д.) | 1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. |
2. Приобретение настольнопечатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. | 2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. |
3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. | 3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек - как основу становления характера ребенка. |
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в кие подвижные игры вы играли со сверстниками | 4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников. |
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С. | |
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. | 6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ |
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. | |
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. | |
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья. рекомендации врача: | |
- условиями домашних условий | - условиями образовательного учреждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей"
Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОХРАНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:В существующей научно-методической литературе практически не ставится вопрос о планировании физической нагрузки и ее на...
Статья «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей»
Здоровый образ жизни занимает первое место в нашем обществе. Если мы научим детей ценить и беречь свое здоровье и личным примером ему это показывать, то будущее поколение будут не только гораздо...
Методическая разработка по теме: «Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»
Адаптационный период – это очень трудное испытание для детей раннего возраста. Актуальность данной работы заключается в необходимости построения такой системы, которая способствовала бы наиболее...
Куклотерапия - сохранение и укрепление психического здоровья детей
Мастер - класс "Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья детей...
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....
Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста
Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но ...