Проектная деятельность в ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа)

Косякина Александра Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Косякина А.Н., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 36

Московского района

Санкт-Петербурга

Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и родителем. Это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Педагогическая значимость проектного метода:

  • Проектный метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка;
  • Проектный метод исходит из детских потребностей и интересов, а также познавательных возможностей каждого ребенка;
  • Проектный метод хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему;
  • Проектный метод отражает деятельный подход в воспитании и отражает субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Условия для успешного проектирования:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместно с взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. Дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Проекты различаются:

  • По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  • По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
  • По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  • По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  • По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  • По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Осуществление проектной деятельности в дошкольном учреждении предусматривает следующие этапы:

- подготовительный (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, разделение цели на «веер задач», формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);

- основной (работа над проектом, моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта, его оформление);

- завершающий (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и новых тем проекта).

Подготовительный этап.

1. Интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослыми проблемы

2. Определение взрослыми цели проекта, его мотивация

3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана

4. Совместное движение взрослых и детей к результату

5. Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Основной этап.

1. Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата

3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта

4. Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых

5. Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успеха и неудач

6. Совместно с детьми определение перспектив проектирования

Завершающий этап.

1. Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон

2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата

3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера, определение средств реализации проекта

4. Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучения, помощь детей друг другу

5. Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успеха и неудач

6. Определение перспективы развития проектирования.

Для каждого возраста детей существуют свои проектные действия:

Для детей 5-6 лет

  • Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.
  • Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
  • Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.
  • Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
  • Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
  • Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...