"Развитие связной речи у дошкольников через сказку"
консультация

Романова Вера Геннадьевна

Деловая игра для педагогов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_pedagogov.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

Деловая игра для педагогов

"Развитие связной речи у дошкольников через сказку"

                                                             

Подготовила воспитатель:

 Романова В.Г.


Цель игры: развитие коммуникативных качеств педагогов.

Задачи:

  • активизация знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей;
  • формирование педагогической компетентности педагогов в области развития речи дошкольников;
  • совершенствование навыков логического мышления.

Материалы:

  • презентация к игре,
  • цветок ромашка,
  • мольберты,
  • таблицы к кроссвордам.

Правила игры:

  • Уметь слушать других.
  • Вырабатывать общее решение вопроса.
  • Принимать активное участие в игре.
  • Не оспаривать оценку жюри.
  • Соблюдать культуру речи и тактичность.

Педагоги делятся на 2 команды.

Каждая команда придумывает название и девиз.

Выбирается жюри

Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о развития связной речи дошкольников через сказку посредством пересказа. Предлагаю вам отгадать загадку.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка-Ёжка у окна ...
Догадайтесь, кто она?

(Сказка)

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет
Из реки выходит сказка, из трамвая! из ворот!
Сказка-умница и прелесть, с нами рядышком живёт
Ух, и за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой
В сказке, солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Юнна Морриц)

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Назовите свою любимую сказку (ответы воспитателей). Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов,

1 конкурс. «Разминка» 

Прочитай сказку по первым слогам:

По де ре. Вы ре бо при бо. Де за ре тя по тя, вы не мо. По де ба. Ба за де, де за ре, тя по тя, вы не мо. По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя, вы не мо. По вну жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя, вы не мо. По жу ко. Ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя, вы не мо. По ко мы. Мы за ко,ко за жу, жу за вну, вну за ба,ба за де,де за ре, тя по тя, тя по тя и вы ре.(репка)

Жи се де да ба и бы у ни ку ря- Снес ку яич-: яич- не прос- - зо- Де би — би — не раз Ба- би, би— не раз Мыш бе, хвос мах, яич упа и раз.

Де и ба пла, ку ку:

«Не пла, де, не пла, ба!

Я сне вам яич дру, 

Не зо— прос!» (Курочка Ряба)

2 конкурс. «Ромашка»

Связная речь-это …

Сказки-это…

Какие бывают сказки по жанру?

Диалог- это …

С какого возраста начинаем учить пересказу?

3 конкурс для капитанов      

 Кроссворд

  1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
  2. Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование)
  3. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
  4. Тип связной речи (диалог)
  5. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
  6. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
  7. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
  8. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
  9. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи (рассуждение)

Ведущий: Всем нам известно, что речь педагога влияет на речевое развитие ребенка, т.к. она является образцом для подражания. Но также замечено, что речь не читающего человека очень скудная и бедная. Человек, не читающий книги, воспринимается как не имеющий достаточного уровня интеллекта. Как бы грубо это не звучало, но действительно стоит задуматься о кругозоре человека, который ограничивается глянцевыми журналами и новостной лентой в соцсетях.

Есть такое выражение: «Люди перестают мыслить, когда прекращают читать». И это, безусловно, правда. Без чтения человек не расширяет свой запас знаний и не нагружает мозг так, как нужно было бы. Все благодаря тому, что книга обучает «культуре ума», принуждает глубже мыслить, тренирует внимание, наполняет память
и дисциплинирует ум.

У человека, который не приучен читать, ограниченный малый словарный запас, а в разговоре проскакивают слова-паразиты, вроде «ну», «это», «вот» и т.д. А, читая, человек становится более грамотным, ведь он неосознанно запоминает верное написание слов и употребление их в предложении.

4 конкурс «Литературный»

Ведущий: А сейчас мы узнаем самого читающего коллегу.

Отвечает тот, кто быстрее других поднимет руку! А не выкрикнет с места.

1. Автор сказки «Красная Шапочка» (Шарль Перро)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок» («Рукавичка»)

4. Автор сказки «Гадкий утенок» (Ганс Христиан Андерсен)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей (Корней Иванович Чуковский)

6. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные («Гуси-лебеди»)

7. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка»)

8. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин)

9. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи»)

10. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Павел Петрович Бажов)

11. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Петр Павлович Ершов)

5 конкурс «Составь слово из слогов и отгадай сказку»

 Ведущий: Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют его в течение 2 минут.

  • Кашечрохав  («Хаврошечка»)
  • Боклоко  («Колобок»)
  • Зоркомо  («Морозко»)
  • Човокамйюд  («Дюймовочка»)
  • Дыродйом  («Мойдодыр»)
  • Гукаснероч  («Снегурочка»)
  • Комерет  («Теремок»)
  • Щеинакатар  («Тараканище»)

Ведущий: А сейчас я Вам предлагаю провести физкультминутку:

В темном лесу есть избушка, – дети шагают
Стоит задом наперед. – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка - – грозят пальцем
Бабушка Яга живет. – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие, – показывают
Словно угольки горят, - покачивают головой
Ух, сердитая какая, –бег на месте
Дыбом волосы стоят! – руки вверх

Ведущий: В требованиях к речи педагога имеется пункт, который говорит о том, что речь педагога должна быть выразительной. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Педагогу необходимо владеть различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), т.е.. каждый педагог детского сада должен быть … театралом. И следующее задание ….

6 конкурс «Театральная страница»

Ведущий: Каждой команде нужно показать сценку-пантомиму сказки так, чтобы команда противников могла узнать ее (при этом использовать только мимику и пантомиму). На подготовку 2 минуты.

Для первой команды: «Теремок»

Для второй команды: «Колобок»

7 конкурс Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:   сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

 Задание для группы №1.

«Рукавичка» от лица рукавички

 Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

 

8 конкурс .«Отгадай героя сказки»

 Вспомните, кто говорил такие волшебные слова

- «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели». (Женя из сказки «Цветик-семицветик».)

- «Раз, два, три! Горшочек, вари!» (Девочка из сказки «Горшочек каши».)

 - «Крекс, фекс, пекс!» (Буратино.)

- По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля.)

- Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)

- «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» (Морозко)

Можно сделать вывод, что сказка как ничто другое очень близка и доступна для ребенка, является могучим средством становления связности и образности речи. Планомерное, систематическое использование сказок является эффективным средством развития связной речи.

Жюри подводит итоги деловой игры.

Благодарю за интересную игру! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

«Развитие связной речи у детей через сказку»

Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей...

«Развитие связной речи у детей через сказку»

Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...

План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...