Неблагоприятные факторы семейного воспитания дошкольников
статья

В статье рассказывается об основных неблагоприятных факторах семейного воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neblagopriyatnye_faktora_semeynogo_vospitaniya.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Гузова Е.И., методист

ГБДОУ детский сад № 39 Центрального района

Санкт-Петербурга

Неблагоприятные факторы семейного воспитания дошкольников.

  Семью закономерно определяют как непременное условие полноценного развития ребенка, но ее воспитательный потенциал зависит от многих факторов: состава и социального статуса семьи, образования и материального положения родителей,состояния здоровья членов семьи, их осведомленности в вопросах воспитания, а также религиозных и национальных традиций.

   Семья – социальная группа, обладающая определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, или отношениями по взятию детей на воспитание, общностью быта, взаимной моральной ответственностью или социальной необходимостью.

  Семье принадлежит главная роль в формировании личности, жизненных принципов, нравственности у ребенка.

   Результат воспитания , выражающийся в становлении ребенка как успешной личности, не ограничивается влиянием перечисленных факторов. Особую роль в становлении личности играет характер межличностных отношений в семье. Кроме того, климат в семье оказывает воздействие на здоровье всего общества в целом.

   В основе стратегии семейного воспитания, межличностных отношений между родителями и детьми лежат педагогические установки родителей, а именно их готовность к воспитанию ребенка и реагированию на особенности его поведения и развития. Семья вводит ребенка во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, оказывает влияние на формирование черт характера, привычек. Своими принципами, особенностями, укладом, стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени  семья готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Глубокие контакты с родителями создают у детей ощущение безопасности и защищенности, а родителям приносит чувство удовлетворения от успешно выполненного долга.

   В современном обществе наблюдается ускоренный темп жизни, недостаток нравственных начал, низкая культура общения, что приводит к нарушению семейных отношений и отрицательно влияет на воспитание дошкольников, создавая неблагоприятные ситуации в семье: гиперопека, безнадзорность, создание «кумиров» и «золушек».

   Имеются недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Наиболее распространенные негативные факторы воспитания дошкольников:

-материальные факторы, наиболее влиятельные в благополучных семьях, так и в семьях с небольшим достатком, культивируют преобладание материальных ценностей над духовными.

-тяжелый психологический климат в семье, воспитание в атмосфере скандалов, аморального поведения родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние.

   Отдельно хочется сказать о воспитании дошкольников в семьях различного типа, а именно: в неполных, многодетных семьях.

   В неполных семьях, когда маленького ребенка воспитывает один родитель- мама или папа, наблюдаются различные неблагоприятные факторы. Понятно, что родителю приходится возмещать недостаток мужского или женского влияния на дошкольника, много работать, поэтому дети часто ощущают «ненужность», одиночество, в дальнейшем им трудно выстраивать модель поведения в своей собственной семье. Иногда маленькие дети замыкаются в себе, культивируют различные страхи, боятся поделиться своими переживаниями с родителями.

   В многодетных семьях, напротив, внимание и влияние родителей не всегда полноценно распределяются между всеми детьми. Дошкольники ревнуют маму или папу, озлобляются, соперничают с братьями и сестрами за родительское внимание и тепло. Часто дети вырастают педагогически запущенными, с логопедическими проблемами.

   Нередко дети из многодетных семей, пытаясь вырваться из малообеспеченной жизни, в раннем возрасте вступают в альтернативные формы брачно-семейных отношений, что не способствует формированию нравственного облика достойного человека.

   Выделяют несколько тактик воспитания дошкольников в семье: диктатура, опека, невмешательство и сотрудничество.

    Понятно, что сотрудничество формирует личность самым положительным образом и сплачивает детей и родителей в дружный коллектив.

   К неблагоприятным факторам относятся остальные тактики. В основе отношений «невмешательства» лежит пассивность родителей как воспитателей, дети в таких семьях ощущают себя ненужными, одинокими, зачастую родители просто откупаются от детей подарками в виде игрушек, сладостей.    

  Диктаторы-родители систематически подавляют инициативу у детей, их чувство собственного достоинства, веру в свои возможности. Дошкольник вырастает запуганным, сломленным. Часто дети сопротивляются угрозам со стороны взрослых, отвечая им ненавистью или вспышками немотивированной агрессии в детском коллективе.

   Опека, особенно гиперопека, также относится к неблагоприятным факторам воспитания. В таких семья вопрос о формировании личности с активными жизненными позициями отходит на второй план. Семья удовлетворяет все потребности ребенка, ограждает его от каких-либо усилий, забот. Чрезмерная опека способствует тому, что дошкольник вырастает эгоистом, человеком, который не будет никого уважать , будет требовать выполнения всех своих прихотей и , возможно, станет диктатором в своей собственной семье.

   Мораль и вкусы, манеры и привычки, характер, идеалы – основы всего этого закладываются в семье. Именно в семье складываются представления детей о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к духовным ценностям. Если в семье отсутствует должная гармония, царит атмосфера безнравственности, то таким образом все это складывается в неблагоприятные факторы семейного воздействия.

   Всем людям свойственно ошибаться, главное- это уметь признать и исправить ошибки.

   Воспитание в семье таит определенные недостатки, негативные факторы, а именно:

-неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями дошкольника.

-безнаказанность, всепрощенничество , крайний либерализм или авторитаризм

-отсутствие у родителей стремления к духовному развитию детей

-аморальный стиль отношений в семье

-отсутствие благоприятного психологического климата

-фанатизм, в том числе религиозный, в любых проявлениях

-физические наказания, причинение детям нравственных страданий

-противоречивое воспитание, которое характеризуется двойственным воспитательным подходом к дошкольнику со стороны матери, отца или других близких родственников

   Роль семьи в обществе не сравнима ни с чем по силе своего воздействия , так как прежде всего в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются черты характера, убеждения, мировоззрение. Однако зачастую некоторые, и не только молодые, родители не знают, как создать теплую уютную атмосферу в собственном доме, как донести до ребенка чувство любви и привязанности к нему.

   В заключение хочется сказать, что необходимо соблюдать чувство меры: плохо, когда не хватает родительской любви, однако и переизбыток эмоционального тепла также вреден, поскольку слишком уютный родительский дом порождает зависимость и не стимулирует к самостоятельной жизни в противоречивом и сложном мире взрослых людей.

 Литература

1.Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 1987 г., изд. «Политической литературы», стр. 190-196  

2.Василькова Ю.В. «Социальная педагогика», М., 1999 г., изд. «Центр Академия», стр. 270-272

3.Земская М.Р. «Семья и личность», М., 1999 г., изд. «Прогресс», стр. 198

4.Лебедев П.Ю. «Семейное воспитание» Хрестоматия, М., 2001 г., изд. «Академия», стр. 270-272

5. Маклаков А.Г. «Общая психология», 2004г., изд. «Питер», стр. 38-44

6.Спок Б.  «Ребенок и уход за ним», М., 1998 г., изд. «Машиностроение», стр. 167  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в современном семейном воспитании дошкольников».

«Семья  - это не только родители и дети. Большую  или меньшую роль в ней часто  играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с се...

Презентация на тему" РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА".

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, где особую роль играют средства массовой коммуникации....

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"

Консультация с элементами тренинга: "Роль игры в семейном воспитании дошкольника"...

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников.

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников.Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – формирование практич...

Природная среда - один из факторов экологического воспитании дошкольников (выступление из опыта работы)

Природная среда - один из факторов  экологического воспитании дошкольников (выступление из опыта работы)...

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте закладывается фундамент элементарных представлений и знаний о природе. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.Природа – неисчерпаемый ...