Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
статья (средняя группа)

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной. Это является следствием активного антропогенного воздействия на экологию и естественные природные процессы. Таким образом, необходимо зарождение основ экологической культуры в каждом человеке, так как даже самые передовые разработки в области энергоэффективности и природоохраны или государственные ограничения могут быть неэффективны, если не изменить отношение людей к природе и ее ресурсам.

Н.М. Мамедов и Л.Н. Коган определяли экологическую культуру как меру и способ соединения человека с природой посредством познания, преобразования и регулирования общественной деятельности.

Э.В. Гирусов и Л.П. Саплеева называли экологической культурой воспитание эмоционально-эстетической культуры, проявляющейся в заинтересованности к природе, флоре и фауне, самому себе.

Исследователь С.Н. Николаева в основном исследовала проблематику экологической культуры детей, поэтому под экологической культурой она понимала становление у детей сознательного отношения к природе и природным компонентам, что в свою очередь понималось как совокупность правильных знаний и проявлений активностей ребенка по отношению к природе.

Таким образом, целью экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ осознанно-правильного отношения к природе и ее разнообразию, формировании понимания детей о взаимосвязанности природных компонентов, осознание детьми себя как части природы, приобщение к ценностям жизни и сохранении здоровья.

При этом именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для первичного развития экологической культуры, так как, по мнению педагогов и психологов, детство является особым возрастным периодом, когда формируются основы мировоззрения, отношения к себе, окружающим и природе. Формирование экологической культуры у детей сложный и длительный процесс, в котором самое главное дать понять ребенку, что в природе все взаимосвязано.

На данный момент одним из основных условий для правильной реализации системы экологического воспитания в любом дошкольном образовательном учреждении является организация развивающей предметной среды. О важности организации и экологизации развивающей природной среды говорили многие исследователи этого вопроса, к примеру, Е.И. Тихеева утвержадала, что в любом детском саду необходимо размещать садик, дворик или теплицу для совместного с детьми выращивания цветов и овощей.

Развивающая предметная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их.

Помимо создания развивающей предметной среды также необходимо включение детей в природоохранную деятельность, то есть виды деятельности, направленные на бережное взаимодействие с природой через организацию различных методов и форм деятельности дошкольников.

Основными формами и методами деятельности в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста можно назвать:

словесно-литературные методы (проведение бесед и чтений на тему природоведения);

детские игры, например, «Что было бы, если из леса исчезли...», «Что в корзинку мы берем», «Прилетели птицы» и многие другие;

наблюдение за природой;

элементарная поисковая деятельность в условиях развивающей предметно-пространственной среды;

моделирование, например, создание тематических аппликаций, моделей, рисунков и поделок.

Эти основные формы и методы деятельности помогают детям дошкольного возраста осознать себя как часть природы, при этом можно использовать эти формы и методы как по-отдельности, так и комбинируя, получая новые формы деятельности, например, проведение экологических занятий могут сочетать в себе словесно-литературный метод для получения новых знаний и игру для закрепления этих знаний. Поисковую деятельность можно удачно сочетать с моделированием, используя природные материалы для моделирования.

Подводя итог, можно утверждать, что проблематика экологического воспитания детей дошкольного возраста сейчас очень актуальна. По причине того, что экологическое воспитание чрезвычайно трудоемко и долгосрочно начинать прививать его основы необходимо именно в дошкольном возрасте. Такое начатое в дошкольном возрасте воспитание будет продолжаться на протяжении всей жизни человека и будет способствовать улучшению экологического состояния в Российской Федерации, а также позволит сформировать новый тип личности гражданина, ориентированного на бережное отношение к природе и ее ресурсам. Кроме того, важно отметить, что заниматься воспитание экологическо-ориентированной личности должны грамотные специалисты, знающие о необходимости формирования вокруг детей развивающей предметно-пространственной среды, а также о необходимости вовлечения детей в природоохранную деятельность.

 

Список литературы

Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 10.

Кадырова, Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991. - С. 131 -132.

Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.

Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов - будущих педагогов // Таврический научный обозреватель Ялта / 2016. № 1-3 (6). С. 24-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста элементарных валеологических знаний через различные виды деятельности (занятия, празд...

Презентация опыта работы «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Формирование межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение других людей, приз...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план  профессионального развития  «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....