ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Староверова Ольга Викторовна

Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, именно тогда закладываются основы готовности и способности к духовному развитию,  к формированию морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

        Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют

следующие высшие духовные ценности:

  1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
  2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
  3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
  4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

          Для эффективного осуществления духовно-нравственного  воспитания дошкольников педагоги должны владеть определённой   профессиональной компетентностью, очень важен правильный выбор  и разумное внедрение программ и технологий духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательный процесс, включая инновационные методы и формы работы, то есть деятельностный подход. Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение  осуществлять взаимодействие с семьёй и другими субъектами образовательного процесса в  общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.  

           Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании».

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторы дают следующее определение духовно-нравственному воспитанию личности гражданина России – «это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, культурно-территориальное сообщество, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество, семья.[2]

В области формирования семейной культуры воспитание должно обеспечить:

- укрепление отношения к семье как основе российского общества;

- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

-  укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-  формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России;

- усвоение нравственных ценностей семейной жизни, таких устоев как любовь, взаимопомощь, бережное отношение к жизни человека.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации  являются базовые национальные ценности, хранимые в исторических, культурных и семейных традициях народа России, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.[1] Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

        Проблема: не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную, недостаточно развито   чувство гордости за свою семью

Моя работа по формированию духовно- нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста направлена на:

- расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задача моей работы состоит в том, чтобы:

1.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3.  С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Важным средством духовно- нравственного воспитания является фольклор. Пословицы и поговорки помогают в воспитании уважительного отношения к членам семьи, заботливого отношения к родным людям, показывают ценность семьи.

          Чтение художественных произведений таких как: «Синяя чашка» М. Матвеева;  «Теплый хлеб»  К. Паустовский; «Мамина работа» Е. Пермяк; «Мамина дочка» В.Белов; «Косточка» К.Ушинский;  «Старый дед и внучек» Л.Толстой;  «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А.Шорыгина., позволило узнать дошкольникам о жизни народа, его миропонимании, нравственно-этических, социально - исторических ценностях.

Результатом бесед с дошкольниками стало художественное творчество (рисование) на тему «Моя семья».

Необходимым условием формирования духовно- нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей и их родителей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей и их родителей.

Результатом совместной работы должно  стать «Моё генеалогическое древо», которое позволит дошкольникам узнать о ближнем окружении, об истории своей семьи, научить разбираться в родственных связях.

    Результат моей работы состоит в том, чтобы

-развить у детей познавательный интерес к изучению истории своей семьи, семейных традиций.

    -родители и дети активно вовлечены в совместную познавательно – исследовательскую деятельность.

Работа в духовно- нравственном направлении - это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к своей семье не будет любви и уважения к своей Родине, к её истории и культуре, а без этого невозможно воспитать гражданина и патриота!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....

Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

В сообщении описывается  работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".

Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...

Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...