План по самообразованию на 2024-2025 учебный год на тему " Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом"
материал (средняя группа)

Жданова Татьяна Александровна

План по самообразованию на 2024-2025 уч.г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhdanova_t.a._samoobrazovanie_2024-2025uch.god_.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №196»

План по самообразованию на 2024 – 2025 учебный год

 По теме: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»

Средний возраст (4-5 лет)

Воспитатель группы №6

 Жданова Т.А.

Тема самообразования на 2024 -2025 учебный год – «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством русской народной сказки.

Задачи: повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
  • Систематизировать опыт работы по теме.
  • Подготовить материал для работы с детьми.
  • Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
  • Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
  • Разработать картотеки по развитию речи.
  • Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
  • Разработать систему мероприятий для детей дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Актуальность темы

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления его личности. Одной из важнейших задач по развитию речи дошкольников является формирование связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой речи.

Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Однако только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.

Для каждого ребенка дошкольного возраста связная речь – это уже успех легкого обучения грамоте в начальной школе. Ребенок с плохо развитой и не связной речью часто является неуспевающим по многим предметам школьной программы.

Большие возможности для развития речи дошкольников представляют сказки.

С помощью сказок дети начинают понимать, насколько богат язык. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся слушать, пересказывать, инсценировать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки. Эти занятия вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Яркость, образность, простота, возможность повторять одни и те же речевые формы и образы, которые присуще литературному языку позволяют сделать сказки главным фактором развития связной речи дошкольников.

В процессе развития связной речи большое значение имеет взаимосвязь речевого и эстетических аспектов. Для формирования умения выстраивать связные высказывания необходимо познакомить дошкольников с изобразительно – выразительными средствами художественного текста: эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и т.д. Овладение родной речью, ее грамматическим строем является показателем умения строить связные высказывания.

Перспективное планирование по теме самообразования

«Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»

Месяц

Тема

Содержание работы, задачи

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; сказок для детей средней группы; обогащение РППС; составление библиографии.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Октябрь-ноябрь

Русские народные сказки

Чтение русских народных сказок: «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», Маша и медведь», «Три медведя»

и беседа по ним.

Дидактические игры: «Узнай, из какой сказки», «Угадай сказку», «Сказочное лото», «Расскажи сказку по картинкам».

Продуктивная деятельность: рисование «Петушок», лепка «Лисичка»

Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать небольшие отрывки.

Развивать связную речь.

Совершенствовать умения детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Создание картотеки русских народных сказок

Привлечение родителей в создании театра по мотивам русских народных сказок

Проведение мастер-класса для педагогов

Тема: «Использование дидактических игр по русским народным сказкам»

Декабрь-январь

Работа над развитием связной речи через театральную деятельность

Инсценировка сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» (с использованием пальчикового и настольного театра)

Показ настольного театра по сказкам: «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Три медведя»

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. 

Папка-передвижка в уголке для родителей: «Развиваем речь детей с помощью театрализованной деятельности»

Практический показ

Февраль-март-апрель

Авторские сказки

Зарубежные сказки

Н. Сладков «Медведь и солнце», сказки К. Чуковского («Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Айболит», «Телефон», «Мойдодыр»).

НОД «В гостях у дедушки Чуковского»

Ш. Перро «Красная Шапочка», Гримм «Волк и лис».

Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку по картинкам», «Угадай сказку»

Продуктивная деятельность: рисование с помощью нетрадиционной техники «Чудо-дерево», лепка «Угощения от мухи-цокотухи», аппликация «Дом»

Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать отрывки.

Развивать связную речь.

Совершенствовать   умения детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Сообщение для педагогов на педсовете на тему: «Сказка как средство развития связной речи дошкольников».

Памятки для родителей «Читаем детям»

Создание картотеки авторских сказок

Май

Викторины и конкурсы

отчет

Проведение викторины «Наши любимые сказки»

НОД «Сундук сказок»

Поддерживать интерес к художественной литературе, развивать мышление и речь

Открытое занятие (НОД) для педагогов на тему: «Сундук сказок»

Конкурс для детей и родителей – рисунок на тему «Моя любимая сказка»

отчет

       Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.  Важно убедить родителей в значении сказки для развития связной речи детей дошкольного возраста, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...

План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме «Развитие связной речи старших дошкольников через использование технологии мнемотехника» на 2024-2025 учебный год

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме«Развитие связной речи старших дошкольников через использование технологии мнемотехника»на 2024-2025 учебный год...