опыт работы "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей ".
методическая разработка (средняя группа)

Метелина Марина Николаевна

Проблема, связанная с развитием речи детей, особо важно встала в последнее время. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. В работе с детьми устное народное творчество создаёт условия для развития речи, если его использовать с современными методиками обучения, то речь ребёнка улучшится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей ".

Метелина Марина Николаевна

Воспитатель

МКДОУ «Детский сад №15»

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

-  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие речевого творчества;

 -  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство, выработанный столетиями взгляд на природу, жизнь, социум, показатель таланта и способностей.

Произведения устного народного творчества имеют огромное значение, как для развития речи ребенка, так и для становления личности каждого вновь появившегося на свет человека.  Известно, что народное творчество особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. С помощью него, взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В тоже время оно таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки, сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

 Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Это обуславливает актуальность выбранной мной темы по самообразованию.

Цель: объединить воспитателей и родителей в развитие ребенка посредствам русского фольклора, совершенствовать творческий процесс, познавательные, коммуникативные возможности и способности ребенка в базе русского народного творчества.

        Задачи: продемонстрировать роль народного творчества, её работу в концепции образования ребенка; обогащать разговор ребенка, фантазии, чувства; содействовать независимому контакту старших и ребенка в чтении, владеть русской речью; выслушивать, удержать в памяти образные творения, разгадывать загадки, осуществлять содействие в драматизации сказок; развивать любовь к фольклору; сформировать товарищеские чувства и благожелательные отношения между ребятами.

       Значимость проблемы.Проблема, связанная с развитием речи детей, особо важно встала в последнее время. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. В работе с детьми устное народное творчество создаёт условия для развития речи, если его использовать с современными методиками обучения, то речь ребёнка улучшится.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют ребенка прислушаться, повторять слова. С их помощью у детей развивается речевой слух, произношение звуков.

        На занятиях и в играх сдетьми большое внимание уделяю потешкам. Потешки приносят детямогромное удовольствие. Если я зачитываю потешки, ребята затихают, улыбаются, в таком случае формируется благоприятная обстановка, подходящая с целью психологического контакта с ребенком. Ознакомление с потешками завязывается с рассматривания иллюстраций, картинок, игрушек.

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

           Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются поговорки и пословицы. Их называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.  Используя их в своей речи, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и народные выражения. Если дети не могут понять смысл некоторых из них, объясняю им сама. После повторения дети обычно хорошо справляются с этим заданием. Собираясь с ребятами на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут», а если кто-то поспешил и оделся не аккуратно: вспоминаем пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».

           Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей оказывает отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.  На прогулки во время наблюдения, предлагала соответствующие загадки: «Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (снег), «Золотое коромысло над рекой повисло» (радуга)

          Особой популярностью у детей пользуются загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает». Если не получается придумывать рифмованные загадки можно попробовать вариант с отрицанием, он намного проще для детей любого возраста.

К малым формам фольклора относятся и считалки. Считалки для детей берут своё начало в глубокой древности, по легенде, именно так выбирали исполнителей самой трудной и опасной работы. Детские считалки являются прекрасным тренажёром для мозговой деятельности, так как их запоминание способствует развитию памяти и умственных способностей детей.Они являются неотъемлемой частью подвижных игр.

Забавы-хороводы.Хороводные игры издревле любили на Руси.Хороводы в детском саду в наше время популярны среди всех дошкольников, ни один праздник не обходится без них. Это не просто хождение вокруг ёлочки, а целый комплекс упражнений, включающий в себя пантомиму, музыку, пение, свободные движения. В детском саду эти игры просто необходимы. Каждый из игровых хороводов имеет яркое, выразительное содержание, которое заинтересовывает детей и легко запоминается. Так же, забавы-хороводы прививают любовь к национальной культуре нашего народа.

В работе с детьми важна роль такого жанра детского фольклора, как народная сказка. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Они возникли в незапамятные времена. Сказки позволяют ребятам впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло. Дети любят сказочных героев, верят им, каков бы персонаж не был, добрый или злой, и переносят эту любовь и веру из мира сказочного в реальный.Сказка не только повышает познавательный интерес, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, делать выводы.В детском саду сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, пересказа, драматизации.  Читать с детьми следует как можно больше, а самое главное поговорить, о чём прочитали.

Перед сном дети моей группы слушаютколыбельные в записи.  Они успокаивают,позволяют уснуть полноценным глубоким сном. Колыбельные песни имеют повторы сочетанийзвуков, слогов, простых слов. Все это способствует развитию речи у ребенка. Замечено, что дети,которые с рождения слушали колыбельные раньше и активнее начинают гулить, произносить слоги

и затем — говорить.

Работа с родителями:параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы: «Какие книги любит слушать ребенок дома?». Выяснилось, что родители покупают книги, но недостаточно уделяют времени и внимания чтению детям художественных произведений.  Консультация для родителей на тему "Как и для чего, читать детям сказки". Цель, которой была помочь родителям понять роль русских народных сказок в развитии ребенка.Консультация "Значение колыбельной песни в жизни ребёнка". В уголке для родителей размещаю потешки и стихотворения, которые мы заучивали в группе, чтобы родители дома могли повторять их с детьми. Также были сделаны памятка для родителей:

«Как, часто нужно читать ребенку сказки?», «До каково времени нужно читать ребёнку сказки?».

Для педагогов ДОУ провела консультации «А я советую читать сказки так», в которой говорилось о методах работы над сказкой предложенное в свое время Дж. Родари, консультация: «Приобщение к русской народной культуре детей младшего дошкольного возраста», для школы молодого педагога были изготовлены книжки – малышки, ребята с большим удовольствием нам в этом помогали, также были представлены картотеки загадок, потешек, хороводных игр, мирилок, считалок.

        Заключение: Знакомство ребёнка с произведениями устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – важнейший этап в развитии человеческой личности. Я считаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добросердечнее, погружаться в стихию родной речи. Мои воспитанники уже переходят в старшую группу, они знают много пословиц, поговорок, потешек умеют петь песенки, водить хороводы, принимают активное участие в утренниках.  В дальнейшей работе по самообразованию планирую продолжить эту тему.

shilkovamar@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

Опыт работы "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

Игры по развитию речи для дошкольников младшего возраста....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...