Педагогическая находка
методическая разработка (подготовительная группа)

Ачкасова Ирина Ивановна

Методическая разработка:

«КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят»

в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_finansam_dlya_detey.docx279.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звездочка»

Методическая разработка:

«КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят»

в подготовительной группе

Автор: воспитатель высшей категории Ачкасова И.И

г. БОРЗЯ 2018 год

Методическая разработка: «КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят» в подготовительной группе

Автор: воспитатель высшей категории Ачкасова И.И

Аннотация: В методической разработке конспекта «КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят» в подготовительной группе представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста. Конспект КВН представлен для детей подготовительной группы и направлен на закрепление ранее полученных знаний о том, как правильно расходовать финансовые средства. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. У каждого ребенка есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.

Ключевые понятия: доход, бюджет, товар.

Название: «КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят» в подготовительной группе.

Возраст детей: 6-7 лет.

План мероприятия: 1.Организациооный момент.

                                     2.Распределение на команды

                                     3.Приветствие

                                     4.Представление жюри.

                                     5.Выход героев Рублика и Копеечки

                                     6.Выполнение заданий №1,№2

                                     7.Пальчиковая гимнастика

                                     8.Задание №3

                                     9. Самостоятельная деятельность детей.

                                    10.Выполнение заданий №4,№5

                                    11.Физкультминутка

                                    12. Исследовательская деятельность детей

                                    13.Выполнение заданий №7,№8

                                    14.Рефлексия

                                    15.Прощание с героями

                                    16.Подведение итогов

                                    17.Награждение команд    

Актуальность:  Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность – это одна из социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально- экономической среды с  детских лет жизни человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с  такими понятиями, как: «труд», «деньги», «товар», «цена» и т.д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Именно поэтому формирование  финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение, к финансовым ресурсам заложенное в дошкольном детстве, поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие:

- учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию
- сформировать нравственные понятия – экономность,
 бережливость
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер

Развивающие:

-в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические представления.

-развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

- развивать память, мышление, воображение;

Воспитывающие:

-воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

-доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

- воспитывать всестороннее развитие личности.

Ожидаемый результат: заинтересовать детей для дальнейшего изучения финансовой грамотности, освоить начальные понятия по финансовой грамотности.

Образовательная область: Познавательное развитие (финансовая грамотность)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тип занятия: интегрированное.

Методы и приемы: Игровая ситуация, исследовательская деятельность, показ и объяснения воспитателя, наблюдение, беседа, анализ.

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование; презентация; ноутбук; шарфы синего и зеленого цвета; денежные монеты разного достоинства;наборы одинаковых предметов на подгруппы детей (макет кошелька, фонарик, лупа);монеты из бумаги; копилки, подносы; 2 модели на плакатах «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами; прилавок для игры в магазин, игрушечные деньги для совершения покупок;  канцелярские товары( пеналы, карандаши, тетради, ручки, альбомы, ластики, краски), ценники, макет «Банк»; угощение для ребят в виде шоколадных монет.

Предварительная работа:чтение сказок, рассматриваниеденег разных стран,  загадывание загадок,просмотр презентации «Как появились деньги», экскурсия в супермаркет,беседы "Что вы знаете о  семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека", «Виртуальная экскурсия в банк»,сюжетно - ролевые игры: «Менялы», «Магазин».

Словарная работа: деньги, рубль, монеты, расход, доход, обмен, семейный бюджет.

.

Ход КВН:

Под музыку «КВН» дети входят в музыкальный зал вместе с воспитателем, встают на полукруг. На экран выведен слайд «КВН по финансовой грамотности». (слайд №1)

Воспитатель.

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора.

Её начинать нам настала пора.

Игра – приветствие «Круг друзей»

Воспитатель: Встанем в круг скорее дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю вам всем: «Привет» -

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

 Здравствуй весь наш дружный круг!

 (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Дорогие ребята, уважаемые гости! У нас сегодня состоится необычная встреча. Вы станете участниками самого настоящего соревнования: интеллектуальной игры КВН. Ребята, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы сможем проверить ваши знания, то чему вы научились. В игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Для этого вам ребята необходимо распределиться на  две команды. Ребята, выберите из нашего мешочка предмет. Если вам досталась купюра, вы попадаете в команду «Финансисты» а если монета то в команду «Банкиры». ( В мешочке находятся денежные купюры и монеты, которые приготовлены по количеству игроков заранее).У нас получилось, две команды – участницы.Ребята, на команды вы поделились, теперь  нужно выбрать капитанов. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным. Теперь, когда капитаны выбраны можно, приступать к приветствию.

Команда «Денежки» и ее капитан  (И.Ф. ребенка) и команда «Банкиры» со своим капитаном  (И.Ф. ребенка). Для каждой команды у нас есть шарфы  определенного цвета, для команды «Финансисты» зеленого цвета, а для команды «Банкиры» синего цвета. Прошу капитанов команд повязать  шарфы своей команде.

Воспитатель: Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.

Команда «Финансисты».

Капитан: Мы пришли на КВН

Помириться знаниями,

На вопросы отвечать,

И дружно веселиться.

Команда: Мы соперникам своим говорим:

«С вами мы сразимся,

Так просто не сдадимся!»

Команда «Банкиры».

Капитан: Вызов мы принимаем с почтеньем,

Есть у нас сноровка, опыт и уменье.

Команда: Команде «Денежки» шлем пламенный привет,

От души желаем дать правильный ответ!

Воспитатель:Прошу команды занятьсвои места.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель:Судить нашу игру будет строгое, но справедливое жюри в составе:

(выбирается из присутствующих взрослых)

Жюри «платит» за каждое выполненное задание. За правильный ответ – 2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю»), если ответ неполный – 1 «рубль», нет ответа – нет и денег.За каждое правильновыполненное задание команда будет получать жетон (в видемонеты).В конце игрымонеты мы подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. Монеты вы будете складывать в свои копилки, которые находятся у вас на столах.

Воспитатель: Перед началом игры вспомним правила игры КВН:

  • Слушаем внимательно вопрос;
  • Обсуждаем и даем ответ;
  • Не кричим - это главное правило;
  • За полный, правильный ответ зарабатываем монету;
  • Побеждает та команда, у которой больше монет;

Воспитатель: Команды готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Начинаем игру! (раздается интригующая музыка,входят взрослые в костюмах «Рублика» и «Копеечки»).Ребята посмотрите, кто это к нам пожаловал? Да это же Рублик  и Копеечка.

Рублик: Здравствуйте ребята! Вы уже так сильно подросли и научились  считать и экономить деньги, умеете делать покупки, знаете о рекламе и торговле. Мы  с Копеечкой узнали, что сегодня у вас будет проходить  игра КВН  и приготовили для вас интересные задания.

Копеечка: Рублик, а ты думаешь, они справятся?

Воспитатель: Ребята справимся мы с вами с заданиями от Рублика и Копеечки?

Дети: Да!!!

Рублик: Я желаю вам удачи и победы!

Копеечка:Будьте внимательны и старательны, и все у вас получится.

Задание №1 «Разминка»

Воспитатель: Вопрос команде «Банкиры».

Рублик:Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?

Дети: Деньги.

Воспитатель: Вопрос команде  «Финансисты».

Рублик: Как называются бумажные и металлические деньги?

Дети:Купюры  и монеты.

Воспитатель: Вопрос команде  «Банкиры».

Копеечка:Как называются Российские деньги?

Дети: Рубли.

Воспитатель: Вопрос команде  «Финансисты»

Воспитатель: Как, одним словом можно назвать деньги других стран?

Дети: Валюта.

Рублик: Молодцы ребята вы справились с первым заданием!

Задание №2 «Деньги из прошлого»

Копеечка: Ребята, следующее задание вы видите на экране. Вам нужно выбрать, что из представленных предметов раньше могло быть деньгами. На экран выводится слайд. На слайде изображены предметы, которые в древние времена считались деньгами. (Перья, соль, бусы, шкурки животных, ракушки и другие.)

 (Слайд №2)

Рублик: Молодцы ребята справились с заданием!

Воспитатель: Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура.

(Жюри подводит итог, раздает жетоны)

Воспитатель:  Переходим к третьему заданию.

Рублик: а вот третье задание для вас.

Задание №3 «Распредели  семейный бюджет»

Рублик: Ребята, а вы знаете, что такое бюджет? (ответы детей).

Правильно ребята бюджет- это те средства (деньги), которые зарабатывают и тратят члены вашей семьи.

Копеечка:Рублик, а я приготовила сложное задание для ребят.

Рублик: Какое?

Копеечка:я прошуподойти капитанов команд ко мне.Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Но не забудьте вам нужно учесть все расходы, которые есть у каждой семьи и все ее потребности. Только перед выполнением  задания предлагаю вам размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять (загибаем поочередно пальцы рук)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.  

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак согнув все пальцы).

Копеечка: Вот теперь можно приступать к работе.

Команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты. Питание. В секторе - продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты. Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты. Развлечения. В секторе «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр». Игрушки. В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1 свободному кружку для оплаты. Сектор «сюрприз».

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую» Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты. В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.

Копеечка: Молодцы ребята! Вы справились с таким сложным заданием.

Воспитатель: следующее задание для вас, ребята,от Рублика.

Задание №4 «Что нам необходимо для жизни» (слайд №3).

Рублик: Ребята вы уже знаете, что у человека много потребностей. Я приготовил для вас такое задание. Посмотрите на экран и найдите среди всех изображений и назовите важные  потребности человека, то есть, то без чего человек не может жить (на интерактивной доске слайд с изображением планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушек, машины, солнца, дома). Выиграет та команда, которая назовет больше важных потребностей.

Ответы детей:

- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

- У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.

-Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей.

-У человека есть потребность в солнечном свете, без солнца не будет жизни на планете.

Воспитатель: Правильно ребята, все остальные предметы человек хочет иметь, но и  без них он может обойтись.

Воспитатель: Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура.

Задание№5

Воспитатель:Ребята,Копеечка говорит мне,  что хочет загадать вам загадку.

Копеечка:Угадай,  как же зовется,

Что в магазине продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто …(товар)

Правильно ребята, а что такое товар?

Дети: Товар - это то, что производится для продажи.

Рублик: Акто изготавливает товары?

Дети: Люди разных профессий.

Копеечка: А где мы приобретаем товары?

Дети: На рынке, в магазине, в торговых центрах.

Рублик:Молодцы ребята,а сейчас заданиедля обеих  команд "Товар или услуга?».

Вам нужно определить, что из изображенного на экране является товаром, а что услугой.(На экран выводится слайд с изображениями  предметов: яблоко, книги, помидор, хлеб, свитер.Также люди разных профессий: повар, продавец, строитель, парикмахер, электрик, почтальон.)Внимание на экран!(слайд №4,5)

Рублик: Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились.

Копеечка:Ребята, а вы не устали? Вы так много работали, я думаю, что вам нужно немного отдохнуть.

Физкультминутка.

«Страны и деньги»

Во всем мире много стран обеими руками нарисовать большой круг в

воздухе

Посчитаем: Казахстан, ладони перед собой с широко расставленными

пальцами

Индия, Япония, Россия и Эстония, проводят круговые вращения правой и левой рукой

Китай, Корея, Франция, приседания и повороты в разные стороны

Молдавия, Малайзия

И еще десятки разных, сжимаем и разжимаем кулачки в ритм

Стран больших разнообразных, словам

Назову сейчас я вам (щелкаем средними и большими

Деньги этих разных стран: пальцами обеих рук, сжимаем кулачки

Рубль, доллар, франк, юань, разжимаем пальцы с указательного на

Лира, евро, лат, динар. Обеих руках начиная с правой

Теперь сначала все начните, погрозить указательным пальчиком

И за мною повторите!

Задание №6 «Посчитаем деньги».

Рублик: Ребята, у меня возникла проблема, помогите мне посчитать деньги в кошельке.

Рассматривание детьми кошелька и обсуждение: кошелек нельзя открыть.

Рублик: Что нам делать, как поступить? Ваши предложения.

Дети высказывают свои предложения.

Рублик:У вас на столах лежат предметы (фонарик, ластик, лупа), может их использовать?

(Дети проводят эксперимент: трут резинкой, рассматривают лупой кошельки, светят фонариком с разных сторон кошелька.)

Монеты в кошельках можно посчитать с помощью фонарика, у каждой команды в кошельках свой набор монет: 2,2,1 руб.; 1,1,1,2руб.

В: Посчитали? Сколько монет в ваших кошельках?

Команды по очереди отвечают:

1 команда – 3 монеты;

2 команда – 4 монеты.

В: Поднимите руки та команда, у которой меньше всего монет; встаньте та команда, где - 4 монеты.

(Команды выполняют задание.)

Рублик: Спасибо ребята за помощь.

Воспитатель: Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура.

(Жюри подводит итог, раздает жетоны)

Задание №7

Рублик: Ребята я знаю, вы все скоро пойдете в школу, и нужно закупить  школьные принадлежности. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в наш магазин канцтоваров и приобретите понравившийся вам товар. Какая команда быстрее и правильно расплатится за покупки?

Два члена жюри временно становятся «продавцами» в магазине «Канцтовары». Цены на товары не превышают 10 «рублей». Каждую команду обслуживает один «продавец». Дети, выбрав «товар», отправляются в «банк за денежными средствами», но отсчитывает нужную сумму денег не «банкир», а сам ребенок. Правило: платить без сдачи.

Рублик: Молодцы ребята справились и с этим заданием.

Задание №8

Копеечка: Ребята ваша воспитательница сказала, что вы любите разгадывать ребусы. Поэтому я приготовила для вас несколько ребусов для разгадывания.

Внимание на экран! (слайд №

Воспитатель: Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура.

(Жюри подводит итог, раздает жетоны)

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось играть в КВН?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вам понравилось? Ипредлагаю вам продолжить фразу:

Меня удивило…;

 Я сегодня узнал (а) …;

Мне понравилось…; У меня получилось…;

Мне будет полезно...;

 Я сегодня научилась (ся)...

Воспитатель: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями.

Рублик и Копеечка: Да ребята вы мы сегодня убедились, что вы много знаете об экономике и финансах. А нам пора пришла прощатьсяи спешить к ребятам из других детских садов. Мы и для них приготовили интересные задания. До свидания.

Воспитатель: Уважаемое  жюри,  подошло время подвести итоги, подсчитать жетоны и узнать, кто больше всех знает о финансах.

Воспитатель: Для награждения прошу команды построиться.

(Всем участникам вручаются шоколадные монеты).

Заключение:Ребята, вы сегодня, выполняя задания, зарабатывали «денежки»,на вопросы отвечали правильно, вели себя хорошо, капитаны команд смогли хорошо организовать своих друзей.Пусть пока это не настоящие денежки, но вам пришлось потрудиться. Я надеюсь, что став взрослыми, вы будете успешными в своей профессии, и будете умело тратить свои денежки. И наверно, вы запомнили, что является товаром?(ответы детей) Как нужно распределять семейный бюджет? Сумеете различить доход и расход? А чтобы в кошельке копились деньги, нужно уметь их экономить.

А теперь скажем спасибо нашим гостям и попрощаемся. Досвидания.

Список литературы:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

3.Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

4.Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.

5. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.

8. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. М.- 1997.- 78с.

9. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.

10. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

11. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.

12.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.

13.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

15. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...