Мастер-класс для воспитателей «Инструментальное музицирование как средство творческого развития ребенка»
учебно-методический материал

Дурнева Юлия Сергеевна

Из всех видов деятельности музицирование-один из любимых детьми. Это один из первых видов, который осваивает ребенок: берет в руки погремушку, стучит игрушкой по полу, хлопает в ладоши. При этом происходит активное развитие чувства ритма. Кроме удовольствия для ребенка, чувство ритма способствуют развитию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста. Всему этому способствует обычная игра на музыкальных инструментах.
Когда Карл Орф задумал создать систему детского музыкального воспитания, он ввёл музыкальные инструменты как обязательное условие педагогического успеха, так как понимал, что деятельность без «орудия» невозможна. Мы даём детям ножницы, чтобы они научились вырезать, кисточку и краски, едва они смогут самостоятельно рисовать. Но почему мы в группе не даём малышам музыкальные инструменты? Как и когда заниматься музыкальным развитием воспитателю? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_gotovyy_na_sayt.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Инструментальное музицирование как средство творческого развития ребенка»

Сегодня наша встреча посвящена музыкальной деятельности детей в группах, а конкретно, элементарному музицированию.

Цель: ознакомление педагогов ДОУ  с  элементами и приёмами инструментального музицирования, возможностью их использования  в образовательной деятельности.

Задачи • представить приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;

• вовлечь педагогов ДОУ в активное участие в играх и упражнениях по инструментальному музицированию;

• убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Казалось бы, специализированный музыкальный термин, при чем здесь воспитатель, ведь для этого есть музыкальный руководитель. Да, если мы обратимся к методике музыкального воспитания в детском саду, ведущая роль в музыкальном воспитании детей принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, как узкий специалист.

Но при этом непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем и его абстрагирование от процесса музыкального воспитания может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, сам активно интересуется музыкальными инструментами, не боится организовывать музыкальную деятельность в группе, там и дети с большим интересом относятся и к музыкальным занятиям.

Кроме того, на музыкальном занятии ребенок успевает выполнить музыкально-ритмические движения, распеться, спеть песню, послушать музыку, поиграть в музыкальную игру, потанцевать, развить чувства ритма и поиграть на детских музыкальных инструментах. Занятие длится 10-30 минут и на каждый вид деятельности отводится от 1 до 4 минут. Это, безусловно очень мало. Именно поэтому рекомендуется закреплять знания, полученные ребенком на музыке, в группе. Из всех видов деятельности музицирование-один из любимых детьми. Это один из первых видов, который осваивает ребенок: берет в руки погремушку, стучит игрушкой по полу, хлопает в ладоши. При этом происходит активное развитие чувства ритма. Кроме удовольствия для ребенка, чувство ритма способствуют развитию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, эмоциональной отзывчивости на музыку, становлению творческой личности ребёнка, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Всему этому способствует обычная игра на музыкальных инструментах.

Но как обстоят дела в группах с музыкальным уголком? Был проведен опрос. Хочу познакомить вас с его результатами.

Почти 90% считает музыкальный уголок необходимым.

Считаете ли вы необходимым музыкальный уголок в Вашей группе или он просто занимает место и является формальностью?

Да, необходим 87,5%

Нет, является формальностью 12,5%

Но по факту имеем формальный музыкальный уголок, «мертвую зону», которая обновляется 1 раз в год.

Как часто сменяется наполнение музыкального уголка?

1 раз в год 44%

Не помню, когда менялось 50%

Выявлено несколько проблем. Главная-уголок находится не в свободном доступе ребенка (63%), вторая проблема -  плохая наполняемость, третья - детям не разрешается брать музыкальные инструменты.

Когда Карл Орф задумал создать систему детского музыкального воспитания, он ввёл музыкальные инструменты как обязательное условие педагогического успеха, так как понимал, что деятельность без «орудия» невозможна. Мы даём детям ножницы, чтобы они научились вырезать, кисточку и краски, едва они смогут самостоятельно рисовать. Но почему мы в группе не даём малышам музыкальные инструменты? Ответов несколько: вы их отметили в анкете

Как вы думаете, что мешает Вам организовать деятельность детей в музыкальном уголке?

Не знаю, что делать с детьми 31%

Некогда 19%

Много шума (10%)

Мы видим следующие причины: воспитатель не знает, что с этими инструментами делать; инструменты создают много шума, когда дети не знают, что с ним и делать, и проще их детям просто не давать; не хватает времени.

Вопрос нехватки времени можно решить следующим образом: включать музицирование в совместную деятельность во 2 половине дня, способствовать тому, чтобы дети применяли инструменты самостоятельно в свободной игре (для этого необходимо опустить уголки на уровень детей, наполнить соответствующим материалом, изготовить с детьми самодельные мкз.инструменты, наполнить уголок карточками-подсказками и презентовать детям новую среду).

Кроме того, ритмические игры можно включать в любые занятия как физминутку, как способ закрепления материала с помощью подключения физических действий, например, звучащих жестов.  На этом моменте мы остановимся подробно.

Музыкальность дошкольника должна быть направлена на телесно-эмоциональное знакомство с музыкой и освоение её через деятельность и игру.

Фраза «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» как раз относится к детям дошкольного возраста. Как важно самому что-то потрогать, почувствовать, принять в чем-то участие! Поэтому перейдём от теории к практике. Будем вместе играть!

Каждому человеку приятно слышать свое имя, а когда его называют ласково, он сразу расцветает как цветок. Для создания комфортной атмосферы на занятии, установления доверительного общения между детьми и педагогом, очень эффективно использовать ритмическую разминку «Как тебя зовут?». Ребёнок проговаривает своё полное имя, прохлопывает его в ладошки, а остальные дети называют его ласково и прохлопывают его имя по коленочкам. Я начну.

Разминка «Как тебя зовут?».

Скажите, есть ли у нас сейчас с собой какие-нибудь инструменты, которыми можно было бы украсить эту музыку? (звучит полька). 

Участники «ищут» звуки своего тела.

Хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и т.д. - это «звучащие жесты», которые даны человеку самой природой. Они заимствованы у африканских, австралийских, индонезийских народов и важны для музыкальной педагогики, так как подобные формы ритмического сопровождения есть у всех народов мира, в том числе, в русском фольклоре.  Они являются самым эффективным средством развития чувства ритма не только у детей, но и у взрослых, потому что ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда, это один из природных, биологических законов развития музыкальности. Помимо этого, телесное освоение ритма просто доставляет удовольствие: активные ритмические движения снимают напряжение и вызывают восторг.

Для знакомства детей со «звучащими жестами» применяется такая игра, как «Раз, два, три» с обязательной речевой поддержкой. Она проводится по принципу «эхо». (внимательно слушаем, повторяем и проговариваем)

Игра «Раз, два, три. Ну-ка, повтори!»

Вскоре педагога может заменить любой желающий ребёнок

(обратиться к кому-нибудь: покажите, пожалуйста, для нас интересный ритм, а мы за вами повторим)

Украсим нашу польку «звучащими жестами», для этого разделимся, у каждого будет свой жест (распределить: шлепки двое-хлопки-щелчки-притопы двое)

Играем польку «звучащими жестами»

Звучащие жесты на определённом этапе мы переносим на инструменты.

Обычно за каждым природным тембром закрепляется какой-либо инструмент, например щелчки пальцами заменяют пальчиковые тарелочки, треугольник, металлофон; хлопки - деревянные шумовые или ксилофоны; шлепки по бёдрам - ручные барабаны, и т.д. 

Очень интересны детям ритмические упражнения с предметами: палочками и стаканчиками. С помощью них детям проще понять ритмическую пульсацию. Конечно, эти упражнения удобней и комфортней проводить, сидя на полу вместе с детьми. Это то место, где маленькие дети живут и играют и, сев вместе с детьми на пол, можно получить необыкновенную атмосферу доверия и понимания.

Упражнение со стаканчиками

Перекладываем стаканчики направо по кругу в ритме «берём-отдаём». Если у кого-то ещё нет стаканчика, перекладываем воображаемый.

Проходим круг стаканчиками, остановиться

Очень удобно с помощью этой игры учить стихи и песни. (я предлагаю вспомнить вам любые детские стихи, песни, можно с прошедших утренников, читать, петь по очереди, не переставая перекладывать стаканчики, в темпе нашего упражнения).

Зайку бросила хозяйка...

Идёт бычок качается...

Жили у бабуси...

Ой, вы, сени, мои сени...

Маленькой ёлочке...

Пусть всегда будет солнце....

Можно включить игровой момент и сделать колпачок соседу справа.

Озвучивание стихотворения

А теперь я вам предлагаю озвучить весеннее стихотворение с помощью предметов, которые лежат перед вами. Это упражнение побуждает детей к поисковой деятельности и экспериментированию с предметами.

Кто стучит за окном?  

Дождь идет по траве.       (щелчки по бумаге)

Кто шуршит за окном?

Ветер в мокрой листве.    (шуршание бумаги)

Кто журчит за окном?    

Ручейки, ручейки.              (соломинка- стакан)

Кто молчит за окном?       

Там никто не молчит,

Там лошадка спешит и копытцем стучит.  (кастаньеты)

Только я молчу, всех послушать хочу. (все звуки одновременно)

Самое время взять в руки музыкальные инструменты. Важная деятельность для ребенка - это музыкальная импровизация, детское творчество. Ведь для того, чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и специально уметь.

Очень интересный приём - придумывание загадок, при его использовании я предлагаю детям загадать свой образ: капель, часы, гром, дятел и передать его звучание в определённом ритме, на выбранном ими инструменте.

Другим детям предлагаю  отгадать. Уважаемые коллеги, давайте попробуем загадать друг другу музыкальные загадки.

«Музыкальные» загадки

(Участники выполняют задание. Например, лошадка-ложки, гром-барабан, скрип двери-трещотка, капель или дождь-металлофон или треугольник, часы-тон блок, шум моря)

Пока наши участники выполняют задание, хочу отметить, что лучше всего детская индивидуальность проявляется  в импровизации и творчестве. Главный смысл этих видов деятельности - прикладной. Импровизация и творчество помогают овладеть музыкальной речью, а результат практически не имеет значения, важны  состояние радости и удовольствия ребёнка от музыкального творчества. Послушаем, что у вас получилось.

(прослушивание музыкальных загадок участников)

Добавим к слову движение. Игра «Ёжик и барабан», музыкально-двигательная импровизация. Встанем в круг. Мы будем двигаться по кругу со своими музыкальными инструментами в руках, на слова «бум-бум-бум» остановимся и ритмично топнем 3 раза. Теперь там, где в тексте стоит знак вопроса, будет наше творчество-импровизация с обязательным проговариванием любых слогов, какие вам придут в голову.

 «Ёжик и барабан»

Таким образом озвучиваться могут как стихотворения, так и сказки и даже рассказы по картинам.

Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Нужно ли тратить время на их самостоятельное изготовление? Конечно же, стоит! Такие инструменты побуждают ребенка экспериментировать со звуком, ведь звуков вокруг нас много, и они такие разные! Играя на самодельных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Нужно только постараться эту музыку услышать. Простота шумовых инструментов открывает возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями. Предлагаю вам изготовить очень простой и интересный инструмент - губную гармошку. Её изготовление под силу дошкольникам.

Губная гармошка своими руками

Губная гармоника – это немецкий духовой язычковый инструмент, внутри которого располагаются медные пластинки, приводимые в движение воздушной струей, которую создает музыкант. Интересным является двойное звукоизвлечение гармоники – она «поет» как на вдохе, так и на выдохе музыканта, наша гармошка тоже будет обладать таким свойством.

Все что понадобится для её изготовления - это две палочки от мороженого (без изгибов), две канцелярские резинки, одна спичка, сломанная пополам, полоска белой или цветной бумаги по размеру деревянных палочек. Положим кусочек бумаги поверх одной деревянной палочки и накроем другой, плотно обернём резинкой с одного края. Вставим зубочистку во внутреннюю часть и придвинем к резинке. Установим зубочистку с другой стороны (лучше всего поместить одну зубочистку над бумагой, вторую под) и закрепим резинкой вторую сторону. Губная гармошка готова. Попробуйте, как она звучит.

Существует очень много приёмов обучения дошкольников элементарному музицированию, а кульминация музицирования дошкольников - конечно, организация детского оркестра, ведь это замечательное средство творческого развития ребенка. С введением ИКТ технологии появилась возможность использовать в своей работе ритмические видео-партитуры, которые дают возможность повысить мотивацию детей к музыкальной деятельности, оживить её, облегчить восприятие нового. Работать с ней просто как музыкантам, так и воспитателям.

Я предлагаю вам превратиться в настоящий оркестр и исполнить немецкую народную мелодию на немецком народном инструменте-губной гармошке, которую мы изготовили своими руками, а помогут нам инструменты из других стран: бубен, коробочка, музыкальные палочки (клавес) и пальчиковые тарелочки.

А настоящему оркестру, конечно, требуется репетиция.

Показ схем партитуры каждого инструмента.

А теперь сыграем, ведь вы самый замечательный оркестр. Такого оркестра больше нет нигде!

Оркестр по видео-партитуре

Рефлексия. 

Уважаемые коллеги, предлагаю вам оценить пользу сегодняшнего мастер-класса. Если музыкальная деятельность в группе все еще остается для вас спорным и непонятным моментом, покажите это вот таким звучащим жестом (шлепки по коленям), если упражнения и приемы, которые вы увидели, вас заинтересовали, вы получили ответы на вопросы «как и когда заниматься музыкальным воспитанием мне, как воспитателю» и вы задумаетесь над включением их в свою работу, покажите это вот таким звучащим жестом (хлопки в ладоши).

На память о нашей встрече у вас останутся эти замечательные губные гармошки, вы можете использовать их как пример и изготовить с ребятами в группе такие же для своего оркестра.

Спасибо за активное участие и внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка

Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать в...

Консультация для воспитателей "Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателейhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/07/31/elementarnoe-muzitsirovanie-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»

Мастер класс «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника». Подготовила: Косенкова Виктория Викторовна, воспитатель МАДОУ №3 «Радуга»Продолжительность маст...

Мастер - класс для воспитателей МАДОУ "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"

Мастер - класс для воспитателей "Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста"...

Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста

О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей. В каких творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Примеры озвучивания стихотворе...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...