Занятия по формирование предпосылок читательской грамотности у воспитанников «Книжная страна».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Гостева Елена  Досиориевна

Занятия  по  формирование предпосылок  читательской грамотности у воспитанников    «Книжная  страна».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия  по  формирование предпосылок  читательской грамотности у воспитанников    «Книжная  страна».

                   

    Как  говорил  К. И. Чуковский  «Книга  для детей – это, в  самом  деле, хорошая   пища -  вкусная, питательная, светлая, способствующая их  духовному  росту».

Возраст: подготовительная группа.

Цель: воспитание интереса к книге, бережное отношение к ней;

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.

2. Закрепить   знание  детей  о писателях и их  произведениях.

3.Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи).

4.   Расширить словарный запас.

5. Развивать речь, память , внимание, мелкую моторику  посредством участия в словесно – речевых играх. 

6.Развивать двигательную  активность  и ориентацию в пространстве.

7.Воспитывать любовь  и  интерес к  книгам.

Оборудование:  посылка,  говорящее письмо,  конверты с заданиями, чудесный мешочек со сказками,  игра « Четвертый лишний»,  осколки зеркала, магнитная доска,  фото писателей.

Методические приемы: беседа, игра, объяснение, сюрпризные моменты.

Предварительная работа: чтение сказок; беседы по сказкам; дидактические игры «Назови ласково», «продумай другую концовку», «что дальше? «Добрый – злой», «Что произойдет, если…?»; пальчиковая  игра.

                                                             Ход

-  Ребята, сегодня у на с вами необычно занятие.    (Стук  в дверь).

Воспитатель выходит , за дверью посылка. Воспитатель подходит к детям , открывает

-  В  посылке говорящее  письмо, предлагаю  послушать.

« Дорогие ребята, я хранитель книг  и хозяин книжной  страны .Прошу  вас о помощи! В моей  стране поселилась злая ведьма Крюк. Она  перессорила  всех героев,заколдовала книги,  и свое колдовство вложила  в зеркало, которое разбила, а осколки разбросала  по всему миру. Чтоб восстановить порядок, вам нужно собрать все  осколки  зеркала. Как только все осколки будут  собраны, волшебство развеется. И вас ждет сюрприз».

-  Поможем  хозяину книжной  страны?

Дети: Да.

-  Посмотрите,  здесь еще, что-то есть. Это карта и направления, куда  нам идти. Мы возьмём ее с собой.  Чтобы  попасть в книжную  страну, нужно быстро ответить на вопросы.

                                        Вопросы.

1. Где  можно  взять книги?

2. Правила  обращения  с книгой?

3. Назовите 3  вида  литературных  произведений?

4. Чем  они  отличаются?

5. Какие  вы знаете  пословицы  о книгах?

6. Как  начинаются , заканчиваются сказки?

7. Назовите  сказки, в  которых есть цифры в названии.

8. Как называют сказки, у которых нет автора.

9. Как называются картинки и рисунки в книге (иллюстрации).

(Дети отвечают).

-  Хорошо, открываем карту, и смотрим направления. К первому заданию, нужно пройти пингвинами, со звуками  «пи-пи-пи».

1. Задание. «Назови авторов. Что написали?  Сказочник  или  поэт?»

Пушкин  Сказка о рыбаке  и рыбке,   Сказка о золотом  петушке, Сказка  о царе  Салтане,    Сказка  о попе   и работнике Болде.  Сказка о мертвой  царевне  и   семи богатырях (сказочник и поэт).

Н. носов.  Живая шляпа,    фантазеры,   Мишкина каша, заплата, на горке   приключение Незнайки.

Русские  народные: 3  медведя,    Маша  и медведь,     курочка Ряба,    теремок,  репка, крошечка-  Ховрошечка, бычок-  черный   бочок,  Василиса  -  прекрасная,  царевна-  лягушка,  Снегурочка,  вершки-  корешки.

Чуковский. Муха-  Цокотуха,   Майдадыр,  путаница,   доктор-  Айболит,    Боромлей,         ( сказочник  и поэт).

 С. Маршак .Сказку  о глупом  мышонке,   Сказка о  умном  мышонке,  Кошкин  дом,   Мяч,  Багаж,     Рассеянный  с улицы  Бассейна. (поэт).

Ш. Перро. Красная  шапочка, Золушка,  Кот  в  сапогах,  Спящая  красавица.(сказочник).

Г-Х  Андерсон.  Снежная  королева,  Дюймовочка,  Гадкий утенок, Русалочка,  Огнива,  Принцесса  на  горошине,  Дикие  лебеди.( сказочник).

Б. Гримм. Бременские  музыканты, Белоснежка, Волк  и семеро  козлят,  Два товарища,,  Безручка,  Убийца  людоедов, Храбрый  портняжка,  Мальчик  с пальчик.( сказочник)

-  Молодцы  ребята. А теперь ,нужно  найти осколок.(Дети ищут).

 Хорошо, продолжаем путь. Ко второму  заданию нужно пройти мухой, со звуком «З».

.Задание 2:  «Узнай героя по описанию».

Баба ЯГА  Злая баба.  Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.

Змей Горыныч     Мифический дракон. Обладает несколькими головами.  Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых. В сказках выступает как отрицательный персонаж. 

Кощей (Кащей) Бессмертный  Тощий, сморщенный старик. Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой.

 Царевна-Несмеяна  Царская дочка, которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства.

Дюймовочка . Чуть женой  крота  не  стала,  и усатого жука. Вместе  с ласточкой  летала, высоко  под  облака.

Колобок     Батон -  не батон,  пирог- не пирог,  что-то вроде  сухой  булки  без  изюма,  в все  его хотят  съесть.

Красная  шапочка.   В  гости  к  бабушке  пошла,  пироги  ей  понесла.  Серый   волк за ней  следил,  обманул  и  проглоти.

- Молодцы, справились.  Ищите осколок. К   третьему  заданию нужно  пройти тигрятами со звуком  «Р».

Задание 3: «Чудесный  мешочек». 

-  Ребята, вам нужно будет, вытянуть  картинку, сказать, что это, из какой  сказки, кто написал.

Дети по очереди достают картинки.

-  Хорошо,  справились.  Ищите   еще  одну  часть осколка.

К четвёртому заданию нужно  пройти жуками,  со звуком "Ж".

Задание  4: « Высказывания».

Высказывание  героев.

1. Я  пришлю  ему  новые  ножки, он  опять побежит по дорожке.

2. Ах, Иван – царевич,  что ты  наделал! Если ты  еще  три дня  подождал, я бы вечно  твоею  была. А теперь  ищи  меня в тридевятом  царстве , у Кащея   Бесмертного.

3. Я снесу  вам  яичко   другое,  не золотое, а  простое.

4. Мама - ну зашей.

-Нет, ты  рвать будешь, а я зашивать.  Сумел порвать, сумеешь  и зашить.

5. Лучше мама не пищи, ты мне  няню  поищи.

6.  Колотушки, ребятушки, ответите, отоприте, ваша мама пришла, молочка принесла.

7.  «Славные  у тебя  дети», - сказала старая утка с красным  лоскутком  на лапке, вот только  один утенок……

- Очень  хорошо, вы справились  с заданием. Ищите осколок. К пятому заданию нужно пройти  змеей, со звуком  «Ш».

Задание 5: Игра « Четвертый  лишний».

-  Ребята, вам нужно разделиться на три команды. На трех  столах лежат конверты . Вам нужно внимательно посмотреть , найти три картинки к одной  сказке, назвать ее. Найти картинку, которая  не подходит к этой сказке и тоже  назвать ее.

- Молодцы. Ищите  последний осколок. Все  осколки у нас, нам пора возвращаться. Для этого, становитесь в кружок и повторяйте слова:

- «Чтоб из волшебства вернуться ,хлопнуть, топнуть, улыбнуться.».

Вот мы и вернулись. Все осколки соединяйте быстрее на доске  .(Звучит музыка).Волшебство  рассеялось. А где же сюрприз?  Давайте поищем. (Дети находят коробку).

- Посмотрим?

Дети: Да.

( В коробке, одна коробочка  с  сюрпризом, а другая, со смайликами).

- Я предлагаю  оценить это  занятия. Вам  нужно выбрать смайлик  и  ответить на  вопросы.

 Если понравилось и  все было  легко - желтый.

Если  не понравилось,  и было трудно -  красный  (дети выбирают).

(Кто выбрал  красный,  спросит почему.)

- На этом  наше  занятие  закончилось. Спасибо  вам  за  внимание  и участие.

                                                           

                                                 

                                          Литература

1. Хрестоматия     по детской литературе. Издательство « Просвещение     1988год.»;                                      

2. «Сказки  нашего  детства»- ООО « Полиграф- Проэкт», 2011

3. Н. Носов.  «Затейники». ООО «Издательство Астрель».2002 год.

4. «Русские народные сказки» . Издательство: Эксмо. 2020 год.

5.  Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.

7.  https://skazachok.com/geroi-russkih-narodnyh-skazok-podrobnoe-opisanie-sobiratelnye-obrazy-i-individualnye-osobennosti/

 8.      https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2020/11/19/biografiya-detskih-pisateley                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"

ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....