ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИ
статья

Котова Людмила Ивановна

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.  Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада. 

Одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине — является накопление социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений и организации доступной деятельности. Основными направлением педагогической деятельности является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, художественно-эстетических способностей каждого ребенка.

 Духовными традициями русской культуры определяется историческое бытие нашего народа.  «Опасная и роковая вещь – лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом… Чувство истории важно и его нужно прививать детям» - Серафим Роуз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИ

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. [2, с.1] Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада.  [1, с.4].

Одним из основных принципов стандарта является: приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. [4, с.4]

Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине — является накопление социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений и организации доступной деятельности.

Современно звучат слова Н.Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью».

 Основными направлением педагогической деятельности является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, художественно-эстетических способностей каждого ребенка.

 Духовными традициями русской культуры определяется историческое бытие нашего народа.  «Опасная и роковая вещь – лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом… Чувство истории важно и его нужно прививать детям» - Серафим Роуз.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. А.В.Мудрик считал, что центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.     «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и которые способны вдохновит его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» (А.В.Запорожец).

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (С.И.Ожегов)

В.А.Сухомлинский считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других; тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

При выстраивании педагогического процесса по духовно-нравственному воспитанию дошкольников педагоги опираются на следующие принципы:

-принцип историзма

-принцип гуманизации

-принцип дифференциации

-принцип интегративности

-принцип непрерывного обучения

-краеведческий (региональный) принцип

-культурологический принцип

Наше дошкольное учреждение с 2015 по 2020 год реализовывало программу развития «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям, культурному наследию родного края». В дошкольном учреждении ведется работа по основной образовательной программе разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. При разработке использовалась комплексная программа В.И. Логиновой «Детство», парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, методическое пособие «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохиной, программа «Омское Прииртышье» Л.В.Борцова и другие. При работе с дошкольниками опираемся на цели духовно-нравственного воспитания, которые сформулировал Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания-чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли: устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия». Поэтому главным является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Учитывая возрастные особенности детей, педагоги выделили следующие задачи:

-формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.

-развитие у детей социально-личностной культуры через приобщение к их культурному наследию Омского Прииртышья.

-воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.

-обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».

-формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушным, вежливым и т.д).

Работа с детьми построена по тематическому принципу. Основные темы: «Имя», «Моя семья», «Моё Отечество», «Слово», «Добро и зло», «Культура и традиции», «Доброжелательность и зависть», «Моя малая родина» и т.д. В процессе работы формируются представления о важных духовно-нравственных ценностях и их антиподах, личное отношение к ним, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка, гуманному взаимодействию с окружающим миром. Каждая тема предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках. Такое содержание и методика проведения занятий способствует разрешению противоречия, которое сложилось в традиционной системе воспитания, когда дети формально знают нравственные нормы и правила, но не всегда поступают в соответствии с ними. Каждое занятии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе педагоги создают атмосферу доброжелательности, доверия и любви. Формы его проведения -  пожелания и благодарения, приветствия, игры-шутки и так далее.

На втором происходит осмысление того или иного нравственного понятия, обогащение социального опыта через чтение, рассказывание театрализацию, содержание их соответствует теме и задачам непрерывной образовательной деятельности. Педагоги используют демонстрацию репродукций, слайды, звучание музыки. Предлагают вопросы, которые более глубоко помогают вникнуть в смысл темы занятия.

На третьем этапе через игры, разыгрывание нравственных этюдов, проблемных ситуаций побуждают детей к положительным поступкам. Обсуждая различные нравственные ситуации, дети анализируют их, делятся переживаниями, проявляют желание помочь друг другу преодолеть трудности.

Анализ результатов работы проходит с помощью блока диагностических методик, уровень общения и взаимоотношения детей в повседневной жизни показали высокий уровень проявления таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость и терпимость переживаниями, проявляют желание помочь друг другу преодолеть трудности.

Работая по парциальным программам по духовно-нравственному воспитанию, педагоги убедились, что они эффективно помогает детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими детьми, формирует умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учить жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников выстроена в тесном содружестве с семьей. Еще Ушинский писал: «Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, — право на правильное и доброе воспитание». Родители, считал Ушинский, должны иметь педагогические знания, для чего должны изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей [3].

В группах существует постоянно действующие семейные гостиные. На начальном этапе работы с родителями педагоги проводят анкетирование, с целью определения их ответственности за воспитание детей, приоритетов в воспитании, характера затруднений, возникающих во взаимодействии с детьми. На втором этапе (организационный) основной задачей являлось сплочение родителей. Это было достигнуто разъяснением, беседами, тренингами. Атмосфера в гостиной стала благоприятной, участники проявляли друг к другу чуткость, ориентировались на сотрудничество. Третий этап (развивающий) реализовывался через проведение специальных мероприятий: развлечения, встречи с интересными людьми, деловые игры, КВН, тренинги, консультации, совместные посещения музея, экскурсии, конкурсы рисунков. При работе с родителями воспитанников возникает большое количество проблем, связанных с тем, что работа с взрослыми людьми требует особого подхода. Поэтому при организации работы с родителями был использован принцип, сформированный ЮНЕСКО: «Для взрослого обучение должно быть веселым!». Темы встреч планируются с учетом запроса и пожеланий родителей.

Четвертый аналитический этап показал, что родители стали активно участвовать во всех мероприятиях группы, ДОУ. Совместная деятельность стала основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота своей Родины.  Посещая все мероприятия, родители могут более объективно оценить слабые и сильные стороны ребенка, получить возможность непосредственно видеть педагогический процесс, повысить психолого-педагогические знания. Практика показала, что неформальное сотрудничество ДОУ и семьи помогает родителям сконцентрировать внимание на детях, укрепляет чувство родительского самосознания.

В процессе развития личности ребенка решающая роль принадлежит семье. Только через работу с семьей, оптимизацию детско-родительских отношений, психологического климата в семье можно добиться эффективности развивающей и коррекционной работы с ребенком.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того как мы будем решать задачи духовно-нравственного воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Список использованной литературы.

1.Методические рекомендации по реализации проекта «Моделирование условий нравственного, патриотического воспитания детей в совместной деятельности детского сада и семьи». Заведующая д/с №149 Е.Е.Яцина, г. Ярославль, 2012г.

2.Статья «Система методической работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», Ю.Лемкина, 2014г.

3. https://azbyka.ru/deti/k-d-ushinskij-o-vospitanii-detej 

4.ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-художественное развитие детей в процессе духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами. Проект напра...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

laquo;Духовность» -  рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями;как способ со...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

"Гармоничное развитие личности - в системе духовно-нравственного воспитания"

Духовно-нравственное воспитание учит радоваться тому, что ребёнок смог оказать помощь другому, доставил кому-то радость. Для правильного выбора содержания форм и методов духовно-нравственного воспитан...

Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ».

        Эта статья раскрывает отношение автора педагога и психолога к нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.    Российское современн...

Презентация Социальное партнерство как одна из форм развития творческих способностей в процессе духовно-нравственного воспитания

В презентации дан материал о  развитии  социального партнерства между социальной сферой и образовательной:  между областным центром социальной помощи семье и детям «Буревестник&ra...

Консультация для воспитателей Тема: «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)»

Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников (участие в проектах, викторины, исследования)...