Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Макарова Ирина Федоровна

    Как  говорил  К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле, хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способствующая их  духовному  росту».

Возраст: подготовительная группа.

Цель: воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней;

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.

2. Закрепить   знание  детей  о писателях и их  произведениях.

3.Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи).

4.   Расширить словарный запас.

5. Развивать речь, память , внимание, мелкую моторику  посредством участия в словесно – речевых играх. 

6.Развивать двигательную  активность  и ориентацию в пространстве.

7.Воспитывать любовь  и  интерес к  книгам.

Оборудование:  посылка,  говорящее письмо,  конверты с заданиями, чудесный мешочек со сказками,  игра « Четвертый лишний»,  осколки зеркала, магнитная доска,  фото писателей.

Методические приемы: беседа, игра, объяснение, сюрпризные моменты.

Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «что дальше? «Добрый – злой»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

  Занятия  по  формирование предпосылок  читательской грамотности у воспитанников    «Книжная  страна».

                   

    Как  говорил  К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле, хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способствующая их  духовному  росту».

Возраст: подготовительная группа.

Цель: воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней;

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.

2. Закрепить   знание  детей  о писателях и их  произведениях.

3.Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи).

4.   Расширить словарный запас.

5. Развивать речь, память , внимание, мелкую моторику  посредством участия в словесно – речевых играх. 

6.Развивать двигательную  активность  и ориентацию в пространстве.

7.Воспитывать любовь  и  интерес к  книгам.

Оборудование:  посылка,  говорящее письмо,  конверты с заданиями, чудесный мешочек со сказками,  игра « Четвертый лишний»,  осколки зеркала, магнитная доска,  фото писателей.

Методические приемы: беседа, игра, объяснение, сюрпризные моменты.

Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «что дальше? «Добрый – злой»,

     Ход

Наш любимый детский сад
Гостеприимством славится.

А наша группа просто класс
(
Последнюю строчку хором)

Мы приветствуем всех вас

-  Ребята, сегодня у на с вами необычно занятие.    (Стук  в дверь).

Воспитатель выходит , за дверью посылка. Воспитатель подходит к детям

Как вы думаете, что здесь может быть? Сейчас проверим?

-  В  посылке говорящее  письмо, предлагаю  послушать.

« Дорогие ребята, я хранитель книг  и хозяин книжной  страны .Прошу  вас о помощи! В моей  стране поселилась злая ведьма Крюк. Она  перессорила  всех героев, заколдовала книги,  и свое колдовство вложила  в зеркало, которое разбила, а осколки разбросала  по всему миру. Чтоб восстановить порядок, вам нужно собрать все  осколки  зеркала. Как только все осколки будут  собраны, волшебство развеется. И вас ждет сюрприз».

-  Как мы можем помочь?

Дети: собрать все осколки

Чтобы  попасть в книжную  страну, нужно быстро ответить на вопросы.

                                        Вопросы.

1. Где  можно  взять книги?

Слайд 1

2. Правила  обращения  с книгой?

Слайд 2

3. Назовите 3  вида  литературных  произведений?

Слайд 3

4. Чем  они  отличаются?

Слайд 4

5. Какие  вы знаете  пословицы  о книгах?

В книге ищи не буквы, а мысли

Дом без книги, что без окон

Книга не мед, а всякий берет

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

Книга поможет в труде, выручит в беде

Книга учит жить, книгой надо дорожить

6. Как  начинаются , заканчиваются сказки?

7. Назовите  сказки, в  которых есть цифры в названии.

Слайд 5

8. Как называют сказки, у которых нет автора.

Слайд 6

9. Как называются картинки и рисунки в книге (иллюстрации).

(Дети отвечают).

1. Задание. Волшебные картинки. (используя фонарик)

Пушкин  Сказка о рыбаке  и рыбке,   Сказка о золотом  петушке, Сказка  о царе  Салтане,    

Н. носов.  приключение Незнайки.

Русские  народные: Маша  и медведь,    царевна-  лягушка,  

Чуковский. Муха-  Цокотуха,   Майдадыр,  доктор-  Айболит

Ш. Перро. Красная  шапочка,  Кот  в  сапогах,  

Б. Гримм. Волк  и семеро  козлят,  

-  Молодцы  ребята. А теперь ,нужно  найти осколок.(Дети ищут).

 Хорошо, продолжаем путь.

.Задание 2:  «Узнай героя по описанию».

Баба ЯГА  Злая баба.  Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.

Змей Горыныч     Мифический дракон. Обладает несколькими головами.  Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых. В сказках выступает как отрицательный персонаж. 

Кощей (Кащей) Бессмертный  Тощий, сморщенный старик. Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой.

 Царевна-Несмеяна  Царская дочка, которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства.

Дюймовочка . Чуть женой  крота  не  стала,  и усатого жука. Вместе  с ласточкой  летала, высоко  под  облака.

Колобок     Батон -  не батон,  пирог- не пирог,  что-то вроде  сухой  булки  без  изюма,  в все  его хотят  съесть.

Красная  шапочка.   В  гости  к  бабушке  пошла,  пироги  ей  понесла.  Серый   волк за ней  следил,  обманул  и  проглоти.

- Молодцы, справились.  Ищите осколок.

Физминутка

Задание 5: Игра « Собери рассказ».

-  Ребята, вам нужно разделиться на три команды. На трех  столах лежат конверты . Вам нужно внимательно посмотреть , и собрать последовательно картинки. И рассказать 1 команда начала рассказа, 2 команда середину рассказа и третья команда конец . (каждый свой рассказ)

- Молодцы. Ищите  последний осколок. Все  осколки у нас, нам пора возвращаться. Для этого, становитесь в кружок и повторяйте слова:

- «Чтоб из волшебства вернуться ,хлопнуть, топнуть, улыбнуться.».

Вот мы и вернулись. Все осколки соединяйте быстрее на доске  .(Звучит музыка).Волшебство  рассеялось. А где же сюрприз?  Давайте поищем. (Дети находят коробку).

- Посмотрим?

Дети: Да.

( В коробке сюрприз, и сказочные персонажи).

- Я предлагаю  оценить это  занятия.  Вам  нужно выбрать сказочного героя и заполнить книгу картинками.

Если вы все знаете и вам все понравилось то выбираете веселого сказочного героя .

Если вы не все знаете про сказки то выбираете сказочного героя и пустую страничку.

Если вы ни чего не знаете и вам не понравилось , то просто пустую страничку .  

- На этом  наше  занятие  закончилось. Спасибо  вам  за  внимание  и участие.

                                                           

Литература

1. Хрестоматия     по детской литературе. Издательство « Просвещение     1988год.»;                                      

2. «Сказки  нашего  детства»- ООО « Полиграф- Проэкт», 2011

3. Н. Носов.  «Затейники». ООО «Издательство Астрель».2002 год.

4. «Русские народные сказки» . Издательство: Эксмо. 2020 год.

5.  Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.

7.  https://skazachok.com/geroi-russkih-narodnyh-skazok-podrobnoe-opisanie-sobiratelnye-obrazy-i-individualnye-osobennosti/

 8.      https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2020/11/19/biografiya-detskih-pisateley                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"

ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....