«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – ПЕРВЫЙ ШАГ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
учебно-методический материал (старшая группа)
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_-saitova_g.v.docx | 100.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра имеет важное значение в
жизни ребенка. Каков ребенок в
игре таким он будет в работе,
когда вырастет»
А.С. Макаренко
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Перед педагогами дошкольных учреждений серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.
Передовой опыт педагогической науки раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов. Одним из эффективных методов – игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Используются занятия и свободная деятельность детей. Формируются знания, интерес, увлечения.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно–ролевые игры профессионально–ориентированной направленности.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Сюжетно–ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, мультипликационным или сказочным героем. Сюжетно–ролевые игры отлично подходят как для детей 2-3 лет, так и для детей старше.
Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Малыш совершает поступки, представляя, что он уже взрослый. Конечно, в три года ребенку еще трудно принимать на себя роль. Поэтому здесь необходима помощь взрослого. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя. Только при их выборе не надо забывать, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий: для игры в доктора, парикмахерскую, продавца, дочки– матери. В более старшем возрасте на первый план в игре уже выходит характер персонажей и их взаимоотношения. Например, доктор может быть добрым и веселым, мама строгой, а дочка непослушной. Вы можете предложить ребенку сыграть в «Детский сад».
Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница, парикмахер, продавец, в сюжетно–ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Поэтому ребенку можно соорудить поезд, к примеру, из подушек и повезти маму, папу, брата и зверушек отдыхать в горы или на море. А можно соорудить самолет из стульев и стать пилотом.
Нужно предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка– дошкольника.
Методы развития содержания сюжетно–ролевых игр:
1. Проведение экскурсий
2. Организация встреч с людьми разных профессии.
3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.
5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей.
6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.
7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку, и окружающим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников"
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...
«Создания условий для сюжетно-ролевой игры как средства ранней профориентации дошкольника»
Сообщение из опыта работы на тему:...
Статья на тему "Сюжетно-ролевая игра как форма ранней профориентации дошкольников"
В данной статье освещается вопрос, о ранней профориентации детей дошкольного возраста в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжет...
Сюжетно-ролевая игра – первый шаг в профориентации дошкольников
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, ...
Консультация на тему Сюжетно - ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников
Сюжетно - ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников...
Презентация: "Сюжетно-ролевая игра – первый шаг в профориентации дошкольников"
Сюжетно-ролевая игра –первый шаг в профориентации дошкольников....
Семинар практикум для педагогов ДОУ «Сюжетно-ролевая игра первый шаг к профориентации дошкольников»
Обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников....