Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников.
статья

Сабанова Мария Александровна
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия, а способность видеть проблемы и самостоятельно их решать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовая деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников.

Сабанова  Мария  Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №77 «Василек»

«Расти – это значит, прежде всего,

учиться  все  делать самому».

А. Фромм  

« Для человека нет ничего естественней  труда,

                                                          человек рожден для него, как птица для  полета и рыба для плавания»

Ф. Петрарка

   Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современной системы образования. Жизнь во всех её проявлениях становится всё многообразнее и сложнее, от человека чаще всего требуются не привычные действия,  а способность видеть проблемы и самостоятельно их решать. Развивать самостоятельность личности необходимо уже в дошкольном возрасте. Исследования психологов (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн) доказывают, что в этот период является сензитивным для формирования основ самостоятельности.

   На это же нацеливают нас нормативные документы – Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования.

Согласно ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, педагогические работники обязаны «…развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность инициативу…способность к труду и жизни в условиях современного мира…»

       В П. 2.6. Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования, определяющего содержание  образовательных областей, говорится, что «Социально-коммуникативное развитие направлено на …становление самостоятельности, целенаправленности и регуляции собственных действий…»

    П. 4.6. того же документа, определяющий целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, ориентирует нас на то, что «ребенок…проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности».

    Однако, как показывает практика, данный вопрос не всегда учитывается в деятельности педагогов дошкольных учреждений. По мнению Урунтаевой Г. А., в своей работе воспитатели отдают предпочтение формированию у детей конкретных, готовых знаний, сами задают цель деятельности, выбирают средства и пути ее достижения. Наблюдая за воспитанниками нашей группы,мы отметили, что дети испытывают затруднения при самостоятельном планировании своей деятельности, часто нуждаются в пошаговом контроле взрослого, не всегда в состоянии объективно оценить результат. Для определения, какие условия созданы в семьях для развития самостоятельности , мы провели анкетирование родителей. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  • Какие домашние обязанности выполняет ваш ребенок?
  • Какие из занятий дома ваш ребенок предпочитает?
  • Поощряете ли вы попытки ребенка оказать Вам помощь в домашних делах?
  • Чем вы занимаетесь с ребенком дома?
  • Знакомите ли вы ребенка со своим трудом?
  • Выполняет ли ваш ребенок, какие-либо обязанности самостоятельно, по собственной инициативе?
  • Пользуетесь ли вы рекомендациями педагогов?

   Анализ результатов анкетирования показал, что полученные в детском саду умения дети редко переносят в домашние условия. В детской трудовой деятельности преобладает руководство взрослых, родители, как и воспитатели, берут главную роль на себя, лишая ребенка возможности быть самостоятельным. Или вообще делают все сами, так как ребенок действует  медленно, не всегда аккуратно, совершает ошибки. Таким образом, встает вопрос о выборе наиболее эффективных способов развития самостоятельности у старших дошкольников.

       В психолого-педагогической литературе понятие самостоятельности

неоднозначно. С одной стороны, самостоятельность  - это характеристика способа деятельности. С этой точки зрения структура самостоятельности будет соответствовать структуре деятельности, и включать мотив, цель, отдельные действия и т.д. Година Г.Н. определяет степень самостоятельности ребёнка именно как степень  его независимости от помощи извне. 

   С другой стороны, самостоятельность рассматривается как одно из качеств личности. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность - это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу. Мы рассматривали самостоятельность во взаимосвязи обеих точек зрения: как способность ребёнка действовать независимо и как качество личности.

   Исследования А.Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, показывают, что развитие личностных качеств (в т.ч. самостоятельности) в дошкольном возрасте связано с освоением детьми разных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной и др.). Указания на важность трудовой деятельности для развития самостоятельности дошкольника содержат работы А. С. Макаренко, который отмечал , что в процессе бытового труда у детей  формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность поведения; В.А. Сухомлинского, видевшего в труде неисчерпаемый источник личностного развития ; Л.А. Порембской, которая утверждает, что возникновение и развитие самостоятельности стоит в прямой зависимости от овладения ребенком определенными навыками, умениями в трудовой деятельности и   других педагогов и психологов.

   По мнению Урунтаевой Г.А., «трудовая деятельность создаёт наиболее благоприятные условия для проявления и развития самостоятельности ребёнка, для удовлетворения новых, социальных по своей природе потребностей, которые не могут быть полностью удовлетворены в других видах деятельности, в том числе и в сюжетно-ролевой игре». Как отмечает автор, трудовая деятельность отличается более непосредственной связью с жизнью взрослых, чем игра, поскольку трудовые действия и ситуация, в которой они  выполняются, вполне реальны и приводят к получению конкретного результата.

   Цель и задачи педагогической деятельности нами были сформулированы следующим образом.

Цель: Развитие самостоятельности у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности

Задачи: 

  • Обеспечить освоение детьми умений осуществлять трудовые процессы без помощи взрослого
  • Обеспечить освоение способов сотрудничества в совместном труде (принимать общую цель, договариваться о способах совместной деятельности, материалах и т.д.)
  • Формировать навыки контроля и самоконтроля при оценке результатов труда
  • Воспитывать ответственность, положительное отношение к труду, желание трудиться для общей пользы

   В дошкольном возрасте Р.С. Буре рекомендует использовать 4 вида трудовой деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В нашей работе мы подробно остановились на первых трех видах (самообслуживание, хозяйственно-бытовой и труд в природе), т.к. с этими видами труда мы сталкиваемся ежедневно (в отличие от ручного труда)  Указанные виды труда организуются в форме индивидуальной трудовой деятельности (поручения, дежурства), коллективного труда (общий, совместный). Известно, что как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Поэтому первоначально  наша работа была направлена на закрепление уже знакомых и освоение новых навыков осуществления трудовых процессов, а также на создание мотивации, без которой, по мнению А.Н. Леонтьева, не может состояться никакая деятельность.

   Основными способами обучения детей трудовым навыкам являются:

  • показ способа выполнения той или иной трудовой операции,
  • поручения;
  • совместное с взрослым выполнение.

   Для создания мотивации к трудовой деятельности используем:

  • привлекательный инвентарь и оборудование (тележка  для уборки, нарядная форма дежурных, красивый и удобный уголок дежурства и другие «мелочи»);
  • художественное слово: Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», З. Александровой «Что взяла-клади на место», В. Лунин «Попросила я котенка», Н. Глазковой «Танечка –хозяйка», Л. Пантелеева «Большая стирка», Н. Носова «Заплатка» и т. д.
  • наделение дежурного особым, почетным «статусом» в группе  - он помощник воспитателя, он делает важное для всех дело ( этот момент стараемся постоянно подчеркивать)
  • похвала и поощрение каждого участника коллективной деятельности, благодаря которой дети  испытывают  так необходимое им чувство "нужности" и значимости в коллективе. Для себя мы даже составили памятку, которая называется «30 способов сказать «Очень хорошо!»

     Нами была проведена серия занятий в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Физическое развитие», в процессе которых мы вместе  с детьми определили обязанности дежурных и составили схемы:

  • последовательности накрывания на стол, алгоритма ухода за растениями, уборки кроватей, поддержания в порядке одежды, подготовки к занятию. Эти схемы позволяют ребенку самостоятельно, не обращаясь за помощью спланировать предстоящую деятельность: подобрать материалы и оборудование, не перепутать последовательность.

    Так же мы предусмотрели ненавязчивые подсказки: например, фотографии пары дежурных на  одинаковых фруктах; или скажем, в каждом цветочном горшке поселился двуликий смайлик-подсказка: загрустил – пора полить.

    Для того чтобы навык стал устойчивым необходимо многократное повторение одних и тех же процессов. Чтобы интерес у детей не снижался, труд не превращался в повинность, а навык закрепился, кроме собственно регулярных поручений и  дежурств мы использовали:

  • настольно-печатные игры «Разложи правильно», «Собирайка», «Найди пару», «Прибираем комнату», компьютерная игра собственного изготовления «Накрой правильно»,  направленные на закрепление навыков сервировки стола, ухода за растениями, обеспечению порядка в быту;
  • интерактивная игра «Помощница»
  • сюжетно-ролевая игра «Кафе»

  При объединении детей в пары для выполнения обязанностей дежурных, старались руководствоваться принципом: хорошо умеющий ребенок + ребенок с недостаточно сформированными навыками, осуществляя таким образом индивидуально-дифференцированный подход.

   Для того чтобы совместная трудовая деятельность стала эффективной, мы совместно с детьми обсудили и составили правила сотрудничества, опираясь на рекомендации, данные Л.С. Римашевской:

-слушай и понимай

 -не молчи, а обсуждай

-помоги, если другому трудно

-спрашивай, не робей - помощь придет быстрей

-знаешь больше – не гордись, чем умеешь –поделись

Так же составили модель сотрудничества

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/97/4445/images/image001.png

  1. Определение и принятие общей цели деятельности
  2. Обсуждение и планирование совместной деятельности
  3. Выполнение работы «вместе», взаимопомощь детей
  4. Обсуждение результатов совместной деятельности , итоговый контроль
  5. Совместный рассказ о том, что у них получилось и как работали «вместе»

   Еще одна используемая нами модель – это алгоритм помощи, который предполагает постепенность в помощи (опять же с целью обеспечения  максимальной самостоятельности в исправлении ошибки )

- заметить ошибку

- предложить помощь

- показать где ошибка

-исправить
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/97/4445/images/image005.png

   

 

 Неотъемлемым структурным компонентом любой деятельности является оценка ее результата, которая может исходить от взрослого, от  персонажа, а может осуществляться в форме взаимоконтроля и самоконтроля. Оценка взрослого должна быть доброжелательной, но объективной. Стараемся подводить детей к тому, чтобы возможные ошибки они обнаруживали сами. Эффективным для этой цели оказался прием с использованием персонажа, который  задает вопросы: «Что ты делаешь?», «Для чего, зачем?», «А как ты это делаешь?» и т.п. Дети охотно рассказывают, а в процессе вербализации своих действий в большинстве случаем находят имеющуюся ошибку самостоятельно.

При организации взаимоконтроля мы использовали такой прием, как наделение детей дополнительными ответственностями (обозначенными на бейджиках): «гардеробщик» - в его обязанности входит контроль за порядком в раздевалке (вся одежда просушивается, аккуратно разложена), «умывальников начальник» - следит за порядком в умывальной комнате (все полотенца на местах, краны с водой закрыты и т.д.), «директор спальни», «начальник прогулочного участка» и др. У каждого ребенка есть личный дневник дежурного, в который вклеиваются смайлики по результатам дежурства. Ежеквартально определяем лучшего дежурного и награждаем медалями.

   Высшей  формой проявления самостоятельности является самостоятельность творческая, предполагающая применение знакомых способов действия в новых ситуациях. Поэтому по мере освоения детьми умения осуществлять хорошо знакомые трудовые процессы, мы стали вводить усложнения, изменять условия труда,  намеренно создавать трудности в работе, например:

- при уходе за растениями – у фиалок пыльные листья: чем их протереть?

- нет лейки ( любого другого инвентаря) – чем заменить?

- празднуем день рождения – как будем накрывать на стол?

- малыши просили научить их дежурству – как это сделать?

- при подготовке к занятиям педагог не перечисляет , что конкретно нужно положить , а только говорит чем, дети будут заниматься и т.д.                    

 Проблемные ситуации предполагают использование знаний абсолютно из всех сфер, знакомых ребенку, например :во время уборки групповой комнаты «случайно» рассыпалось  много  металлических скрепок; как их быстрее собрать?  (магнитом)

   Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Трудно рассчитывать на успех воспитательных воздействий, если все причастные к воспитанию ребенка люди не будут действовать сообща. Начали мы традиционно - с консультативных форм взаимодействия с родителями, старались разъяснить необходимость развития самостоятельности ребенка и показать возможности детского труда в  этом вопросе. Через фотоотчёты  мы знакомили родителей с достижениями их детей. Родители, в свою очередь, не остались равнодушными, и все чаще стали рассказывать о том, что детки дома проявляют инициативу, стремятся помочь в быту. Из этих рассказов и фотографий родилась целая самодельная книга «Не мешайте мне трудиться». Дети с удовольствием рассматривают, чем занимаются дома их друзья, и это является стимулом для проявления собственной активности.

   Привлекая родителей к благоустройству прогулочного участка, стараемся организовать работу таким образом, чтобы деятельность была совместной  с детьми, это вызывает у детей массу положительных эмоций (чувство причастности к общему делу, гордость за своих родителей) и помогает в формировании позитивного отношения к коллективному труду.

    На основании наблюдений за детьми, используя методику Д.И. Воробьевой, позволяющую оценить степень самостоятельности в деятельности, мы получили следующие результаты (см. диаграмма 1). Так же нами была проведена диагностика по методике А.М. Щетининой, характеризующую самостоятельность с точки зрения качества личности (см. диаграмма 2).

   

   

   Обе диаграммы демонстрируют положительную динамику детского развития. Это  позволяет нам сделать вывод, что систематическое включение в трудовую деятельность с социально-значимыми мотивами способствует:

-формированию у  детей навыков самостоятельного планирования своей деятельности, осуществления ее, оценивания  результата,

-развитию умения самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами.

    Мы планируем продолжать нашу работу в подготовительной к школе группе  и поставили перед собой следующие задачи:

  • Ознакомление с трудом взрослых.

     Это направление представляется нам важным в связи с тем, что ребенок всюду сталкивается с трудом взрослых и пользуется его результатами. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются  детские игры, в которых дошкольники не только передают трудовые действия, характерные для той или иной профессии, но и взаимоотношения людей, их отношение к работе. Все это способствует воспитанию ценностного отношения к труду.

    Реализовывать данную задачу мы планируем организовав совместный детско- родительский проект, в рамках которого будет проведена серия занятий с родителями (бабушками, дедушками), которые будут выступать в роли педагога и рассказывать о своей профессии, а также создание  видеофильма «Все работы хороши»

  • дальнейшее  воспитание    культуры деятельности

    Под культурой деятельности (по определению) О.Н. Урбанской подразумевается способность действовать в соответствии с планом, умение рассказывать об этапах предстоящей деятельности, наличие навыков подготовки рабочего места и материалов, упорядоченность, экономичность действий и умение переключать внимание в процессе деятельности. А также внесение в работу элементов творчества,  стремление к достижению положительного результата, оказание помощи товарищу и умение обратиться за помощью к окружающим.

   Для реализации данной задачи мы предполагаем использование в практике такой формы совместной деятельности взрослых и детей, как утренний групповой сбор, во время которого создаются благоприятные условия для неформального межличностного общения, совершенствования навыков эффективной коммуникации, профилактики психоэмоционального напряжения, развитию умений планировать свою деятельность. Для того, чтобы стимулировать проявления творческой активности детей, планируем использование следующих приемов:

-предъявление заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

-предъявление знакомых заданий на новом содержании;

-прием «ошибки педагога», когда воспитатель преднамеренно выбирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои способы решения задачи.

    Следующий учебный год будет для наших воспитанников последним, проведенным в детском саду и надеемся, что  они пойдут в школу самостоятельными, уверенными в своих силах, уважающими результаты своего труда и труда других людей, а также  с  желанием и умением преодолевать препятствия и совместно трудиться.

   В заключение  хотелось бы привести слова одного из величайших педагогов  В. А. Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Литература

  1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства - М.: Просвещение, 1987.
  2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Под ред. А.М. Виноградовой.- М.: Просвещение, 1998.
  3. Гуськова П.Н. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 65-72.
  4. Гуськова П.Н. Что такое самостоятельный ребенок? // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 11. - С. 60-65.
  5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.— СПб.: «ДЕТСТВО-
    ПРЕСС», 2002.
  6.  Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
  7.  Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  8.  Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой     деятельности.- М.: Просвещение, 1987.
  9.  Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - СПб.: Питер, 2004

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль трудовой деятельности для психического развития дошкольника

Трудовое воспитание в ДОУ обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка,является важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.В этом материале раскрыта...

Трудовая деятельность как средство формирования ключевых компетенций в у детей с ОВЗ

В статье представлена роль трудового воспитания в формировании ключевых компетенций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Консультация для воспитателей на тему «Трудовая деятельность как средство воспитания нравственной личности».

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребёнка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также ...

Консультация: «Трудовая деятельность, как средство умственного воспитания старших дошкольников.

В консультации рассматриваются причины, которые формируют у детей негативное воспитние к трудовому воспитанию. Виды труда, которые необходимо формировать у детей дошкольникого возраста....

Методическая разработка «Трудовая деятельность как средство умственного и нравственного воспитания дошкольников»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...