ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
статья (младшая группа)

Кухар Людмила Николаевна

Формирование предпосылок математической грамотности у детей раннего возраста через дидактические игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Перед началом нашей беседы я хотела бы провести с вами тренинг

Создание мандАлы коллектива
Цель: создание чувства единства коллектива, раскрытие индивидуальной красоты каждого.
Ведущий. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вы получите разные фигуры разных цветов. (По рядам пускаются четыре коробки). Выберите любую – ту, которая вам больше всего понравится. Теперь возьмите карандаш, фломастер или ручку любого цвета и нарисуйте на этой фигуре то, что вам по душе, то, что доставило бы вам удовольствие. Это может быть любой узор: может быть, какая-то геометрическая фигура или их сочетание, может быть уголок природы, деревья, птицы, рыбы, цветы, может быть, это будет небо или какой-нибудь водоем, или что-то еще близкое вам… (Рисование.)
Взгляните на свои рисунки. Вы согласны с тем, что в них отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно ответить: какая это часть души, что она выражает.
А теперь предлагаю вам всем вместе выложить на листе ватмана композицию в виде цветка, звезды или круга, чередуя разные цвета и фигурки.
Ватман приклеивается на доску.
Посмотрите, как красиво у вас получилось! Давно, в глубокой древности, люди обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – отражает сам центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.
Выводы: Мандала, которая получилась у нас сегодня – это выражение души нашего коллектива, в котором есть отражение души каждого из нас. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.
А теперь давайте обратим внимание на формы тех фигур, которые мы выбрали.
Дается описание всех фигур в соответствии с психогеометрическим тестом (С. Деллгшгер, 1989).
При желании, дается характеристика выбранных цветов (по тесту Люшера).

Делаются выводы о том, насколько члены коллектива готовы доверять друг другу и поддерживать друг друга.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕИАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.

В данный момент я работаю в группе раннего возраста. Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Период раннего возраста относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное!

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм действия.

Актуальность данной темы заключается в том, что формирование первичных математических знаний у детей раннего возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания.

При поддержке взрослого ребенок использует простейшие способы обследования: сравнение предметов по свойству, определение сходства – различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному образцу (по цвету, форме, размеру)

Практика моей работы с детьми раннего возраста показывает, что на успешность развития влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Образовательная область «Познание» и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. Ведь давно известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

По моему мнению, и вы я думаю, согласитесь со мной, обучение элементарным математическим способностям детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических игр.

Дидактические игры играют большую роль в развитии мышления не только детей раннего возраста, но и дошкольников в целом.

Игры на развитие элементарных математических способностей рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей.

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

При формировании у детей математических представлений я использую разнообразные дидактические игры

  • Наборы и игры Монтессори
  • Настольно – печатные игры
  • Игры из бросового материала

Все эти игры позволяет:

  • развивать мелкую моторику рук ребенка,
  • развивать логику, образное, предметное мышление
  • развитие представлений о геометрических фигурах
  • видеть детали, составляющие целое из частей
  • закрепить понятия «выше/ниже», «большой/маленький», «часть/целое»

Достаточно интересно можно организовать дидактические игры с Блоками Дьенеша. Набор состоит из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер. Для работы с Блоками Дьенеша я использу Учебно-игровое пособие для самых маленьких «Логические блоки Дьеныша», «Логические блоки Дьеныша-2», «Маленькие логики» и «Маленькие логики -2». Здесь дети работают по схемам, путем наложения, тем самым закрепляют знание геометрических фигур, цвет, размер. Предлагаем вам посмотреть фрагменты игр

Ни менее интересным является и набор «Дары Фрёбеля». Знакомство с набором «Дары Фребеля» в раннем возрасте в различных сенсорных и конструктивных играх создают необходимую базу для освоения в старшем дошкольном возрасте игр с правилами, в которых развиваются необходимые качества мышления.

Использование игрового набора «Дары Фребеля» развивают у детей раннего возраста способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятии. Способствует развитию творческих способностей, зрительно моторной координации. Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами. Учатся сортировать, классифицировать, складывать.

Используя дидактические игры в работе с детьми, я вижу что, дети лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочёты. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Рефлексия:

Спасибо всем, большое за внимание. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память.

Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни.

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви. Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам и каждому, кто встретится вам на Пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры. Консультация для родителей.

консультация для родителей по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Т. к. и...

Педагогический опыт "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста через дидактические игры"

Участие в педагогический гостинной Управления Дошкольного Образования  Автозоводский район г.Нижний Новгород...

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...

Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения ...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...