Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

В данной разработке описана система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. Автором предложено блочно-тематическое планирование, представленное 6 направлениями: "Моя семья", "Детский сад", "Родная улица", "Родной город", "Страна, столица, символика", "Права и обязанности". В работе осформулированы актуальность данной проблемы, цели и задачи, описаны принципы обучения, отмечен инновационный потенциал проекта, предложены формы взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Красная шапочка» города Бахчисарай Республики Крым

(МБДОУ «ДС №5 «Красная шапочка» г.Бахчисарай)

Система работы по воспитанию

нравственно-патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста

                                                         

                                                     Из опыта работы воспитателя

                                                      Орловой Галины Викторовны

г.Бахчисарай, 2022г.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».  

                                                             Д.С.Лихачев

Воспитание нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения - одна из актуальных проблем не только дошкольного воспитания, но и страны в целом.  

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Первоочередными задачами современной воспитательной политики являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в частности, этнической толерантности.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре, фундамент общего развития ребенка-дошкольника. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».                                                   С.Михалков

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В своей работе руководствуюсь основными дидактическими принципами обучения:

- принцип доступности (учет уровня развития воспитанников);  

- принцип последовательности (от простого к сложному);

- принцип целесообразности (отбор наиболее актуальных знаний для ребенка данного возраста);

- принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка);

- принцип историзма (сохранения порядка описываемых событий: прошлое, настоящее);

- принцип гуманности (умение воспитателя встать на позицию ребенка);

- принцип интегративности (учитывает сотрудничество с семьей).

Любая деятельность начинается с постановки целей и задач.

Цель моей работы: воспитание нравственно-патриотической личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Исходя из цели, мною были определены следующие задачи:

  • Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  • Формирование бережного отношения к историческим и природным богатствам родной страны.
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.
  • Расширение представлений о городах России.
  • Знакомство детей с символами государства.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проходит через непосредственно образовательную деятельность, которая включает в себя:

*Художественное творчество: рисование, лепка.

*Физическое развитие.

*Формирование общественной жизни через целевые прогулки, экскурсии.

*Труд.

*Конструирование.

*Чтение художественной литературы.

Учитывая то, что весь материал детям необходимо давать с учетом принципа от простого к сложному, система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию представлена следующими блоками:  

1. «Семья».

2. «Детский сад».

3. «Родная улица»

4. «Родной город».

5. «Страна, столица, символика».

6. «Права и обязанности».

Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др.

Инновационный потенциал проекта: использование инновационных форм взаимодействия с детьми, родителями с применением регионального компонента: изготовление стенгазеты с рубриками: «Известные люди моей семьи», «Семейные увлечения», «Семейные традиции», составление родового дерева каждой семьи; ведение фотолетописи группы, составление дорожных карт - плана безопасного передвижения ребенка от дома к детскому саду; работа с планом нашего города, экскурсии и прогулки по городу, маршрут выходного дня.

1 блок Тема «Моя семья»

Одной из самых близких, простых и доступных тем является тема «Семья», так как мир ребенка начинается с его семьи.

В рамках этой темы с детьми проведены:

*беседы о семейных традициях и праздниках, правах и обязанностях всех членов семьи;

*игровая деятельность, в ходе которой дети разыгрывали игровые сюжеты по теме «Моя семья»; а также игры на закрепление понятий: «родня», «состав семьи»;

*обсудили различные ситуации из жизни семьи;

*составили рассказы о членах семьи на основе личного опыта;

*с помощью родителей составили родовое дерево каждой семьи;

*рассмотрели семейные фотоальбомы;

*на итоговом мероприятии познакомились с рубриками стенгазеты: «Известные люди моей семьи», «Семейные увлечения», «Семейные традиции».

Кроме того, в рамках итогового мероприятия дети совместно с родителями приняли участие в выставке детского творчества по темам: «Мой дом», «Моя семья».

 Результатом реализации данного направления стало воспитание любви к самым родным и близким людям на земле. Так в ходе работы у дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок начинает принимать свой дом таким, каков он есть и любить его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

2 блок Тема «Детский сад»

Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. 

Дошкольное учреждение для ребенка является тем местом, в котором он проводит много времени и должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Начиная с младшего дошкольного возраста, дошкольников знакомлю с расположением помещений детского сада. Дети с удовольствием посещают кабинеты, свободно и самостоятельно ориентируются в здании и территории ДОУ. Также провожу экскурсии по детскому саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений провожу беседы о важности труда всех людей, работающих в ДОУ. Дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления и отношения в других видах деятельности: изобразительной (изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям-малышам, выставка детского творчества «Мой любимый детский сад»), игровой (сюжетно-ролевая игра «Детский сад»), художественно-речевой, театрализованной и др.

Кроме того, совместно с родителями ведется фотолетопись группы, куда также записываются интересные высказывания детей, начиная с первого дня пребывания в детском саду и до выпуска. Такая летопись помогает увидеть, как растут и меняются дети, а общие просмотры праздников и занятий сплачивают и объединяют детей и взрослых, воспитывают дружеские, теплые взаимоотношения.

В детском саду согласно учебному плану проведены массовые мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств у дошкольников, такие как: музыкально-спортивное развлечение, посвященное Дню Защитника Отечества, а также музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы. Все массовые мероприятия были проведены с активным привлечением родителей воспитанников.

В ходе проведенной работы дети свободно ориентируются в здании и территории дошкольного учреждения; познакомились с традициями детского сада, с элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; у детей сформированы представления об отношении к труду через знакомство с профессиями работников детского сада.

3 блок Тема «Родная улица»

Не оставлена без внимания тема «Родная улица». В рамках данной темы:

*знакомлю детей с центральными улицами нашего города;

*организую целевые прогулки к проезжей части дороги;

*закрепляю название улицы, на которой живут дети, а также название улицы, на которой расположен детский сад;

*организую игры в дорожно-транспортном уголке.

С большим интересом дети совместно с родителями работали со схемой населенного пункта, на которой каждый ребенок при помощи взрослых нарисовал дорожную карту – дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначали названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице.

Совместно с родителями для детей оформила фотоальбом «Улицы родного города», сделала подборку игровой деятельности.

В результате реализации данного направления дети знают и называют центральные улицы города, улицу, на которой живут, улицу, на которой расположен детский сад, историю возникновения улиц.

4 блок Тема «Родной город»

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Чтобы для маленького ребенка понятие «Родина» не стало абстрактным, продумываю знакомство детей с историческим и культурным прошлым и настоящим их малой Родины – городом, где они живут, так как любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

Самым ярким событием для детей стал маршрут выходного дня, когда дети вместе со своими родителями в выходной день отправились на экскурсию, во время которой познакомились с главной достопримечательностью города Бахчисарая – Ханским дворцом. В ходе экскурсии дети любовались самыми красивыми местами дворца, его необычным разнообразным ландшафтом, замечательной природой, познакомились с легендой о возникновении Бахчисарая, осмотрели мечети, минареты, фонтан слез и др. Для многих детей - это было целое открытие!

Экскурсии в магазин, школу, на почту помогли детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, сформировать у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.

При ознакомлении с историей города организовала поисковую деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщали ребятам об известных людях города. На занятиях дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий.

Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывали, какими символами обозначить известные достопримечательности. Фишки с обозначением известных мест города, памятники, главная площадь города, стадион и многие другие - придумывались и изготавливались вместе с детьми. Дети устраивали соревнование, кто быстрее поставит фишки в нужное место.

Изучая данную тему, с детьми также использовала следующие формы организации:

*экскурсии по городу (по фотографиям, иллюстрациям, слайдам);

*прослушивание стихотворений и песен о родном городе;

*рассматривание фотоальбомов с изображением знаменитых мест в городе;

*знакомство с гербом нашего города;

*тематические занятия.

Так с целью расширения и закрепления представлений детей о своем родном крае с детьми средней группы провела занятие «Моя малая Родина».

Дети знают, что наш родной город является частичкой Родины, Крыма. Крым – многонациональный регион, где в дружбе и в мире проживают люди разных национальностей. Изучение культуры родного края является могучим средством нравственного воспитания ребенка. С этой целью в ДОУ организован мини-музей «Ярмарка ремесел», где хранятся экспонаты – промыслы русского, крымско-татарского и украинского народов.

Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к родному краю, приучаю детей беречь природу, охранять ее.

Эту истину знаю от роду и ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою!

Охранять природу – значит охранять Родину!

В результате проведенной работы у детей возрос познавательный интерес к истории родного места, уважение к знаменитым землякам. Дети познакомились с устройством города, его структурой, назначением различных учреждений и служб; им стали более понятны материальные и духовные потребности людей; они узнали, что люди разных профессий трудятся на благо района, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее. В результате проведенной работы у детей укрепилось чувство любви к родному краю и ощущение гражданина своей малой Родины.

5 блок Тема «Страна, столица, символика»

Особенно сложна для восприятия детей тема «Страна, столица, символика». В рамках данной темы детей познакомила:

*с названием своей страны;

*с названием столицы России – г.Москва;

*с названием столицы Крыма – г.Симферополь;

*с государственной символикой России, Крыма: гербом, флагом, гимном;

*с городами-героями Крыма.

Для практического применения в работе с детьми оформила тематическую папку «Государственные символы России, Крыма», а также стенд «Города-герои России».

С детьми старшей и подготовительной к школе групп проведена музыкально-литературная композиция «Не забудем их подвиг великий» с приглашением ветерана Великой Отечественной войны и родителей воспитанников. Ребята с огромным интересом слушали рассказ ветерана о трудностях и бедах войны.

Еще одним масштабным мероприятием этого дня стало проведение на уличной площадке информационно-развлекательной игры «Зарничка» для детей средних групп» с приглашением родителей и ветерана. Дети соревновались в ловкости, силе, быстроте, оценивало их компетентное жюри. Награждение из рук ветерана вызвало восторг и восхищение детей.

В завершении праздничной программы, посвященной Дню Победы проведена Акция по озеленению территории ДОУ «Посади дерево», «Сирень Победы».

В ходе праздничного мероприятия «Мы помним, мы гордимся». дети закрепили знания о символах праздника Победы - Вечном огне, Параде Победы, георгиевской ленточке, праздничном салюте. В музыкальном зале был смоделирован свой вечный огонь. С нескрываемым волнением дети возлагали цветы к вечному огню, зажгли свечу памяти, и провели минуту молчания.  Мероприятие закончилось праздничным «салютом» -  несколько десятков разноцветных флажков поднялись над головами детей с радостными криками «Ура!».

В результате проведенной работы детям привиты такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», дети осознают важность победы нашего народа, понимают, за что Родина чтит своих героев, знают о том, что имена героев увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

6 блок Тема «Права и обязанности»

Изучая с детьми данную тему, использовала следующие формы организации:

*дидактические игры по правовому воспитанию: «Добрые и злые сердца», «Поезд заботы», «Моя семья», «Родовое дерево», «Защита прав сказочных героев» и др.;

*рассматривание демонстрационного набора «Права ребенка»;

*заполнение пиктограмм «Права и обязанности всех членов семьи».

Результатом реализации данного направления стало формирование представлений дошкольников об основных правах человека: право на семью, на бесплатное образование, на достаточное питание, право говорить на своем родном языке, на защиту от физического и психического насилия, на медицинский уход, право на приемлемый уровень жизни и право выражать свое мнение.

Взаимодействие с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учила детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

В помощь родителям была организована рубрика «Почитай детям». Кроме этого для родителей были подготовлены консультации на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…», «Как правильно общаться с детьми» и другие. Совместно с родителями готовили и оформляли фотоальбомы.

В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

Заключение

В заключении хочется отметить, что у ребенка в дошкольном возрасте формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств. Иными словами, дошкольный возраст – благодатная почва для воспитания чувства патриотизма, чувства любви и преданности своему Отечеству. Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность активно участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Использованные формы работы позволили добиться хороших результатов, а именно: у детей сформировано чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; бережное отношение к историческим и природным богатствам родной страны; к традициям и промыслам народов Крыма, развито чувство ответственности и гордости за достижения родной страны, сформированы элементарные знания о правах человека, а также удалось привлечь внимание семьи к проблеме нравственно-патриотического воспитания детей.

«Познавая героическое прошлое своего народа, ребенок-гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет самое дорогое в мире – честь, свобода, независимость, слава Отечества».

                                               В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

"Система работы педагога по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, пути ее решения в ходе педагогической деятельности....

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

Педагогическая система работы "Игра - как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Чем выше человек по умственному и нравственному развитию,тем большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее" Антон Павлович Чехов....

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» ...

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»                      ...