Консультация для воспитателей "Знакомство дошкольников с государственной символикой России"
консультация

Семенова Юлия Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

 

В дошкольных образовательных учреждениях одним из приоритетных направлений образовательных программ является приобщение ребенка к социокультурному наследию общества и государства. Вопросы гражданско-патриотического воспитания рассматриваются в нормативных документах различного уровня, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Без уважения к истории и культуре своей страны, государственности, осознания уникальности, неповторимости культурных традиций невозможно воспитать всесторонне развитую личность.

Роль педагога в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников трудно переоценить: он должен помочь дошкольникам понять, осмыслить государственные символы, их происхождение, значение, функции, раскрыть смысл элементов государственной символики.

Педагогам рекомендованы для изучения методические материалы, которые Минпросвещения перечислило в письме от 15.04.2022 № СК-295/06 (https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-15042022-n-sk-29506-ob-ispolzovanii/#100008 ). Пособия помогут организовать работу с детьми по изучению госсимволов в разных формах.

Знакомство с государственной символикой дошкольников представляет собой достаточно сложную задачу для педагога. В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн нашей страны и города, края, смысл этих понятий, значимость. Объяснение этим сложностям мы можем найти в возрастной психологии: пространственно-временные связи, образное мышление дошкольников находятся на этапе формирования. Именно поэтому история страны, города, пути возникновения официальных и неофициальных символов даются детям с большим трудом. Но не проводить такую работу с дошкольниками тоже нельзя, так как это является основой патриотического воспитания, формирует гордость своей малой родиной, страной в целом.

В практической деятельности ведется постоянный поиск наиболее подходящих, эффективных, доступных методов, способов, приемов ознакомления с государственной символикой детей дошкольного возраста. Для начала обратимся за помощью к психологии и педагогике. Для облегчения восприятия детьми знаний о государственной символике используется принцип педагогики «от простого к сложному»: работу необходимо вести последовательно, от близкого и понятного к более далекому. Из психологии мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют знакомить детей с различными видами гербов, флагов и их основным назначением.

Для ознакомления детей с государственной символикой используются различные методы, приемы и средства. Особую актуальность в настоящее время в дошкольной педагогике приобретают словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений; наглядные методы: иллюстрации, показ видео, схемы; практические: моделирование, рисование, лепка; объяснительно-иллюстративный.

Следует так же заметить, что знакомство дошкольников с государственными символами Российской Федерации, с одной стороны, естественно, должно быть частью комплексного воспитательно-образовательного процесса, построенного на основе определения доминирующих задач базовой программы, с другой стороны – опираться на следующие принципы:

1. Принцип постепенного перехода от наиболее близких, лично значимых событий к наименее близким: культурно-историческим событиям, то есть от простых и понятных к более сложным.

2. Необходимость формирования личностного отношения к фактам, событиям, явлениям жизни, создание условий для активного включения детей в социальную действительность, повышение личностной значимости происходящего вокруг них.

3. Развитие музейной педагогики, позволяющей ребенку вести диалог с культурным наследием прошлого и настоящего.

4. Реализация деятельностного подхода для ознакомления детей со знаниями о природе и культуре Родины, ее государственных символах, то есть выбор для себя деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

5. Сознательный выбор методов и приемов приобщения детей к государственной символике. Сам предмет изучения не позволяет использовать некоторые приемы, например, дидактическую игру «Собери из частей».

6. Необходимость создания в группе и в дошкольном образовательном учреждении в целом развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

7. Принцип тесного взаимодействия с родителями.

8. Принцип историзма. Реализуется через сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится для дошкольников к двум временным понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (сейчас). Это связано с недостаточной исторической осведомленностью у детей этого возраста: они не могут представить себе историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить отдаленность тех или иных событий. Кроме того, дошкольникам достаточно при изложении материала представить лишь одну версию того или иного факта или события. Информация должна быть научной, но выбор следует делать исходя из того, какая версия будет наиболее понятна ребенку и какую из версий можно наиболее интересно, эмоционально и наглядно представить.

9. Принцип интеграции. Знакомство с государственными символами Российской Федерации может стать стержнем, вокруг которого объединяются различные виды детской деятельности и различные отрасли знаний. Этот принцип также может быть реализован через сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.д.

10. Принцип единства эмоций, действий, интеллекта. Он предполагает, что все, что ребенок получает в процессе познания в детском саду, должно проходить через его сердце, руки и мозг. В этой триаде эмоции на первом месте, так как все, что проходит через душу человека, остается в ней. Это касается и детей. Иногда что-то забывается, некоторые факты и события стираются в памяти, но пережитые в детстве чувства и эмоции остаются с человеком надолго, иногда на всю жизнь.

Следующий аспект, по которому до сих пор нет единого мнения, – это вопрос о последовательности изучения символов государства. В методической литературе по этому поводу можно найти разные мнения. Один из вариантов при ознакомлении дошкольников с государственной символикой использовать следующую последовательность:

1. Государственный флаг Российской Федерации.

2. Государственный гимн Российской Федерации.

3. Герб Москвы (не является государственным символом).

4. Государственный герб Российской Федерации.

Первоочередное знакомство с государственным флагом РФ обусловлено двумя причинами. В первую очередь, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, открытках, плакатах, в телевизионных заставках, одежде, сувенирах и т. д. Во-вторых, знакомясь с российским флагом, ребенку нужно понимать только две вещи: цвета, из которых «состоит» флаг, и их взаимное расположение.

Далее следует знакомство с государственным гимном Российской Федерации. Гимн России – это песня, то есть в нем есть две составляющие: текст и музыка. Обе составляющие необходимо подвергнуть анализу, пускай и элементарному. А поскольку государственные символы любой страны имеют единую цветовую схему, дети вместе со взрослым должны найти отображение трех полос (трех цветов) флага как в словах, так и в музыке. Без сомнения, эта задача сложнее, чем запоминание символики трех цветов и их взаимного расположения. Кроме того, такая последовательность позволяет еще раз вернуться к повторению символического значения цвета в символике России во время урока «Гимн России».

Далее проводится отдельное занятие на тему «Герб Москвы». Это занятие очень важное, так как герб Москвы хоть и не относится к числу государственных символов, но впоследствии станет одним из центральных элементов в анализе герба России. Детям предлагается рассмотреть форму московского герба и узнать, что она символизирует. Также дошкольникам предлагается легенда в виде театрализации, из которой они узнают, кто изображен на московском гербе. К этому времени дети уже знакомы с основными цветами герба. Эти знания уже не раз закреплялись, позволяя детям попробовать самостоятельно проанализировать, что представляет собой всадник на белом коне, за плечами которого развевается синий плащ. Черный цвет – это «новый» цвет, но его символическое значение не вызывает трудности у детей.

И после этого проводится занятия-исследования «Герб России». К этому моменту дети самостоятельно смогут рассказать о форме герба и о том, что она символизирует, видят и рассказывают, кто изображен в центре герба России и какова символика этого расположения, они твердо понимают символическое значение основных цветов. Взрослый обращает внимание детей на двуглавого орла и спрашивает, что это за птица, какая она, на что похожи ее крылья. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке. Дети обязательно вернутся к обсуждению этой темы в более старшем возрасте.

Таким образом, такая последовательность изучения государственных символов Российской Федерации соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному, что позволит достичь хороших результатов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель

старшей группы

ГБДОУ детский сад № 50

Адмиралтейского района СПб,

педагог высшей

квалификационной категории

Семенова Юлия Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

В дошкольных образовательных учреждениях одним из приоритетных направлений образовательных программ является приобщение ребенка к социокультурному наследию общества и государства. Вопросы гражданско-патриотического воспитания рассматриваются в нормативных документах различного уровня, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Без уважения к истории и культуре своей страны, государственности, осознания уникальности, неповторимости культурных традиций невозможно воспитать всесторонне развитую личность.

Роль педагога в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников трудно переоценить: он должен помочь дошкольникам понять, осмыслить государственные символы, их происхождение, значение, функции, раскрыть смысл элементов государственной символики.

Педагогам рекомендованы для изучения методические материалы, которые Минпросвещения перечислило в письме от 15.04.2022 № СК-295/06 (https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-15042022-n-sk-29506-ob-ispolzovanii/#100008 ). Пособия помогут организовать работу с детьми по изучению госсимволов в разных формах.

Знакомство с государственной символикой дошкольников представляет собой достаточно сложную задачу для педагога. В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн нашей страны и города, края, смысл этих понятий, значимость. Объяснение этим сложностям мы можем найти в возрастной психологии: пространственно-временные связи, образное мышление дошкольников находятся на этапе формирования. Именно поэтому история страны, города, пути возникновения официальных и неофициальных символов даются детям с большим трудом. Но не проводить такую работу с дошкольниками тоже нельзя, так как это является основой патриотического воспитания, формирует гордость своей малой родиной, страной в целом.

В практической деятельности ведется постоянный поиск наиболее подходящих, эффективных, доступных методов, способов, приемов ознакомления с государственной символикой детей дошкольного возраста. Для начала обратимся за помощью к психологии и педагогике. Для облегчения восприятия детьми знаний о государственной символике используется принцип педагогики «от простого к сложному»: работу необходимо вести последовательно, от близкого и понятного к более далекому. Из психологии мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста способны устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют знакомить детей с различными видами гербов, флагов и их основным назначением.

Для ознакомления детей с государственной символикой используются различные методы, приемы и средства. Особую актуальность в настоящее время в дошкольной педагогике приобретают словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений; наглядные методы: иллюстрации, показ видео, схемы; практические: моделирование, рисование, лепка; объяснительно-иллюстративный.

Следует так же заметить, что знакомство дошкольников с государственными символами Российской Федерации, с одной стороны, естественно, должно быть частью комплексного воспитательно-образовательного процесса, построенного на основе определения доминирующих задач базовой программы, с другой стороны – опираться на следующие принципы:

1. Принцип постепенного перехода от наиболее близких, лично значимых событий к наименее близким: культурно-историческим событиям, то есть от простых и понятных к более сложным.

2. Необходимость формирования личностного отношения к фактам, событиям, явлениям жизни, создание условий для активного включения детей в социальную действительность, повышение личностной значимости происходящего вокруг них.

3. Развитие музейной педагогики, позволяющей ребенку вести диалог с культурным наследием прошлого и настоящего.

4. Реализация деятельностного подхода для ознакомления детей со знаниями о природе и культуре Родины, ее государственных символах, то есть выбор для себя деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

5. Сознательный выбор методов и приемов приобщения детей к государственной символике. Сам предмет изучения не позволяет использовать некоторые приемы, например, дидактическую игру «Собери из частей».

6. Необходимость создания в группе и в дошкольном образовательном учреждении в целом развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

7. Принцип тесного взаимодействия с родителями.

8. Принцип историзма. Реализуется через сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится для дошкольников к двум временным понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (сейчас). Это связано с недостаточной исторической осведомленностью у детей этого возраста: они не могут представить себе историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить отдаленность тех или иных событий. Кроме того, дошкольникам достаточно при изложении материала представить лишь одну версию того или иного факта или события. Информация должна быть научной, но выбор следует делать исходя из того, какая версия будет наиболее понятна ребенку и какую из версий можно наиболее интересно, эмоционально и наглядно представить.

9. Принцип интеграции. Знакомство с государственными символами Российской Федерации может стать стержнем, вокруг которого объединяются различные виды детской деятельности и различные отрасли знаний. Этот принцип также может быть реализован через сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.д.

10. Принцип единства эмоций, действий, интеллекта. Он предполагает, что все, что ребенок получает в процессе познания в детском саду, должно проходить через его сердце, руки и мозг. В этой триаде эмоции на первом месте, так как все, что проходит через душу человека, остается в ней. Это касается и детей. Иногда что-то забывается, некоторые факты и события стираются в памяти, но пережитые в детстве чувства и эмоции остаются с человеком надолго, иногда на всю жизнь.

Следующий аспект, по которому до сих пор нет единого мнения, – это вопрос о последовательности изучения символов государства. В методической литературе по этому поводу можно найти разные мнения. Один из вариантов при ознакомлении дошкольников с государственной символикой использовать следующую последовательность:

1. Государственный флаг Российской Федерации.

2. Государственный гимн Российской Федерации.

3. Герб Москвы (не является государственным символом).

4. Государственный герб Российской Федерации.

Первоочередное знакомство с государственным флагом РФ обусловлено двумя причинами. В первую очередь, с изображением российского триколора дети встречаются наиболее часто: на улицах, открытках, плакатах, в телевизионных заставках, одежде, сувенирах и т. д. Во-вторых, знакомясь с российским флагом, ребенку нужно понимать только две вещи: цвета, из которых «состоит» флаг, и их взаимное расположение.

Далее следует знакомство с государственным гимном Российской Федерации. Гимн России – это песня, то есть в нем есть две составляющие: текст и музыка. Обе составляющие необходимо подвергнуть анализу, пускай и элементарному. А поскольку государственные символы любой страны имеют единую цветовую схему, дети вместе со взрослым должны найти отображение трех полос (трех цветов) флага как в словах, так и в музыке. Без сомнения, эта задача сложнее, чем запоминание символики трех цветов и их взаимного расположения. Кроме того, такая последовательность позволяет еще раз вернуться к повторению символического значения цвета в символике России во время урока «Гимн России».

Далее проводится отдельное занятие на тему «Герб Москвы». Это занятие очень важное, так как герб Москвы хоть и не относится к числу государственных символов, но впоследствии станет одним из центральных элементов в анализе герба России. Детям предлагается рассмотреть форму московского герба и узнать, что она символизирует. Также дошкольникам предлагается легенда в виде театрализации, из которой они узнают, кто изображен на московском гербе. К этому времени дети уже знакомы с основными цветами герба. Эти знания уже не раз закреплялись, позволяя детям попробовать самостоятельно проанализировать, что представляет собой всадник на белом коне, за плечами которого развевается синий плащ. Черный цвет – это «новый» цвет, но его символическое значение не вызывает трудности у детей.

И после этого проводится занятия-исследования «Герб России». К этому моменту дети самостоятельно смогут рассказать о форме герба и о том, что она символизирует, видят и рассказывают, кто изображен в центре герба России и какова символика этого расположения, они твердо понимают символическое значение основных цветов. Взрослый обращает внимание детей на двуглавого орла и спрашивает, что это за птица, какая она, на что похожи ее крылья. Информацию о трех коронах, перевитых лентой, скипетре и державе педагог сообщает в ознакомительном порядке. Дети обязательно вернутся к обсуждению этой темы в более старшем возрасте.

Таким образом, такая последовательность изучения государственных символов Российской Федерации соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному, что позволит достичь хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России, Якутии.

Статья посвящена поэтапному знакомству дошкольников с государственной символикой России и Якутии....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России

Ознакомление дошкольников с государственной символикой РоссииРебёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна наш...

Знакомим дошкольников с государственной символикой России

Содержит рекомендации для работы по ознакомлению дошкольников с государственной символикой России....

Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможн...

Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...

Консультация " Ознакомление дошкольников с государственной символикой России"

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе ...

Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируютсяпервые представления детей об окружающем мире, обществе и ку...