ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С РОДНЫМ ГОРОДОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья

Константинавичус Наталья Дмитриевна

Работая в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, в контексте реализации проекта «Дошкольник Белогорья», по патриотическому воспитанию дошкольников, по разделу общеобразовательной программы, где предусматривается  воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, краю, городу, гордости за её историю, людей, ее создающих, мы посчитали целесообразным использовать интегрированный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С РОДНЫМ ГОРОДОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Константинавичус Н.Д.

В дошкольном возрасте ребенок интенсивно развивается. Выявленные психологами особенности развития свидетельствуют о том, что у детей данного возраста имеются необходимые предпосылки для успешного формирования патриотического воспитания. Данный отрезок в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень сильны и остаются в памяти на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Работая в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, в контексте реализации проекта «Дошкольник Белогорья», по патриотическому воспитанию дошкольников, по разделу общеобразовательной программы МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский  сад №35 «Родничок», где предусматривается  воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, краю, городу, гордости за её историю, людей, ее создающих, мы посчитали целесообразным использовать интегрированный подход.

В ходе работы было замечено, что для детей с общим недоразвитием речи характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, дети затрудняются в запоминании учебного материала. Поэтому мы разработали систему взаимосвязанных занятий: использовали принцип интеграции своей деятельности - обращались к одной и той же теме на разных занятиях, разных образовательных областей, что способствовало лучшему усвоению темы, развитию у детей внимания и  сохранения интереса. 

Вся работа проводилась поэтапно в ходе реализации проекта «Давайте полюбим свой город», длительность которого составляла 2 года.  На первом этапе  нами был изучен  уровень  знаний детей о своём городе. Выяснилось, что у детей слабо развит интерес к своему городу,  недостаточно знаний о его прошлом и настоящем. Проанализировав полученные результаты мониторинга, были выдвинуты следующие задачи: формировать у детей устойчивый интерес к своей малой Родине; расширять знания о достопримечательных местах своей малой Родины, об истории возникновения города Губкина до настоящего времени;  учить правила поведения на улицах города и в общественных местах; развивать связную и монологическую речь; воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за своих земляков.

Для решения этих задач была создана необходимая предметно - развивающая среда. Оформлен уголок под названием «Мой родной край», где расставлен и разложен соответствующий дидактический материал: альбомы «Я и мои близкие», «История города Губкина», «Достопримечательности родного города», «Иван Михайлович Губкин», «Народные костюмы Белгородской области», «Мемориальные памятники и памятники архитектуры города Губкина», «Город Белгород».

Совместно  педагогами,  детьми и их родителями изготовлены  карты - схемы города Губкина и микрорайона Журавлики, где находится наш детский сад.  Дидактические и развивающие игры: «Где и кем работают люди в нашем городе», «Подбери правильно», «Правила поведения в городе», «Путешествие по микрорайону Журавлики», «Собери герб и флаг нашего города», лото «Знаешь ли ты свой город?» и т. д.  Лепбук с познавательным содержанием «Это самый лучший город на земле», помогающий систематизировать знания детей в данном направлении.

Была разработана  поэтапная система формирования знаний  о своём родном городе, воспитания к нему патриотических чувств по следующим блокам - направлениям на основе единой тематики: «История родного города», «Наши традиции», «Достопримечательности города Губкина»,  «Люди нашего города и их профессии»,  «Природа родного города».

Второй этап был начат с разъяснения  понятия слова «Родина»,  о том, что у каждого человека есть место, где он родился, будь то город или деревня. У дошкольников формировали понятие о том, что все жители города Губкина называются губкинцами, у каждого города есть своя символика - это герб и флаг, что обозначают знаки, которые на них расположены. В доступной для детей форме давалась информация о жизни учёного-академика И. М. Губкина, в честь которого назван наш город.

Проводились различные беседы с использованием фотографий,  презентаций  «Мой  город Губкин»,  «Любимые места родного города», где юным губкинцам старались показать, как красив наш город. Формировали понятие  о том, что всё  делается для того, чтобы нам в нём жилось уютно и комфортно.  При этом ставилась цель - научить ребят замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь, что нас окружает. При этом у воспитанников  воспитывалось уважение к жителям своего города и к их труду.

Вниманию детей был представлен видеоролик  «Город Губкин - сердце КМА», где дошкольников  познакомили  с самыми крупными предприятиями нашего города - Лебединским  горно - обогатительным комбинатом, шахтой  имени И. М. Губкина. Дошкольники увидели, как выглядит карьер, какие полезные ископаемые там  добывают и  люди каких профессий  там работают (экскаваторщики, взрывники, водители, шахтёры, бурильщики, проходчики).  Дошкольники  узнали, что из руды делают железо, сталь, а потом из этого изготавливают  машины, корабли, поезда, самолёты. Проводили конкурс рисунков «Мой папа работает на Лебединском горно - обогатительном комбинате».

Проводились ряд интегрированных занятий: «Наш родной микрорайон Журавлики», «Экскурсия по родному городу», «Чем богат наш город», «Я живу на земле губкинской», «Улицы нашего города и по каким правилам они живут», на которых дети формировали свои знания о том, как устроен современный многоэтажный дом, где и кем работают люди в нашем городе, обобщались знания о городе, микрорайоне Журавлики и их достопримечательностях.

Так же во время организованной образовательной деятельности  формировали  знания и о том, как  жили наши земляки в прошлом: у них была другая одежда, другие дома, орудия труда, транспорт. По итогам изучения этой темы были изготовлены «Ленты времени»: «Из чего мы едим», «Встречаем по одежке», дидактические и развивающие игры: «Клуб знатоков», «Составь народные костюмы нашей области», «Узнай по узору». Большую помощь по ознакомлению детей с культурой и бытом прошлого нашего края, одеждой, утварью, предметами быта оказывает «Музей народного быта», который был создан воспитателем изостудии. В нем дети могут не только увидеть, но и потрогать все эти предметы, лучше понять культуру и быт нашего народа. 

Эффективной и инновационной технологией, которую мы использовали в своей работе является квест - технология. Она  прекрасно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Через квест - игры мы старались помочь детям обрести необходимую мотивацию, обеспечить свободу выбора предстоящей работы. Проводились такие игры «Найди на карте заданное место», «Дойди до нужного места», «Улицы героев», «Угадай, где это находится». Например, в  ходе игры «Путешествие по родному городу», ребятам необходимо было провести экскурсию для гостя-иностранца по совместно созданной карте - схеме из одного образовательного пространства в другой. Конечная цель была найти спрятанный сюрприз, дойти до которой можно было, последовательно выполняя задания. Выполненное задание - это ключ к следующей точке и следующему заданию. Дети вместе с «гостем» побывали на различных значимых объектах города, продемонстрировали свои знания. В ходе этого мероприятия, были использованы все виды детской деятельности и поэтому оно прошло очень увлекательно и интересно.

Проводилась совместная организованная образовательная деятельность «Части города», построенная полностью на приемах ТРИЗ,  где дети были активными участниками, а не пассивными слушателями. С помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш город. Игра «Часть - целое» помогла понять, что все является частичкой чего-то, что все взаимосвязано. Например, дом - это частица микрорайона, а микрорайон - частица города, а город - часть страны и так далее. Использование на занятии лжезагадок  помогало у воспитанников развить аналитическое мышление, умение находить выход в сложных ситуациях, аргументировать свои ответы.

Активно сотрудничали с  детской библиотекой,  находящейся в микрорайоне Журавлики, которая оказывала нам научно - методическую помощь в   работе в данном направлении.  Проводили «Вечер поэзии», где  у ребят была возможность рассказать стихи о родном городе, написанные местными поэтами и учащимися учебных заведений нашего города.

Не менее важно в работе по ознакомлению детей с родным городом  является творческая деятельность. Проводилось рисование на такие темы: «Я и моя семья», «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить», «Город Губкин осенью», «Новый год в городе Губкине», «Наш город», «Улицы нашего города», «Флаг и герб города Губкина» и другие. Свои изобразительные, конструктивные навыки ребята развивали на занятиях и в коллективной деятельности на темы «Наш кинотеатр», «Фонтаны города», «Такие разные дома», «Город будущего», «Новый микрорайон», «Гипермаркет». В результате собралось большое количество детских работ, что позволило создать «Рукотворную ленту времени» -  «Наш город вчера, сегодня, завтра».

Рассказывали  детям о том, что в нашем городе есть люди, которыми мы гордимся - это спортсмены, поэты, артисты, писатели. Ребята узнали, чьими именами названы улицы в нашем городе, знакомились с некоторыми событиями прошлого, которые вызывали у них  уважение к героизму и мужеству людей, живших на земле и отдавших жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны.  Дети изготавливали подарки для ветеранов к празднику Дня Победы.

В работе в данном направлении педагогами большое  внимание уделялось  речевому развитию дошкольников. Были изготовлены мнемотаблицы, с помощью которых дошкольникам  было легче в определённой последовательности составить рассказ о своём городе на такие темы: «Мой город», «Люди нашего города», «Места отдыха нашего города» и т.д. Так же  с целью развития связной речи, ребятам предлагалось придумать загадки о родном городе, поиграть в различные словесные игры.  

Работа по ознакомлению старших дошкольников с ОВЗ с родным городом невозможна без тесной связи с семьями воспитанников. Нашей гордостью является создание  семейного клуба «Мы - губкинцы». Для родителей,  совместно с педагогом - психологом было проведено анкетирование на тему «Знаете ли вы свой город?». На  родительских собраниях  знакомили    с работой, которая проводится в детском саду с их детьми в данном направлении.

Проводилось мероприятие «Мы и наши родители - губкинцы». Использовался метод сравнения: старый город и новый. При этом отмечались изменения в жизни родного края, произошедшие в последние годы. Каждый желающий мог поделиться страницей семейной истории, отражающей и историю родного края. Большая роль в такой работе была отведена представителям старших поколений  - бабушкам и дедушкам.

Педагогами был разработан  адвент - календарь  с заданиями для родителей воспитанников, связанные с нашей малой Родиной, которые они должны были выполнять со своими детьми  дома. Это являлось очень эффективным методом привлечения их к активной деятельности по воспитанию у детей патриотических чувств к городу, в котором они живут.

В работе с родителями так - же  использовали квест - технологию.  Готовясь в 80 - летию нашего города,  провели квест - марафон «Боевой наш город Губкин», который состоял из 3 этапов.  Семьи должны были выполнить задания в соревновательной форме и в итоге  найти ответ на главный вопрос. Первый этап был «интеллектуальный», включающий в себя 6 заданий, в процессе которого дошкольники познакомились с памятными местами Губкинского городского округа, связанные с историей Великой Отечественной войны. Второй этап - военно-исторический, «поисковый», когда искали  информацию о наших жителях - героях Великой войны.  В ходе третьего этапа,   родители и  их дети составляли коллаж нашего города, размещая туда памятники, связанные с войной 1941 -1945 годов.

Организовывали  семейные выставки рисунков «Я люблю свой город…», «Пейзажи родного края», «Профессии жителей города» и другие.

Родителям воспитанников предлагали  консультации: «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Давайте поможем детям полюбить свой город», «История города Губкина», «Трудиться - значит любить свою Родину», «Семья - это маленькое государство», «Зелёные уголки нашего города» и др. 

Совместно с родителями  воспитанников проводился конкурс рассказов и рисунков о своём городе в честь Дня города  «Мой любимый город Губкин», конкурс на лучший семейный герб «Я люблю свою семью и свой город», конкурс кроссвордов о своём городе «Город Губкин».

Организовали и провели геокешинг «Богатство земли Губкинской»,  приключенческую игру с элементами туризма. Задача, которую решали игроки в геокешинге - это разыскивание тайников (образцов полезных ископаемых) с использованием карты игрового пространства.

На третьем, заключительном этапе, проводились различные викторины, конкурсы, по которым можно судить о том, как дети усвоили учебный материал, полученный в течении года. В ходе итогового мониторинга, было выявлено, что  интегрированный подход педагогов в данном направлении позволил добиться положительных результатов: у большинства исследуемых детей достаточно хорошо  были сформированы знания о нашем городе, его истории возникновения и дальнейшего развития до настоящего времени, его символике.  Дошкольники хорошо усвоили правила поведения на улицах города и в общественных местах. Значительно возрос уровень речевого развития дошкольников: дети уже без особых усилий могли составить небольшой рассказ о городе, о его предприятиях, о полезных ископаемых нашего региона, о животных, обитающих в нашей местности и о  знаменитых земляках.

    Список литературы

  1. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Т.В.Власовец, Е.Н.Кутепова. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011. – 142 с.
  2. ФГОС ДО // Сборник нормативно-правовых документов в образовании – 2014 - №4 - 275 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.

Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...

Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...

«Воспитание у дошкольников уважения к своим национальным особенностям через формирование любви к родному краю в условиях реализации ФГОС.»

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества»...

Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с родной культурой в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку в...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога  для повышения качества образования  и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....