План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
методическая разработка (старшая группа)

Гаджиева Фаиза Омаровна

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Само слово сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gadzhievoy_f.o_1.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                

Зам зав. по УВР

_________ О.В. Гаврущенко

«____»  __________ 2022 г.

Утверждено:

Заведующий  

МАДОУ г. Нягани

«Д/с №5 «Дубравушка»

___________ И.А. Коломейцева

«____»  __________ 2022г.

План

по самообразованию воспитателя старшей  группы

Гаджиевой Фаизы Омаровны

 Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

                                          2022-2023 учебный год.

Нягань, 2022

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Само слово сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Так же театральная деятельность - это эффективный способ развития у ребенка личностных качеств и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры

дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

 Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что чтение книг – тропинка, по который умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Он был безусловно прав, ведь художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы литературного языка. Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению художественной литературы способствуют развитию не только речевых способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально- нравственному, художественному-эстетическому, нравственно-патриотическому при чтении литературы определенной тематики. Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.

Тема: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи через сказку.

Задачи:

  • развитие умения связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения;
  • обогащение словаря; развивать традиции семейного чтения;
  • развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
  • воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
  • вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;

     .    воспитывать любовь к художественной литературе.

Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на три года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Этапы работы:

1.  Ознакомительный

Цель: планирование работы по теме самообразования.

2. Практический

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.

3. Отчетный

Цель: подведение итогов работы.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.

п/п

Срок выполнения

Содержание работы Основные вопросы

Способы оформления материала для использования в практике

1

На год

Работа с родителями.

Работа с педагогами

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»;

Методическая литература;

Разработка картотек дидактических игр по речевому развитию.

Анкетирование родителей:

«Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»;

Разработки папки -передвижки: «Моя любимая сказка», «Речевых игр и упражнений», «Почему полезно читать ребенку сказки перед сном»;

Разработка дидактических игр.

Посещение ГМО по речевому развитию;

Посещение занятий, мастер – классов, семейных клубов, родительских клубов по речевому развитию.

Изучение методической литературы, создания плана работы;

Составления картотеки дидактических игр по речевому развитию; дидактические пособия;

сюжетные картинки.

Оформление речевого уголка в группе.

Повышение педагогической компетентности у родителей.

Получение данных в ходе проведения анкетирования родителей по теме.

Памятка для родителей.

Изучение нового материала;

Получение профессиональных навыков;

Умение организовывать ведущие виды деятельности.

Работа с родителями 1 квартал

2

Сентябрь

Картотека пословиц и поговорок;

Консультации: «Как превратить чтение в удовольствие»;

Консультация для родителей: «Приобщение ребенка к художественной литературе».

Составление картотек пословиц, поговорок, загадок.

Подборка иллюстраций и картинок с изображениями персонажей сказок, поговорок, пословиц;

Памятка для родителей.

Октябрь

Анкетирование родителей на тему: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку»;

Оформление речевого уголка «Наши любимые сказки»;

Семейный клуб: «Роль художественно-эстетического восприятия сказки как средства развития речи детей».

Получение данных в ходе проведения анкетирование родителей по теме;

Подбор литературы для родителей;

Памятка для родителей.

Ноябрь

Рекомендации: «Какие сказки читать детям»;

Родительский клуб: «Развитие речи детей 5-6 лет через театрализованную деятельность»;

Пальчиковые игры «Любимые сказки».

Приобщение родителей к участию в жизни группы (Круглый стол).

Памятка для родителей.

Разработка картотеки пальчиковых игр.

Работа с детьми 1 квартал

3

Сентябрь

Чтение, беседы по рассказам, пересказ;

Беседа «По страницам сказок»;

Загадывание загадок о сказочных героях;

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

 

Подборка дидактических  игр;

Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

Октябрь

Составление рассказов по сюжетным картинкам: «Осень»,

«Осень в лесу», «По грибы»;

Викторина по сказкам «Что перепутал художник?»

Дидактическая н/печатная игра «Сказочные герои».

Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов.

Ноябрь

Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях;

Чтение сказки «Теремок»;

Рассказывание сказки «Теремок» с использованием деревянного настольного театра;

Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации».

Магнитный театр по сказке «Теремок»;

Изготовление настольного театра «Теремок»;

Подборка артикуляционных упражнений, папка – передвижка.

Разработка картотек артикуляционной гимнастики.

 

Работа с родителями 2 квартал

4

Декабрь

«Расскажите мне сказку»;

Оформление картотек дидактических игр на основе русских народных сказок.

Консультации «Почему полезно читать ребенку сказки перед сном»;

Разработка картотек дидактических игр.

Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы).

Январь

Консультация «Роль сказки в воспитании детей»;

Консультация «Почему нужно читать сказки детям перед сном».

Конкурс стенгазет  «Самая читающая семья»;

Анкетирование «Сказка в воспитании ребенка».

Февраль

Организация акции;

Консультация для родителей: «Как превратить чтение в удовольствие»;

Семейный клуб инсценировки сказки  «Маша и медведь».

«Подари книгу детскому саду»;

Приобщение родителей к участию в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Памятка для родителей.

Работа с детьми 2 квартал

5

Декабрь

Знакомство с пословицами и поговорками о зиме;

Составление рассказов по сюжетным картинкам;

Чтение и беседы по рассказам;

Дидактическая игра «От сказки к сказки»;

Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки»;

Драматизация сказки «Маша и медведь».

Картотека пословиц и поговорок.

Картотека речевых игр и упражнений.

Оформление театрального уголка с разнообразными видами театров.

Январь

Чтение и заучивание стихотворений;

Настольный театр «Зимовье зверей»;

«Театр теней»;

Драматизация сказки «Зимовье зверей».

Изготовление настольного театра.

Февраль

Знакомство с потешкой «Кем я буду?»

Чтение сказки «Три медведя»;

Инсценировка детьми сказки «Три медведя»

Просмотр кукольного театра  «Три медведя»

Работа с родителями 3 квартал

6

Март

Подбор литературы для родителей;

Ознакомление родителей с картотеками «Речевых игр и упражнений».

Рекомендации для родителей «Читайте детям в слух?»;

Папка – передвижка «Речевых игры и упражнения».

Апрель

Предложить родителям: посетить в выходной день с ребёнком Детскую городскую библиотеку.

Продолжать развивать у родителей желание участвовать в жизни группы.

Привлечь родителей к оформлению книжного уголка (попросить принести интересные книжки);

Памятка для родителей.

Май

Повышение профессионального уровня;

Итоговое родительское собрание: «Наши успехи за год».

Фотоотчет выставки рисунков: «Моя любимая сказка».

Работа с детьми 3 квартал

7

Март

Знакомство с пословицами и поговорками о весне;

Составление рассказов по сюжетным картинкам с

фабульным развитием действий;

Чтение и беседы по рассказам, пересказ;

Чтение и заучивание стихотворений;

Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми;

Использование хороводных игр.

Оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна»;

Картотека пословиц и поговорок о весне.

Апрель

Демонстрация опыта работы: Обобщение и трансляция опыта работы.

Драматизация сказки

«Маша и медведь»

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете, отчет о проделанной работе.

Предполагаемый результат:

  1. повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  2. объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью рассказов и сказок, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности. .
  3. У большинства детей появится интерес к сказкам, их рассказыванию и пересказу;
  4. Обогатилась устная речь; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
  5. Развились фантазия и воображение; способность к словотворчеству.
  6. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального климата для полноценного развития ребенка.

Источники самообразования:

1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2.         Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПб,. 2008.

4. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

5. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7.         Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

8.         Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

9.         Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"

quot;Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и  серии сюжетных картинок"...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...