РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
консультация

Kotova Anna Aleksandrovna

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_optimizatsii_vzaimodeystviya_s_detmi.docx165.86 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

        Вопросы воспитания и осуществления индивидуального подхода могут решаться лишь при условии единства детского сада с семьей. Семья с ее своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:

а) атмосфера в семье;

б) наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;

в) позиция ребенка в структуре семьи;

г) стиль воспитания.

        Все эти сведения достаточно легко получить, проводя индивидуальные беседы с родителями и с ребенком, а также внимательно наблюдая за стилем общения ребенка с родителями.

        Это должно помочь педагогам в выборе тактики работы с родителями. Для получения дополнительных сведений педагог может провести с ребенком беседу-интервью.

1. С кем ты живешь?

2. Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?

3. Твои родители часто разговаривают с тобой?

4. Как они разговаривают: ласково или ругаются?

5. Тебе спокойно дома? Не страшно?

6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает книжки?

7. Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа?

8. Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу купят?

9. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?

10. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресенье?

11. Часто ли вы вместе куда-нибудь идете или играете в выходные дни?

12. Какой последний подарок тебе сделали родители?

13. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?

14. Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

        При проведении беседы-интервью необходимо учитывать реальную ситуацию в семье ребенка. Не следует, зная о том, что ребенок живет только с мамой, травмировать его вопросами об отце. Такие вопросы необходимо трансформировать в приемлемую для данного ребенка форму. Обратите внимание на то, как ребенок ответит на вопрос, с кем он живет. Кого поставит на первое место, кого вообще не упомянет? Он может включить в состав и того, кто в семье не живет. Это говорит о потребности в общении с этим близким взрослым, о недостатке внимания и любви со стороны других родственников. Если ребенок с удовольствием рассказывает о своих играх с отцом, который не живет в семье, не препятствуйте, дайте ребенку возможность выговориться. В этом случае необходимо отдавать себе отчет, где кончается реальность и начинается вымысел.

        После получения этих данных педагогу необходимо заняться самоанализом, так как не все трудности, возникающие в общении с ребенком, можно объяснить ситуацией в семье. Именно педагог, придерживающийся той или иной тактики взаимодействия, может либо усугубить негативные тенденции в социально-эмоциональном развитии ребенка, либо компенсировать их. Выбором того или иного стиля можно объяснить и неэффективную работу с родителями, проявляющуюся в их нежелании обсуждать проблемы ребенка с педагогом. Наличие такой характеристики, как тактичность является показателем уровня и личностной, и профессиональной культуры. Огромное значение в социально-эмоциональном развитии, кроме стиля взаимоотношений со взрослыми, имеет игра. Она может рассматриваться как несущая и диагностическую, и коррекционную, и развивающую функции. Именно в игре обнаруживается субъективное отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра может дать очень много информации. Поведение в игре возбудимых детей характеризуется импульсивностью, конфликтностью, неумением достигать соглашения, разделять функции, придерживаться правил взаимодействия. У этих детей активная ориентировка в выборе игры и в предметной среде, сопровождающаяся попытками поделиться своими знаниями, мыслями, впечатлениями. Эмоции этих детей ярко выражены, экспрессивны.

        Дети замкнутые, стеснительные ведут себя в игре иначе. Часто этих детей можно увидеть сидящими стороне от общих игр, не включающимися во взаимодействие. Необходимо внимательно понаблюдать; такими детьми, чтобы понять, что их внешнее поведение не соответствует социальному и игровому опыту. В работе с такими детьми важно соблюдать принцип постепенности, пошаговости.

        Неудачи в социальном опыте детей могут зависеть не только от их индивидуальных особенностей, но и от того, какого уровня развития достигли их игровые навыки. Поэтому педагогу важно помнить, что все разнообразие детских игр требует внимания взрослого. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр. Детей необходимо обучать игровым навыкам методами косвенного самовключения взрослого в игру, ненавязчивого контроля. Какие же нарушения можно наблюдать в детской игре? Это:

1) жестокое обращение с куклами, животными (избиения, издевательства);

2) постоянно однообразный характер игровых действий;

3) категорическое предпочтение, отдаваемое к кому-либо одному виду игр или игрушек.

Что необходимо понимать под словами «обучение игре»? Учить играть означает «отражать различные практические ситуации в условные эмоциональные отношения к персонажам» (Л. А. Абрамян). По средствам обучения ребенка игровым навыкам возможна коррекция отношения к сверстнику и к самому себе.

Важно включать в повседневную жизнь различные виды игр, в частности игры с правилами. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически неразвита произвольность. В этом случае могут помочь и игры с правилами.

        Таким образом, усвоение социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребенок — взрослый. Этот процесс не является односторонним, он характеризуется как взаимообогащающий. Моделирование полученного путем наблюдения и взаимодействия опыта ребенок переносит прежде всего в сюжетно-ролевую игру, а затем и во взаимоотношения со сверстниками. Коллективная игра является тем экраном, на котором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка. Роль взрослого — уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку справиться с ними. Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:

1. Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально приемлемой форме.

2. Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.

3. Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.

4. Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению» (А. В. Запорожец).

5. Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.

6. Не существует плохих или хороших эмоций.

7. Используйте Я-высказывания: говорите только от первого лица.

8. Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.

D:\Работа 237\КАРТИНКИ\8d4cf45ba440f501179a36834cb2257a-640x287.png

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 237»

Котова Анна Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если в семье «особый ребёнок» (рекомендации педагога родителям по взаимодействию с детьми).

Что такое «особый ребёнок?» Это ребёнок ,который имеет отклонения или ряд отклонений от нормы ,возникших в результате заболеваний центральной нервной системы: это задержка психического и физичес...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников...

Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.

В статье рассмотрена тактика работы с детьми по преодолению проблем общения, построению эффективного взаимодействия ребенка с группой сверстников, даны рекомендации, приводяться примеры  коммуник...

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Рекомендации педагогам по оптимизациивзаимодействия с детьми...

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Консультация по конструктивному комфортному взаимодействию воспитателей дошкольного учреждения и детей....

Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Рекомендации педагогампо оптимизации взаимодействия с детьми...