Статья "Организация режимных моментов в группе раннего возраста".
статья (младшая группа)

Пастухова Светлана Анатольевна

Рекомендации для воспитателей групп раннего возраста при организации режимных моментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация режимных моментов в группе раннего возраста».

                                                                            .

         Организуя жизнь детей в группе раннего возраста, руководствуюсь основными принципами:

1. Обеспечение единства оздоровительной и воспитательной работы со стороны всех взрослых: детский сад, семья, преемственность в работе воспитателей группы.

2. Частое и преимущественно индивидуальное общение с ребенком, особенно в период адаптации: доброжелательное, ровное, спокойное, ласковое.

3. Создание  благоприятной эмоциональной обстановки, т. к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

Проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств.

     Исходя из этого, в режиме дня выделяют следующие режимные моменты:

  • Утренний прием.
  • Утренняя гимнастика.
  • Обучение гигиеническим навыкам.
  • Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
  • Организация прогулки.
  • Организация сна.
  • Организация и проведение занятий.
  • Организация предметно-игровой деятельности.
  • Уход домой.

      Утренний прием

  Прием детей провожу в группе. Самое главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника. Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Доброжелательно встречаю каждого ребенка, с улыбкой здороваюсь с ним и родителями. Спрашиваю родителей: «Как спал ребенок?», «Как его самочувствие?» или задаю вопрос самому ребенку: «Ну как дела? Будешь сегодня с нами играть?»

  Во время утреннего приёма включаю весёлые детские песни. Затем завожу в группу ребёнка и предлагаю ему чем-нибудь поиграть в куклы, машинки, кубики и т. д.

  Во время приёма, если ребёнок не хочет расставаться с родителями, использую «сенсорные бутылочки», музыкальные и заводные игрушки. Предварительно расставляю и раскладываю их на сенсорном столе и на столах у входа в группу, чтобы привлечь внимание детей. («Смотри, куда пошла наша игрушка, а пойдем с ней поиграем»).

  Родителей прошу не устраивать долгих прощаний утром, а раздеть ребенка и сказать, малышу, что он поиграет с детьми, а мама придет за ним , когда он…(обязательно сказать, после какого действия: покушает, поспит, погуляет и т.д).

     Утренняя гимнастика в группе

  Для утренней гимнастики в группе я пользуюсь комплексами сюжетной утренней гимнастики, которая выполняется под музыку. Музыку использую одну и ту же. Комплексы с предметами (погремушки, флажки) и без. Составила картотеку. Один комплекс рассчитан на две недели.

     Обучение гигиеническим навыкам

  Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Напоминаю детям правила поведения в умывальной комнате — дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, нельзя толкаться, а подождать своей очереди помыть руки. При умывании ребенка поэтапно обучаю: вначале закатываем рукава, затем подставляем ручки под струю воды, попеременно обхватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производя моющие и трущие движения. Смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой о другую, положить мыло, смыть пену.

    При умывании использую потешки: «Водичка, водичка…» и т.д. После умывания учу правильно пользоваться полотенцем. Обращаю внимание, что нужно пользоваться только своим полотенцем, которое находится на своем определенном месте, обращаю внимания на картинку в шкафчике с полотенцем (так ребенок быстрее запомнит свой).

     Организация питания

  Процесс организации питания во второй группе раннего возраста осуществляю с использованием следующего сюрпризного момента: в группу приходит гость – вношу игрушку, которая приглашает детей пройти к столу. Использование данного метода позволяет создать благоприятную обстановку перед процессом кормления. Особенно активных ребят привлекаю к помощи: раздать нагрудники детям.

  Во время еды я слежу, чтобы дети правильно держали ложку, ровно сидели, кушали молча. Детям, которые едят медленно, я помогаю. Учу малышей, что, выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул. В раннем возрасте ребенок учится чистоте, опрятности, аккуратности.

     Организация и проведение прогулки

  Прежде чем отправиться на прогулку, наводим порядок в группе, собираем с детьми игрушки и расставляем их по местам, напоминая, где у каждой игрушке место. Перед выходом на прогулку высаживаю детей на горшок, затем все вместе выходим в раздевалку для одевания. Слежу, чтобы дети одевались правильно,  соблюдая принцип последовательности: колготки, носки, штаны, ботинки, кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик.

  Прогулка состоит из следующих частей:

  • Наблюдение;
  • Подвижные игры;
  • Индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств;
  • Самостоятельная двигательная активность.

     Организация сна

Считаю лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Не рекомендую отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. При раздевании формирую у детей бережное отношение к вещам, аккуратность. Учу детей раздеваться, вешать одежду на спинку стульчика. Подхожу к каждому ребенку и укрываю его одеялом. При необходимости, сижу с ребенком, требующим повышенного внимания.

     Организация и проведение занятий

     Занятия провожу 2 раза в день (утром и вечером) длительностью 9-10 минут по подгруппам в соответствии с сеткой непосредственно образовательной деятельности.

    Для привлечения внимания детей использую колокольчик. При проведении занятий я,  включаю такие сюрпризные моменты: «К нам пришел гость», «В группе появилась волшебная коробочка (мешочек)» и т.п.

     Организация предметно-игровой деятельности

    В раннем возрасте внимание ребенка неустойчиво: увидев игрушку (предмет), ребенок стремится завладеть ей, а получив, теряет интерес и устремляется к следующей. Поэтому наша задача - научить играть, показать, как играть с той или иной игрушкой. Для этого постоянно необходимо создавать игровые ситуации: к нам пришел гость (мишка, зайка, кукла), давайте угостим чаем, нальем в красную кружечку, дадим какую ложечку; гость устал, уложим спать, споем песенку; построим зайке домик (пусть каждый себе выберет игрушку и ей построит домик) и т.д. Таким образом,  постепенно учим играть в сюжетно-ролевые игры (отобразительные в этом возрасте). Дети постоянно должны быть увлечены в различную деятельность.

    Уход детей домой

  Информирую родителей о достижениях детей в развитии, успехах в группе, регулярно выкладываю фотографии детей в общую группу. Если мама очень тревожится о настроении ребенка, то вместо слов отправляю фото с этим малышом (в момент его игры). Для наглядности показываю работы детей. Мягко информирую родителей и о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, даю консультации по интересующим родителей вопросам. Считаю ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала - положительное, а потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично и ненавязчиво. И обязательно учитываю индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя. Обращаю внимание на правила хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы, и настраиваю детей на следующие посещения.

  Организуя и осуществляя режимные моменты, необходимо помнить, что основной задачей является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом помещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста

Доклад "Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста"...

Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста

Использование речевых игр при проведении режимных моментов в группах раннего возраста...

Конспект открытого показа режимных моментов в группе раннего возраста в рамках методической недели по речевому развитию. «Играем – речь развиваем».

Показ режимных моментов в группе раннего возраста «Играем – речь развиваем» Направлен на развитие игровых навыков у детей раннего возраста с речевым сопровождением; сенсорных способн...

Организация режимных моментов в группах раннего возраста

Обобщение опыта по организации режимных моментов в детских садах в группах ранненго возраста....

Методическая разработка проведения занятия по организации режимного момента в группе раннего возраста

В методической разработке представлен конспект проведения режимного момента  - организация прогулки для детей раннего возраста «Я умею одеваться» (одевание на прогулку)...