Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования
статья

Товарищева Елена Владимировна

 

«Мы дружны с печатным словом,

                                                    Если б не было его,
                                                            Ни о старом, ни о новом
                                                         Мы не знали б ничего!
                                                              Ты представь себе на миг,
                                                                 Как бы жили мы без книг?»

                                                                                                         С.Михалков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников на ступени дошкольного образования.

«Мы дружны с печатным словом,

                                                    Если б не было его,
                                                            Ни о старом, ни о новом
                                                         Мы не знали б ничего!
                                                              Ты представь себе на миг,
                                                                 Как бы жили мы без книг?»
                                                                                                         С.Михалков

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека. Детская литература, которую педагоги каждодневно читают ребенку, – это настоящее искусство, оказывающее на детей латентное (скрытое, не проявляющееся сразу) воздействие. Чтение литературных произведений детям развивает их душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, учит проявлять волю, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки и контроля на какомлибо этапе приводит к утрате интереса к чтению, а затем - к ухудшению читательской грамотности и невосполнимым потерям в культурном и интеллектуальном развитии юного гражданина.

В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как: «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение; «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза. Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в раннем возрасте, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребѐнка раннего возраста образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребѐнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. . Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребѐнка.

Для формирования любви к чтению у детей  в условиях детского сада можно рекомендовать следующее: простое чтение в кругу детей, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, вечера чтения, выставки книг или организацию книжного уголка, семейные вечера чтения, родительские собрания, праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги). Читать детям должны и родители дома, и педагоги в детском саду. Семья - главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности.

Система работы по формированию интереса и потребности в чтении у детей включает в себя:

 создание развивающей предметно-пространственной среды (в группе оформление центров по развитию речи, уголка чтения, мини-библиотеки, театрального уголка);

 организация ежедневного чтения художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, былин);

 самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;

 непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми;

 свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы;

 использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов;

 литературные вечера, литературные викторины, досуги, выставки детских рисунков по прочитанным произведениям;

 мастерская по ремонту книг

 изготовление дидактических игр и пособий;

 работа с родителями.

Ранее детство – время запуска всех сил и возможностей человека, что относится и к чтению. Потребность в каждодневном общении с книгой закладывается до трех - четырех лет. Встреча с ней будет тем успешнее, чем лучше развивали ребенка с первых дней и месяцев жизни. Некоторые ошибочно полагают, что, ускоряя развитие ребенка, мы отнимаем у него радость детства. Однако дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, чем те, мир которых ограничен бытом. Чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретет.

«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству».

Максим Горький


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От формирования правильной речи до ранней читательской грамотности у детей на уровне дошкольного образования: технологии и способы

Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.Слушая книги, ребенок постигает тайны языка, его лексику, выразительные средства, ...

Формирование ранней читательской грамотности

Консультацмя по формированию ранней читательской грамотности...

"Формирование ранней читательской грамотности у воспитанников"

Доклад к проекту "Взаимодействие с семьёй по формированию ранней читательской грамотности"...

Формирование ранней читательской грамотности у дошкольников раннего и младшего возраста посредством дидактической игры «Круги Луллия»

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Ранее детство – время зап...

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

Занятия  по  формирование предпосылок  читательской грамотности у воспитанников    «Книжная  страна»....

Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».

  Как  говорил  К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле, хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способст...