Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
методическая разработка

Григорьева Алина Владимировна

В статье даны рекомендации педагогам детского сада по оптимизации взаимодействия с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Воспитание и осуществление индивидуального подхода может решиться лишь при условии единства детского сада с семьей. Семья с ее психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально – эмоциональное развитие ребенка, являются:

а) атмосфера в семье;

б) наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;

в) позиция ребенка в структуре семьи;

г) стиль воспитания.

Все эти сведения достаточно легко получить, проводя индивидуальные беседы с родителями и с ребенком, в наблюдениях.

Беседа интервью с ребенком.

1. С кем ты живешь?

2. Тебе нравится  проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?

3. Твои родители часто разговаривают с тобой?

4. Как они разговаривают: ласково или ругаются?

5. Тебе спокойно дома? Не страшно?

6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает книжки?

7. Если ты что – то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?

8. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер – сюрприз, родители их сразу купят?

9. Если тебя кто – нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?

10. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресенье?

11. Часто ли вы вместе куда – нибудь идете или играете в выходные дни?

12. Какой последний подарок тебе сделали родители?

13. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?

14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и жалеют спокойной ночи?

В такой беседе – интервью следует учитывать:

- реальную ситуацию в семье ребенка;

- обратить внимание, как отвечает ребенок на вопрос с кем он живет;

- дать ребенку возможность выговориться;

- необходимо отделить, где кончается реальность и начинается вымысел.

Однако, не все трудности возникающие в общении с ребенком можно объяснить  ситуацией в семье.

Тактика взаимодействия ребенка с педагогом может либо усугубить негативные тенденции в социально – эмоциональном развитии ребенка, либо компенсировать их.

Игра может дать много информации о возбудимых, замкнутых, стеснительных детях, об их индивидуальных особенностях.

Неудачи в социальном опыте детей могут зависеть от уровня развития игровых навыков.

Нарушения в детской игре:

1) жестокое обращение с куклами, животными (избиения, издевательства);

2) категорическое предпочтение, отдаваемое какому – либо одному виду игр или игрушек;

3)постоянно однообразный характер игровых действий. Детей необходимо обучать игровым навыкам методами косвенного самовключения взрослого в игру, ненавязчивого контроля.

Важно включать в повседневную жизнь различные виды игр, в частности игры с правилами. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов.

У таких детей фактически неразвита произвольность. В этом случае могут помочь игры с правилами.

Социально – эмоциональный опыт

усвоения

отношения ребенок – взрослый

в игру

отношения ребенок – ребенок

Эффективность взаимодействия

1. Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально приемлемой форме.

2. Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний, «Тепличное воспитание», выливается в последствия еще более острые.

3. Необходимо учитывать модальность (= и - ) и интенсивность эмоций.

4. Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отуплению» (А.В. Запорожец)

5. Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.

6. Не существует плохих или хороших эмоций.

7.Используйте я – высказывания: говорите только от первого лица.

8. Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.

Тактики взаимодействия воспитателя с детьми по формированию социально – приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.

1. Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека.

2. Подчеркивайте сходство между разными людьми.

3. Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь. Объясняйте как можно лучше действовать вместе и помогать друг другу.

4. Поощряйте в проявлении детьми сотрудничества и взаимопомощи.

5. Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся, помогают, друг другу приводите их в пример.

6. Выделяйте моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи.

7. Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом.

8. Расскажите истории из вашей жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли вам решить сложную проблему. Предложить рассказать детям.

9. Чтение сказок, где такое поведение спасало.

10. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве.

11. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного исцеления ребенка.

12. Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.

13.Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой – нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой и т. п.

14. Четко объясняйте детям последовательность действий, подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения и т. п.

15. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты т наказания.

16. Ясно формируйте правила поведения.

17. Обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребенка, так и для окружающих.

18. Помните, что улыбка и доброе слово так же являются поощрением.

19. Вовлекайте менее, «популярных» детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством. Не стоит заставлять других детей принимать их в игру.

20. Используйте разнообразные формы, проявления внимания к ребенку. (Улыбка, добрый взгляд, мимика, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность, выслушивание, смех, над шутками ребенка  и т. д.)

21. Проявление творчества и импровизации, сохранять индивидуальность.

Таким образом, условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются:

- эмоциональный комфорт для каждого ребенка – это понимание и поддержка, ориентированные на потребность ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками, при использовании различных способов общения, что делает ребенка «открытым» педагогу;

- сформированность положительных взаимоотношений между детьми (взаимопонимание, сопереживание);

- организация совместной деятельности (партнерские отношения в процессе совместной деятельности) инициатива, активность в воздействиях на партнеров, овладение способами выражения своего отношения к предложениям участников деятельности;

- уважение права ребенка на развитие индивидуальности. (Признание значимости для всей группы);

- дифференцированный подход в процессе воспитания у детей гуманных чувств.

Негативное влияние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже боязнь оказаться в центре внимания и т. п.)

Поэтому необходимо ориентироваться на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: купаться без присмотра взрослых, переходить улицу в неположенном месте и т. д.

Неблагоприятная атмосфера в группе нередко возникает при конфликтных ситуациях между детьми, когда кто – либо из детей стремиться удовлетворить свои желания, не считаясь с потребностями других.

Важно научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций.

Создать условия для профилактики конфликтных ситуаций.

Литература

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога, Ростов – на – Дону, Изд. «Феникс», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников...

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Рекомендации педагогам по оптимизациивзаимодействия с детьми...

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Консультация по конструктивному комфортному взаимодействию воспитателей дошкольного учреждения и детей....

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Рекомендации педагогампо оптимизации взаимодействия с детьми...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ    ...

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьмиВоспитание и осуществление индивидуального подхода может решиться лишь при условии единства детского сада с семьей. Семья с ее психологичес...