Конспект занятия "Море в беде"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Манина Лариса Владимировна

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_more_v_bede.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

муниципального образования города Братска

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Море в беде»

Номинация № 1. «Методические разработки занятий (мероприятий) по экологическому воспитанию и образованию обучающихся (в том числе в системе дополнительного образования)»

Автор:

Лариса Владимировна Манина

воспитатель, высшая категория  

Братск-12. ул. Гидростроителей,20

Братск, 2019г.

Аннотация

Манина Л.В.

 воспитатель высшей категории.

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Море в беде».

Данное занятие является одной из форм индивидуализации образовательного процесса, позволяющей детям реализовать свои интересы и способности. Воспитатель увлекает детей и мотивирует на творческую деятельность, обозначая проблему загрязненных водоемов и предлагает интересные и важные виды деятельности в центрах активности, ориентируясь на возрастные и индивидуальные потребности, способности и возможности детей. Дети самостоятельно выбирают каким видом деятельности они будут заниматься, обозначая своё решение на «Доске выбора». Занятия в малых группах позволяют детям уделить больше времени на приобретение собственного опыта. Задания поданы таким образом, чтобы каждый ребенок в результате пережил чувство успеха. В конце занятия дети анализируют и оценивают свою деятельность.

Конспект занятия может быть использован воспитателями для работы старшего возраста.

 Конспект занятия по выбору в подготовительной группе

«Море в беде».

Пояснительная записка.

Современная экологическая ситуация в мире требует смены ценностных ориентиров общества. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование, экологическое воспитание всего населения. В период дошкольного детства начинает закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые влияют на отношение человека к природе. В этом периоде у детей происходит формирование экологического сознания, культуры природопользования.

Новизна занятия заключается в том, что оно позволяет детям реализовать свои интересы и способности по их желанию. Деятельность детей направлена на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательно-исследовательской, продуктивной и творческой деятельности.

 Цель:

 Развитие детской инициативы, индивидуальности и самостоятельности, в рамках темы «Всемирный день водных ресурсов». Стимулирование познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных и творческих способностей и речи ребенка.

Задачи:

- Закреплять знания дошкольников о значении воды в жизни человека, животных и растений. Развивать речевое творчество, воображение, умение импровизировать. Развивать логическое мышление, умения на основе сопоставления фактов, результатов опытов и наблюдений делать выводы и заключения.

- Закреплять умения сотрудничества и сотворчества в коллективной театральной деятельности. Совершенствовать навыки продуктивной деятельности при работе с бросовым материалом.  

- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать основы экологического сознания и понимания того, что для жизни обитателям моря нужна чистая вода.

Формой объединения воспитанников является «Доска выбора».

На занятии были использованы: проблемная ситуация; прием эмоциональной заинтересованности; наглядно, игровой, словесный и практический методы.

Для достижения цели были использованы:

 - Социо- игровая технология – прием «Волшебная ракушка».

 - ИКТ-технология -просмотр видеофильма.

 - Здоровье-сберегающие технологии- пальчиковая гимнастика.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены заданиями из нескольких областей.

Решение задач осуществляется через образовательные области:

 «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Безопасность».

Предварительная работа: 

Развитие речи:

НОД: «Путешествие в царство воды».

Беседы: «Вода в нашей жизни», «Вода в природных явлениях», «Что было бы, если бы на Земле исчезла вся вода?».

Рассматривание: глобуса, карты мира, иллюстраций с изображением обитателей подводного мира.

Просмотр фильмов   из цикла «Подводная одиссея команды Кусто», «Энциклопедия Байкала».  

Просмотр мультфильмов и фильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».

Просмотр презентаций на тему: «Байкал».

Экспериментирование: Опыты с водой.

Заучивание стихотворений о реке, море.

Подвижные игры: «Ручейки и озёра», «Рыбак и рыбки», «Водяной», «Удочка».

Пальчиковая гимнастика: «Волны», «Пароход», «Рыбки», «Дельфин».

Разминка: «Море».

 Физкультминутки: «Рыбка», «Ручеёк», «Море волнуется».

 Дидактические игры: «Отгадай слово по описанию», «Оживи рисунок», «Сходство и различия»,  «Найди слова в…(реке, море, аквариуме), «Какое слово лишнее?», «Что для чего», игра «Передай ракушку»,   графический рисунок «Корабль», «Плавает - не плавает», «Зверь, рыба, птица, небылица», «Что перепутал художник?», «Определи по тени», «Что мы знаем о воде?»
- Чтение художественной литературы: Коллин Пэйни «Приключения маленьких дельфинов», А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», цикл «Сказки о воде», В. Бианки «Рыбий дом», Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Т.А. Шорыгина «Ключевая вода».

Прослушивание музыкальных произведений: «Шум моря», «Звуки моря», «Мелодии Байкала».

Разучивание песен: «Я рисую море» В. Орлова.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, «Доска выбора» с обозначенными центрами и именными значками, дневники рефлексии, смайлики для работы в дневниках рефлексии, ракушка из папье - маше, диктофон; листы бумаги, карандаши - цветные и простые, акварель, кисти, непроливашки, цветной песок, ракушки, блестки, пайетки, бусины; бутылки, пробирки, стаканчики прозрачные, вата, марля, ткань, бумажные салфетки, опилки, камушки, песок, схема для результатов опытов; картинки, клей, ножницы, листы бумаги, ватман, фломастеры, картинки с изображением моря; отрез синего флиса, схемы оригами, камни, конструктор лего, цветной картон, ножницы, куски тканей разного цвета, фиомиран; голубая легкая ткань, мольберт, кисточки, голубая краска, музыкальные инструменты (трещотки, ксилофон), колокольчики.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем садятся на ковер, в круг. Слышится музыка шум прибоя.

Воспитатель:

 Странные рыбы на свете живут,

Плавают так, как их с детства зовут.

Те, кто назвал их, словами играли.

Вы этих рыб не встречали?

(Дети передают друг другу ракушку по круг, называют названия рыб).

На макете «Морское дно» находится ракушка.

После музыки шума прибоя. Слышится голос Нептуна из ракушки: «SOS, SOS. Море в беде! Прошу Вас помогите!» (Голос звучит из ракушки, в которой находится диктофон).

Воспитатель берет ракушку и достает из него свиток, и читает послание от Нептуна:

 «Здравствуйте, ребята! Я – Нептун, царь всех морей и океанов. Большая беда случилась в Мировом океане! Вода в опасности! Вода сильно загрязнена! Морские обитатели гибнут! Я узнал, что вы умеете беречь и охранять природу и знаете, как это делать! Подскажите мне, пожалуйста, что делать?! Жду вашего ответа. Царь Нептун».

Воспитатель: Да, ребята, я действительно видела видео о том, что море очень сильно загрязнено.  Сейчас мы с вами его посмотрим.

Просмотр видео «Загрязнение воды».

После того, как дети просмотрели видео, мы начинаем обсуждать с детьми чем же мы можем помочь обитателям моря. Как мы можем помочь им в беде?

Воспитатель: Что творится и на берегу, и в самом море!!! Чего здесь только нет!?! И пакеты, и бутылки, газеты, и ржавые консервные банки, и стекло.!?!

Воспитатель: Но как весь этот мусор оказался здесь? Почему вода такая мутная? Грязная?

Дети: Мусор бросают люди, с заводов сливается грязная вода через трубы.

Воспитатель: Ребята! Люди – часть природы. Мы с ней одно целое, она дает нам силы, здоровье, радость и красоту. Людям нужно беречь и охранять природу, дружить с ней. А люди нарушают правила поведения на водоемах.

Воспитатель: Какие правила поведения на водоемах существуют?

Дети:

1.Не мусорить на берегах рек, озер, прудов.

2. Не мыть машины в водоёмах.

3. Не сбрасывать промышленные отходы.

4. Ставить на предприятиях очистительные фильтры.

5. Не вырубать леса по берегам водоёмов.

Воспитатель: Ребята, как же мы можем помочь морским обитателям?

Дети: Собрать мусор, из него можно сделать поделки, очистить воду фильтрами, соблюдать правила поведения на природе, можно рассказать другим людям о важности сохранения природы. (создать плакаты, листовки, книгу, рассказать людям о красоте морей и океанов.)

Воспитатель: Ребята у нас сегодня открыто 4 центра (литературный, творчества, конструирования, центр экспериментирования)

-Что можно сделать в литературном центре для того, чтобы напомнить людям о необходимости беречь, сохранять водные ресурсы!  (можно создать книгу «Берегите водоёмы», сделать листовки с призывами, плакаты и т.д.). В центре для этого имеются картинки, клей, ножницы, листы бумаги, ватман, карандаши, фломастеры, картинки с изображением моря, схемы для составления призывов: «Не бросайте мусор». «Не сбрасывайте промышленные отходы», «Берегите водоемы».

-Что можно сделать в центре конструирования?  воспитатель предлагает создать игровое поле «Подводное Царство Нептуна» Для создания игрового поля в центре имеются: отрез синего флиса, схемы оригами, камни, конструктор лего, цветной картон, ножницы, куски тканей разного цвета, фиомиран.

 -Что мы можем создать в центре «Творчества»? можно нарисовать картины, панно для того чтобы показать людям красоту морей. Для этого вам пригодятся: листы бумаги, карандаши - цветные и простые, фломастеры, акварель, кисти, непроливашки, цветной песок, ракушки, блестки, пайетки, бусины, иллюстрации с образцами картин и панно.

-А в театральном центре я предлагаю вам исполнить песню «Я рисую море», помните мы ее учили? Но ее нужно украсить при помощи движений, музыкальных инструментов и др. В центре для этого все уже приготовлено. (голубая легкая ткань, мольберт, кисточки, голубая краска, музыкальные инструменты: трещотки, ксилофон).

-А чем же мы займемся в центре «Экспериментирования»? Правильно, ребята, мы проведем   опыты «Очищения» воды разными способами. Для проведения опытов вам понадобятся бутылки, пробирки, стаканчики прозрачные, вата, марля, ткань, бумажные салфетки, опилки, камушки, песок. На доске имеется схема, в которой вы будете указывать чем лучше очистилась вода.

Перед началом деятельности дети с педагогом вспоминают правила работы в центрах: Что обозначают цифры? (это сколько человек будет работать в данном центре). А если в центре уже достаточное количество детей? (Можно договориться с ребятами и поменяться центрами). Чтобы попросить помощь нужно…? (позвонить в колокольчик и попросить помощи у педагога).

Затем воспитатель и дети определяют время работы для выполнения заданий. Педагог уточняет время, после которого дети по условному сигналу (звук колокольчика) возвращаются в круг и представляют свои работы.

Дети, выбрав деятельность, которая им нравится, берут именные магниты и ставят на доску выбора в центры, которые были обозначены ими ранее, и расходятся по ним.

После установленного времени воспитатель подает условный сигнал (Звонок в колокольчик). Дети собираются на круг.

Проводится пальчиковая гимнастика «Рыбки»:

Рыбки плавают, резвятся

(шевелить пальцами)

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

(пальцы сжимать и разжимать)

То зароются в песке.

(повертеть руками одна вокруг другой).

После гимнастики дети рассказывают о том, что они делали в центрах, что у каждого из них получилось, показывают свои работы.

Воспитатель предлагает организовать акцию в музыкальном зале нашего детсада. Мы споем песню, расскажем стихотворение, покажем наши картины раздадим листовки, покажем наш транспарант, призывающий беречь водоемы, Даша представит нам свой проект «Волшебная вода», а Лиля - проект: ««Сказочный мир кристаллов».  Чтобы рассказать всем детям о необходимости беречь водоемы.

Ребенок рассказывает стихотворение Ефима Шкловского «Я обнял глобус»:

Я обнял глобус – шар земной.

Один – над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол

Мне говорят: «Будь с нами добр.

Не растопчи нас, и не жги,

Зимой и летом береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек,

Ты обещай нам и не лги,

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я: «Не солгу,

Тебя, родной мой, сберегу».

Опять звучит голос Нептуна из ракушки: «SOS, SOS. Море в беде! Прошу Вас помогите!»

Воспитатель берет ракушку и отвечает на голос говоря в ракушку:

Алло, это море?

Вы слышите,

море, меня?

Ракушку взяла

И очень волнуюсь,

В глубины звоня.

Я вас узнаю

В этой гулкой

Ракушке,

Я слышу

Хрустящий прибой на песке.

Алло! Это ветер качает верхушки деревьев

В прибрежном леске?

Алло! Это парус летит на просторе?

Алло! Это рыба плывет в глубине?

Алло! Мы так рады, что вам помогаем

Мы все за сохранность воды отвечаем.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель: Ребята! А чтобы этого не случилось мы с вами и проведем акцию в нашем детском саду.

Педагог предлагает детям заполнить рефлексивные дневники.

Дети обозначают, в каком центре они работали и смайликом выражают степень удовлетворенности своей деятельностью (веселый – доволен, очень понравилось работа; спокойный – доволен, но что-то не получилось, или не успел доделать, грустный – не понравилось или не получилось).

Список используемой литературы.

  1. Бабаева Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -321с.
  2. Бондаренко Т. М. Практическое пособие «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т.М. Бондаренко, Воронеж ТЦ «Учитель», 2014. - 159 с.
  3. Рыжова Н. А. Волшебница вода /; Науч. ред. Г. А. Ягодин. - М.: Linka-press, 1997. – 71 с.
  4. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. - Красноярск, 1990. - 190с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кукольного театра на прищепках «Воспоминания о лете, или кто сверчку в беде поможет»

В конспекте представлен сценарий кукольного   театра на прищепках, который дети с удовольствием смастерят сами и ,разучив слова,разыграют. Конспект разработан для детей старшего дошкольного ...

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе "Вместе справимся с Бедою"

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности. Цель: дать каждому ребёнку понатие об опасных жизненных ситуациях. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуац...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""

Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....

Конспект по образовательной области «Безопасность» " Как Хрюша попал в беду" (для детей старшего дошкольного возраст 6-7 лет)

Беседы: «Что такое электричество», «Предметы источники пожара»; дидактические игры: «Загадки об электроприборах», «Можно –нельзя»....

Конспект НОД "Ой беда беда, беда - Мишку выручать пора!"

Конспект занятия разработан для детей младшего возраста...

Конспект НОД "Чтоб беду предотвратить-нужно мышек научить"

Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоений и закреплений знаний о правилах пожарной безопасности....

Название проекта: «Чтобы не было беды» Неделя пожарной безопасности «Чтобы не было беды»

начиная с самого раннего возраста, очень важно обучить ребенка навыкам осторожного обращения с огнем, объяснить ему причины пожара и правила поведения при его возникновении....