Формирование ранней читательской грамотности
консультация (младшая группа)

Консультацмя по формированию ранней читательской грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куликова Галина Владимировна

Перемиловское муниципальное

дошкольное  образовательное

учреждение

Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников.

Основные признаки функционально грамотной личности - это самостоятельность, познавательный интерес, коммуникативность, взаимодействие внутри социума, ключевые компетенции, критическое мышление. 

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания

- применять знания и умения

- оценивать знания и умения

- осуществлять саморазвитие

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:

• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование речевой активности дошкольников;

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трех - четырех лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни. Некоторые ошибочно полагают, что, ускоряя развитие ребенка, мы отнимаем у него радость детства. Однако дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, чем те, мир которых ограничен бытом. Чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретет.

Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека. Детская литература, которую педагоги каждодневно читают ребенку, – это настоящее искусство, оказывающее на детей латентное (скрытое, не проявляющееся сразу) воздействие. Чтение литературных произведений детям развивает их душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, учит проявлять волю, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном, в том числе, мировоззренческом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки и контроля на каком-либо этапе приводит к утрате интереса к чтению, а затем - к ухудшению читательской грамотности и невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии юного гражданина. В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют игровые приемы,например взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение; «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза. Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасте, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребѐнка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребѐнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Кроме того, для формирования любви к чтению у детей раннего возраста в условиях детского сада можно рекомендовать следующее: простое чтение в кругу детей, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, вечера чтения, выставки книг или организацию книжного уголка, семейные вечера чтения, родительские собрания, праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги). Читать детям должны и родители дома, и педагоги в детском саду. Семья - главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. Важное условие формирования интереса к книге и чтению у детей дощкольного возраста - работа воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи:  Познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, расширить их представления о детской литературе,  научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

 - пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

 Система работы по формированию интереса и потребности в чтении у детей включает в себя:  создание развивающей предметно-пространственной среды (в группе оформление центров по развитию речи, уголка чтения, мини-библиотеки, театрального уголка);  организация ежедневного чтения художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, былин);  самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций; непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми;  свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы; использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов;  литературные вечера, литературные викторины, досуги, выставки детских рисунков по прочитанным произведениям;  мастерская по ремонту книг;  изготовление дидактических игр и пособий; работа с родителями

Все это ведет к формированию ранней читательской грамотности. Хочется сказать, что мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И только от нас зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию начальной читательской грамотности у детей с ОВЗ "Читаем книги вместе"

Низкие результаты готовности дошкольников к школе именно в этой области, свидетельствуют о необходимости формирование у  ребенка  предпосылок к читательской грамотности. Умение использовать ...

От формирования правильной речи до ранней читательской грамотности у детей на уровне дошкольного образования: технологии и способы

Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.Слушая книги, ребенок постигает тайны языка, его лексику, выразительные средства, ...

"Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников"

Доклад к проекту "Взаимодействие с семьёй по формированию ранней читательской грамотности"...

Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством дидактической игры «Круги Луллия»

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время зап...