От формирования правильной речи до ранней читательской грамотности у детей на уровне дошкольного образования: технологии и способы
консультация по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.Слушая книги, ребенок постигает тайны языка, его лексику, выразительные средства, способы построения простых и распространенных предложений, монологическую, диалогическую и стихотворную речь, фразеологизмы, выражения с переносным смыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От формирования правильной речи до ранней читательской грамотности у детей на уровне дошкольного образования: технологии и способы

       Читательская грамотность  дошкольника – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей действительности.

Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.

       Слушая книги, ребенок постигает тайны языка, его лексику, выразительные средства, способы построения простых и распространенных предложений, монологическую, диалогическую и стихотворную речь, фразеологизмы, выражения с переносным смыслом. Использование потешек, поговорок, чистоговорок, скороговорок  закрепляет умение слышать звуки, различать их и закреплять в произношении.

        Почти каждый день можно читать детям стихи, сказки, рассказы, одновременно  решая речевые задачи.

        Значительную помощь детям оказывают правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.

        Читайте ребенку, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных песен и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.

       Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке.

       Дети любят, когда им загадывают загадки, и с удовольствием участвуют в их отгадывании. Загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.

       Сказка развивает воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Во всех случаях сказки нужно читать медленно, хорошо артикулируя слова и максимально выразительно. И, конечно, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится все более любимой и своей.

      Детям обязательно нужно читать стихи, причем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма - красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребенка.

     Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно, особое удовольствие они получают от чтения стихов.

     Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

      При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов .

      В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

     Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

     В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

      Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.

   Литература:

1.  «Азбука общения» (для детей от 3 до 6 лет) Шипицина Л. М.,

         Нилова Т. А., 2016 г., Изд.: Детство-пресс

2.  «Театр на столе» Петрова Ирина, 2015 г., Изд.: Детство-пресс

3.  «Учимся по сказке». Большева Т. В. СПб.: «Детсво-Пресс», 2016.

4.  «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова,

         Н.В.Гавриш М.,Т.Ц. 2017.;

5.  «Методика работы со сказкой». Рыжова Л.В. СПб: ДетствоПресс, 2016.

         Попова Татьяна Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по формированию читательской грамотности у детей 4-5лет «Книги-корабли мысли»

        Рабочая программа «Книги - корабли мысли» -  это система коллективных игр и занятий, способная увеличить эффективность основной  программы, раз...

Выступление на тему: «От формирования правильной речи до читательской грамотности у детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей».

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобще...

Выступление на тему "От формирования правильной речи до читательской грамотности для дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей"

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобще...

Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством дидактической игры «Круги Луллия»

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время зап...

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста с применением приемов технологии критического мышления (Кубики и Ромашки Блума)»

Цель мастер-класса: расширение представлений педагогов в области развития предпосылок читательской грамотности посредствам использования приема технологии критического мышления «Кубик и Ромашка ...