Педагогическая находка
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка:
«КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят»
в подготовительной группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 279.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звездочка»
Методическая разработка:
«КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят»
в подготовительной группе
Автор: воспитатель высшей категории Ачкасова И.И
г. БОРЗЯ 2018 год
Методическая разработка: «КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят» в подготовительной группе
Автор: воспитатель высшей категории Ачкасова И.И
Аннотация: В методической разработке конспекта «КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят» в подготовительной группе представлена очень актуальная на сегодняшний день тема – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста. Конспект КВН представлен для детей подготовительной группы и направлен на закрепление ранее полученных знаний о том, как правильно расходовать финансовые средства. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. У каждого ребенка есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.
Ключевые понятия: доход, бюджет, товар.
Название: «КВН по финансовой грамотности «Рублик и Копеечка в гостях у ребят» в подготовительной группе.
Возраст детей: 6-7 лет.
План мероприятия: 1.Организациооный момент.
2.Распределение на команды
3.Приветствие
4.Представление жюри.
5.Выход героев Рублика и Копеечки
6.Выполнение заданий №1,№2
7.Пальчиковая гимнастика
8.Задание №3
9. Самостоятельная деятельность детей.
10.Выполнение заданий №4,№5
11.Физкультминутка
12. Исследовательская деятельность детей
13.Выполнение заданий №7,№8
14.Рефлексия
15.Прощание с героями
16.Подведение итогов
17.Награждение команд
Актуальность: Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность – это одна из социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально- экономической среды с детских лет жизни человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями, как: «труд», «деньги», «товар», «цена» и т.д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Именно поэтому формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение, к финансовым ресурсам заложенное в дошкольном детстве, поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию
- сформировать нравственные понятия – экономность,
бережливость
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер
Развивающие:
-в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические представления.
-развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
- развивать память, мышление, воображение;
Воспитывающие:
-воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
-доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
- воспитывать всестороннее развитие личности.
Ожидаемый результат: заинтересовать детей для дальнейшего изучения финансовой грамотности, освоить начальные понятия по финансовой грамотности.
Образовательная область: Познавательное развитие (финансовая грамотность)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тип занятия: интегрированное.
Методы и приемы: Игровая ситуация, исследовательская деятельность, показ и объяснения воспитателя, наблюдение, беседа, анализ.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование; презентация; ноутбук; шарфы синего и зеленого цвета; денежные монеты разного достоинства;наборы одинаковых предметов на подгруппы детей (макет кошелька, фонарик, лупа);монеты из бумаги; копилки, подносы; 2 модели на плакатах «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами; прилавок для игры в магазин, игрушечные деньги для совершения покупок; канцелярские товары( пеналы, карандаши, тетради, ручки, альбомы, ластики, краски), ценники, макет «Банк»; угощение для ребят в виде шоколадных монет.
Предварительная работа:чтение сказок, рассматриваниеденег разных стран, загадывание загадок,просмотр презентации «Как появились деньги», экскурсия в супермаркет,беседы "Что вы знаете о семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека", «Виртуальная экскурсия в банк»,сюжетно - ролевые игры: «Менялы», «Магазин».
Словарная работа: деньги, рубль, монеты, расход, доход, обмен, семейный бюджет.
.
Ход КВН:
Под музыку «КВН» дети входят в музыкальный зал вместе с воспитателем, встают на полукруг. На экран выведен слайд «КВН по финансовой грамотности». (слайд №1)
Воспитатель.
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора.
Её начинать нам настала пора.
Игра – приветствие «Круг друзей»
Воспитатель: Встанем в круг скорее дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю вам всем: «Привет» -
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Дорогие ребята, уважаемые гости! У нас сегодня состоится необычная встреча. Вы станете участниками самого настоящего соревнования: интеллектуальной игры КВН. Ребята, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы сможем проверить ваши знания, то чему вы научились. В игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача. Для этого вам ребята необходимо распределиться на две команды. Ребята, выберите из нашего мешочка предмет. Если вам досталась купюра, вы попадаете в команду «Финансисты» а если монета то в команду «Банкиры». ( В мешочке находятся денежные купюры и монеты, которые приготовлены по количеству игроков заранее).У нас получилось, две команды – участницы.Ребята, на команды вы поделились, теперь нужно выбрать капитанов. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным. Теперь, когда капитаны выбраны можно, приступать к приветствию.
Команда «Денежки» и ее капитан (И.Ф. ребенка) и команда «Банкиры» со своим капитаном (И.Ф. ребенка). Для каждой команды у нас есть шарфы определенного цвета, для команды «Финансисты» зеленого цвета, а для команды «Банкиры» синего цвета. Прошу капитанов команд повязать шарфы своей команде.
Воспитатель: Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.
Команда «Финансисты».
Капитан: Мы пришли на КВН
Помириться знаниями,
На вопросы отвечать,
И дружно веселиться.
Команда: Мы соперникам своим говорим:
«С вами мы сразимся,
Так просто не сдадимся!»
Команда «Банкиры».
Капитан: Вызов мы принимаем с почтеньем,
Есть у нас сноровка, опыт и уменье.
Команда: Команде «Денежки» шлем пламенный привет,
От души желаем дать правильный ответ!
Воспитатель:Прошу команды занятьсвои места.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель:Судить нашу игру будет строгое, но справедливое жюри в составе:
(выбирается из присутствующих взрослых)
Жюри «платит» за каждое выполненное задание. За правильный ответ – 2 «рубля» (2 монеты по 1 «рублю»), если ответ неполный – 1 «рубль», нет ответа – нет и денег.За каждое правильновыполненное задание команда будет получать жетон (в видемонеты).В конце игрымонеты мы подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. Монеты вы будете складывать в свои копилки, которые находятся у вас на столах.
Воспитатель: Перед началом игры вспомним правила игры КВН:
- Слушаем внимательно вопрос;
- Обсуждаем и даем ответ;
- Не кричим - это главное правило;
- За полный, правильный ответ зарабатываем монету;
- Побеждает та команда, у которой больше монет;
Воспитатель: Команды готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Начинаем игру! (раздается интригующая музыка,входят взрослые в костюмах «Рублика» и «Копеечки»).Ребята посмотрите, кто это к нам пожаловал? Да это же Рублик и Копеечка.
Рублик: Здравствуйте ребята! Вы уже так сильно подросли и научились считать и экономить деньги, умеете делать покупки, знаете о рекламе и торговле. Мы с Копеечкой узнали, что сегодня у вас будет проходить игра КВН и приготовили для вас интересные задания.
Копеечка: Рублик, а ты думаешь, они справятся?
Воспитатель: Ребята справимся мы с вами с заданиями от Рублика и Копеечки?
Дети: Да!!!
Рублик: Я желаю вам удачи и победы!
Копеечка:Будьте внимательны и старательны, и все у вас получится.
Задание №1 «Разминка»
Воспитатель: Вопрос команде «Банкиры».
Рублик:Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?
Дети: Деньги.
Воспитатель: Вопрос команде «Финансисты».
Рублик: Как называются бумажные и металлические деньги?
Дети:Купюры и монеты.
Воспитатель: Вопрос команде «Банкиры».
Копеечка:Как называются Российские деньги?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Вопрос команде «Финансисты»
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать деньги других стран?
Дети: Валюта.
Рублик: Молодцы ребята вы справились с первым заданием!
Задание №2 «Деньги из прошлого»
Копеечка: Ребята, следующее задание вы видите на экране. Вам нужно выбрать, что из представленных предметов раньше могло быть деньгами. На экран выводится слайд. На слайде изображены предметы, которые в древние времена считались деньгами. (Перья, соль, бусы, шкурки животных, ракушки и другие.)
(Слайд №2)
Рублик: Молодцы ребята справились с заданием!
Воспитатель: Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура.
(Жюри подводит итог, раздает жетоны)
Воспитатель: Переходим к третьему заданию.
Рублик: а вот третье задание для вас.
Задание №3 «Распредели семейный бюджет»
Рублик: Ребята, а вы знаете, что такое бюджет? (ответы детей).
Правильно ребята бюджет- это те средства (деньги), которые зарабатывают и тратят члены вашей семьи.
Копеечка:Рублик, а я приготовила сложное задание для ребят.
Рублик: Какое?
Копеечка:я прошуподойти капитанов команд ко мне.Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Но не забудьте вам нужно учесть все расходы, которые есть у каждой семьи и все ее потребности. Только перед выполнением задания предлагаю вам размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Один, два, три, четыре, пять (загибаем поочередно пальцы рук)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак согнув все пальцы).
Копеечка: Вот теперь можно приступать к работе.
Команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты. Питание. В секторе - продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты. Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты. Развлечения. В секторе «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр». Игрушки. В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1 свободному кружку для оплаты. Сектор «сюрприз».
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую» Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты. В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.
Копеечка: Молодцы ребята! Вы справились с таким сложным заданием.
Воспитатель: следующее задание для вас, ребята,от Рублика.
Задание №4 «Что нам необходимо для жизни» (слайд №3).
Рублик: Ребята вы уже знаете, что у человека много потребностей. Я приготовил для вас такое задание. Посмотрите на экран и найдите среди всех изображений и назовите важные потребности человека, то есть, то без чего человек не может жить (на интерактивной доске слайд с изображением планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушек, машины, солнца, дома). Выиграет та команда, которая назовет больше важных потребностей.
Ответы детей:
- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
- У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.
-Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей.
-У человека есть потребность в солнечном свете, без солнца не будет жизни на планете.
Воспитатель: Правильно ребята, все остальные предметы человек хочет иметь, но и без них он может обойтись.
Воспитатель: Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура.
Задание№5
Воспитатель:Ребята,Копеечка говорит мне, что хочет загадать вам загадку.
Копеечка:Угадай, как же зовется,
Что в магазине продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто …(товар)
Правильно ребята, а что такое товар?
Дети: Товар - это то, что производится для продажи.
Рублик: Акто изготавливает товары?
Дети: Люди разных профессий.
Копеечка: А где мы приобретаем товары?
Дети: На рынке, в магазине, в торговых центрах.
Рублик:Молодцы ребята,а сейчас заданиедля обеих команд "Товар или услуга?».
Вам нужно определить, что из изображенного на экране является товаром, а что услугой.(На экран выводится слайд с изображениями предметов: яблоко, книги, помидор, хлеб, свитер.Также люди разных профессий: повар, продавец, строитель, парикмахер, электрик, почтальон.)Внимание на экран!(слайд №4,5)
Рублик: Молодцы ребята и с этим заданием вы тоже справились.
Копеечка:Ребята, а вы не устали? Вы так много работали, я думаю, что вам нужно немного отдохнуть.
Физкультминутка.
«Страны и деньги»
Во всем мире много стран обеими руками нарисовать большой круг в
воздухе
Посчитаем: Казахстан, ладони перед собой с широко расставленными
пальцами
Индия, Япония, Россия и Эстония, проводят круговые вращения правой и левой рукой
Китай, Корея, Франция, приседания и повороты в разные стороны
Молдавия, Малайзия
И еще десятки разных, сжимаем и разжимаем кулачки в ритм
Стран больших разнообразных, словам
Назову сейчас я вам (щелкаем средними и большими
Деньги этих разных стран: пальцами обеих рук, сжимаем кулачки
Рубль, доллар, франк, юань, разжимаем пальцы с указательного на
Лира, евро, лат, динар. Обеих руках начиная с правой
Теперь сначала все начните, погрозить указательным пальчиком
И за мною повторите!
Задание №6 «Посчитаем деньги».
Рублик: Ребята, у меня возникла проблема, помогите мне посчитать деньги в кошельке.
Рассматривание детьми кошелька и обсуждение: кошелек нельзя открыть.
Рублик: Что нам делать, как поступить? Ваши предложения.
Дети высказывают свои предложения.
Рублик:У вас на столах лежат предметы (фонарик, ластик, лупа), может их использовать?
(Дети проводят эксперимент: трут резинкой, рассматривают лупой кошельки, светят фонариком с разных сторон кошелька.)
Монеты в кошельках можно посчитать с помощью фонарика, у каждой команды в кошельках свой набор монет: 2,2,1 руб.; 1,1,1,2руб.
В: Посчитали? Сколько монет в ваших кошельках?
Команды по очереди отвечают:
1 команда – 3 монеты;
2 команда – 4 монеты.
В: Поднимите руки та команда, у которой меньше всего монет; встаньте та команда, где - 4 монеты.
(Команды выполняют задание.)
Рублик: Спасибо ребята за помощь.
Воспитатель: Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура.
(Жюри подводит итог, раздает жетоны)
Задание №7
Рублик: Ребята я знаю, вы все скоро пойдете в школу, и нужно закупить школьные принадлежности. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в наш магазин канцтоваров и приобретите понравившийся вам товар. Какая команда быстрее и правильно расплатится за покупки?
Два члена жюри временно становятся «продавцами» в магазине «Канцтовары». Цены на товары не превышают 10 «рублей». Каждую команду обслуживает один «продавец». Дети, выбрав «товар», отправляются в «банк за денежными средствами», но отсчитывает нужную сумму денег не «банкир», а сам ребенок. Правило: платить без сдачи.
Рублик: Молодцы ребята справились и с этим заданием.
Задание №8
Копеечка: Ребята ваша воспитательница сказала, что вы любите разгадывать ребусы. Поэтому я приготовила для вас несколько ребусов для разгадывания.
Внимание на экран! (слайд №
Воспитатель: Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура.
(Жюри подводит итог, раздает жетоны)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось играть в КВН?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вам понравилось? Ипредлагаю вам продолжить фразу:
Меня удивило…;
Я сегодня узнал (а) …;
Мне понравилось…; У меня получилось…;
Мне будет полезно...;
Я сегодня научилась (ся)...
Воспитатель: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями.
Рублик и Копеечка: Да ребята вы мы сегодня убедились, что вы много знаете об экономике и финансах. А нам пора пришла прощатьсяи спешить к ребятам из других детских садов. Мы и для них приготовили интересные задания. До свидания.
Воспитатель: Уважаемое жюри, подошло время подвести итоги, подсчитать жетоны и узнать, кто больше всех знает о финансах.
Воспитатель: Для награждения прошу команды построиться.
(Всем участникам вручаются шоколадные монеты).
Заключение:Ребята, вы сегодня, выполняя задания, зарабатывали «денежки»,на вопросы отвечали правильно, вели себя хорошо, капитаны команд смогли хорошо организовать своих друзей.Пусть пока это не настоящие денежки, но вам пришлось потрудиться. Я надеюсь, что став взрослыми, вы будете успешными в своей профессии, и будете умело тратить свои денежки. И наверно, вы запомнили, что является товаром?(ответы детей) Как нужно распределять семейный бюджет? Сумеете различить доход и расход? А чтобы в кошельке копились деньги, нужно уметь их экономить.
А теперь скажем спасибо нашим гостям и попрощаемся. Досвидания.
Список литературы:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3.Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
4.Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
5. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.
8. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. М.- 1997.- 78с.
9. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.
10. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
11. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.
12.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
13.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
15. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...

