План по самообразованию на 2024-2025 учебный год на тему " Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом"
материал (средняя группа)
План по самообразованию на 2024-2025 уч.г
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №196»
План по самообразованию на 2024 – 2025 учебный год
По теме: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»
Средний возраст (4-5 лет)
Воспитатель группы №6
Жданова Т.А.
Тема самообразования на 2024 -2025 учебный год – «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.
Задачи: повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
- Систематизировать опыт работы по теме.
- Подготовить материал для работы с детьми.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
- Разработать картотеки по развитию речи.
- Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
- Разработать систему мероприятий для детей дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Актуальность темы
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления его личности. Одной из важнейших задач по развитию речи дошкольников является формирование связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой речи.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Однако только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.
Для каждого ребенка дошкольного возраста связная речь – это уже успех легкого обучения грамоте в начальной школе. Ребенок с плохо развитой и не связной речью часто является неуспевающим по многим предметам школьной программы.
Большие возможности для развития речи дошкольников представляют сказки.
С помощью сказок дети начинают понимать, насколько богат язык. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся слушать, пересказывать, инсценировать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки. Эти занятия вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Яркость, образность, простота, возможность повторять одни и те же речевые формы и образы, которые присуще литературному языку позволяют сделать сказки главным фактором развития связной речи дошкольников.
В процессе развития связной речи большое значение имеет взаимосвязь речевого и эстетических аспектов. Для формирования умения выстраивать связные высказывания необходимо познакомить дошкольников с изобразительно – выразительными средствами художественного текста: эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и т.д. Овладение родной речью, ее грамматическим строем является показателем умения строить связные высказывания.
Перспективное планирование по теме самообразования
«Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»
Месяц | Тема | Содержание работы, задачи | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; сказок для детей средней группы; обогащение РППС; составление библиографии. | Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи дошкольников» | |
Октябрь-ноябрь | Русские народные сказки | Чтение русских народных сказок: «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», Маша и медведь», «Три медведя» и беседа по ним. Дидактические игры: «Узнай, из какой сказки», «Угадай сказку», «Сказочное лото», «Расскажи сказку по картинкам». Продуктивная деятельность: рисование «Петушок», лепка «Лисичка» Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать небольшие отрывки. Развивать связную речь. Совершенствовать умения детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. | Создание картотеки русских народных сказок Привлечение родителей в создании театра по мотивам русских народных сказок Проведение мастер-класса для педагогов Тема: «Использование дидактических игр по русским народным сказкам» |
Декабрь-январь | Работа над развитием связной речи через театральную деятельность | Инсценировка сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» (с использованием пальчикового и настольного театра) Показ настольного театра по сказкам: «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Три медведя» Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. | Папка-передвижка в уголке для родителей: «Развиваем речь детей с помощью театрализованной деятельности» Практический показ |
Февраль-март-апрель | Авторские сказки Зарубежные сказки | Н. Сладков «Медведь и солнце», сказки К. Чуковского («Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Айболит», «Телефон», «Мойдодыр»). НОД «В гостях у дедушки Чуковского» Ш. Перро «Красная Шапочка», Гримм «Волк и лис». Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку по картинкам», «Угадай сказку» Продуктивная деятельность: рисование с помощью нетрадиционной техники «Чудо-дерево», лепка «Угощения от мухи-цокотухи», аппликация «Дом» Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать отрывки. Развивать связную речь. Совершенствовать умения детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. | Сообщение для педагогов на педсовете на тему: «Сказка как средство развития связной речи дошкольников». Памятки для родителей «Читаем детям» Создание картотеки авторских сказок |
Май | Викторины и конкурсы отчет | Проведение викторины «Наши любимые сказки» НОД «Сундук сказок» Поддерживать интерес к художественной литературе, развивать мышление и речь | Открытое занятие (НОД) для педагогов на тему: «Сундук сказок» Конкурс для детей и родителей – рисунок на тему «Моя любимая сказка» отчет |
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Важно убедить родителей в значении сказки для развития связной речи детей дошкольного возраста, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...

План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...

«Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»
Консультация для педагогов...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Развитие связной речи старших дошкольников через использование технологии мнемотехника» на 2024-2025 учебный год
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме«Развитие связной речи старших дошкольников через использование технологии мнемотехника»на 2024-2025 учебный год...

