Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста
консультация

Зверева Елена Викторовна

Презентация "Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ФОРМИРОВАНИ Е ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА » Воспитатель МБДОУ №7 « Пингвиненок » Зверева Елена Викторовна г .Снежногорск , 2022г.

Слайд 2

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире , в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности , присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Слайд 3

Ключевые характеристики математической грамотности Распознавать проблемы в окружающей действительности и решать их с редствами математики Формулировать эти проблемы на языке математики Решать проблемы, используя математические факты и методы, анализировать методы решения Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи Формулировать и записывать результаты решения

Слайд 4

Задачи математической грамотности Развитие представлений о множестве и числе Знакомство с понятием «величина» Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов Развитие пространственных представлений

Слайд 5

Приемы формирования математической грамотности Пояснение Тренинг Показ Инструкция Моделирование Экспериментирование Контроль и оценка Обследование Сравнение, анализ, синтез, обобщение Вопросы к детям Репродуктивно- мнемонические Репродуктивно- познавательные П родуктивно- познавательные Сколько? Как называется? Чем отличается? Сколько будет…, если я Поставлю еще один? Какое число больше (меньше)? Что надо сделать, чтобы стало по …? Как можно определить, который … в ряду красный?

Слайд 6

Совместная деятельность педагога и детей - Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей - Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач - Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра и ухода

Слайд 7

Педагогу на заметку Педагог не должен допускать ошибки в определениях/формулировках/вопросах, связанных с математическими понятиями, адаптируя их под дошкольный возраст. Формулировки: 1.Должны быть научно правильными. 2.Должны содержать указание на ближайшее родовое понятие 3.Не должны быть тавтологией 4.Должны быть достаточными 5.Не должны быть избыточными

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование функционально грамотной личности является актуальной задачей для дошкольного образования. Ведь в стремительно меняющемся мире важно адаптировать детей к современной жизни и помочь им реализовать свой потенциал.

Функциональная грамотность позволяет эффективно использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения спектра задач во всех видах отношений ребенка с окружающим миром и людьми.

В дошкольном образовании выделяют основные направления функциональной грамотности: математическая, естественно-научная, читательская. Остановимся подробнее на математической грамотности детей дошкольного возраста.

Математическая грамотность – это способность человека, включающая умения:

- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

Математическая грамотность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоение таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, количество, величина, пространственное расположение, временные отношения, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в других видах деятельности.

В своей работе педагогу целесообразно использовать такие методы, как:

– практический;

– моделирование (конструирование0;

– метод решения логических задач;

– эксперименты и опыты;

– метод вопроса;

– элементарный анализ (синтез, сравнение);

– игровой.

К формам работы по формированию математической грамотности относят: словесный (например, разъяснение типов углов); показ способа действия в сочетании с объяснением (например, измерение отрезка с помощью условной мерки); инструкция для выполнения заданий (например, сравнение чисел, классификация по цвету и форме); словесный прием в ходе практической деятельности.

К приемам работы по формированию математической грамотности относят:

– демонстрация способа выполнения действия в сочетании с объяснением. Данный прием позволяет детям научиться самостоятельно выполнять математические действия, способствующие активизации мышления, восприятия и речи детей;

– инструкция для самостоятельного выполнения детьми упражнения. В младшем возрасте инструкция дается детям перед каждым новым действием;

– пояснение, разъяснение, указание. Дает возможность детям более досконально ознакомиться с новыми действиями, понять их специфику и суть;

– вопросы о полученных знаниях. Способствуют активизации памяти, речи, мышления. Помогают воспитателю увидеть пробелы и «закрыть их»;

– переформулировка ответа. В силу скудности речи младших дошкольников, они не всегда могут верно сформулировать ответ, хотя дают правильный. В этом случае педагогу необходимо использовать прием переформулировки детских ответов;

– сравнение, анализ и синтез. Основой является установление сходства и различия предметов. Дети сравнивают предметы по количеству, форме, цвету и т. п. Начинается работа со сравнения минимального количества предметов, в дальнейшем это количество увеличивается.

Задачи по формированию предпосылок математической грамотности дошкольников педагог может решать как во время НОД, так и во время проведения режимных моментов и осуществления функций присмотра и ухода за детьми.

Создавая игровые познавательные ситуации, задавая вопросы, пробуждающие творчество и фантазию детей, побуждая детей к обсуждению и исследованию, взрослый руководит познавательной деятельностью ребенка, в результате дети усваивают основные математические понятия и способы решения элементарных математических задач. При этом воспитателю  не нужно самому много рассказывать. Как можно больше вопросов и ответов и как можно меньше рассказов – основной принцип работы.

Педагог не должен допускать ошибки в определениях/формулировках/вопросах, связанных с математическими понятиями, адаптируя их под дошкольный возраст. Формулировки:

1.Должны быть научно правильными.

2.Должны содержать указание на ближайшее родовое понятие (д.б.точные понятия)

3.Не должны быть тавтологией (не повторяющие в другой словесной форме ранее сказанное)

4.Должны быть достаточными (д.б.указаны все признаки, позволяющие однозначно выделить объекты определяемого понятия)

5.Не должны быть избыточными ( не д.б.лишних признаков)

Формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач современного образования и рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у человека предполагает наличие у него способности к эффективному участию в жизни общества, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Ответственная миссия в формировании этих качеств и ложится на плечи современных педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста через дидактические игры...