Программа самообразования: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ, посредством визуальной поддержки.
методическая разработка

Зубкова Ирина Юрьевна

Программа самообразования поможет планировать работу поданной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ, посредством визуальной поддержки.  

Задачи:

  1. Приучать детей следить за своим внешним видом. Формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться, после умывания; вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком;
  2. Формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом;
  3. Приучать детей самостоятельно раздеваться и одеваться.
  4. Создавать условия для развития у детей самостоятельности использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  5. В работе с родителями: укрепить связи между детским садом и семьей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков, использованию визуальной поддержки дома;    

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
  3. Повышение педагогической и психологической компетентности
  4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат:

  1. Повышение интереса к работе
  2. Росту компетентности
  3. Росту уровня профессиональных навыков и умений
  4. Повышению уровня саморегуляции и самоорганизации
  5. Повышение ответственности и качества своего педагогического труда
  6. Обобщение опыта

План индивидуальной работы по самообразованию:

  1. Чтение научно-педагогической литературы по проблематике
  • Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта  « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»
  • Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.
  • . Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектология - №2, 1997г
  •  Веденина М.Ю., Окунева О. Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации.//
  • Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, М: 2002г.
  • С. Дж.Роджерс,  Дж. Доусон, Л.А. Висмара Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом, Рама Паблишинг, 2016г
  • Алехина А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : автор канд. психол. наук / Алехина А.В. ; РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2000. – 22 с. Шифр РНБ: А2000/3766 2.
  •  Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна//Дефектология-1999.-№5.-С 11-18.
  • Изучение статей по интернету по данному вопросу.

  1. Календарно-тематический план:

Период

Образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

сентябрь

Познавательное развитие. Тема «Наша группа».

Цель:
– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
– развивать чувство любви и гордости за свою группу;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов действия(визуальной поддержкой) в раздевалке, в умывальной комнате.

Дидактические игры: «Что это такое?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.

Игровые ситуации для сюжетной игры:
– кукла Таня у нас в гостях;

- кукла Таня собирается на прогулку

Консультации для родителей:

«Адаптация ребенка в детском саду»

«Как научить ребенка выполнять какой-либо вид деятельности»

Анкетирование: Что умеет делать ваш ребенок?

октябрь

Познавательное развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: проверить культурно-гигиенические навыки.

«Сначала - потом»

Цель: учить последовательности операций

Сюжетно-ролевая игра «На праздник»:
– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Трудности с одеждой»

ноябрь

Познавательное развитие. Тема «Умывание каждый день»

Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Консультация

«Развитие навыков

самообслуживания и бытового поведения особых детей»

папка-ширма:

Как использовать поощрение,

чтобы помочь ребенку научиться….

Что может быть поощрением?»

Ширма:

 « Пальчиковые игры»

декабрь

Познавательное развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

Цель:

– формировать умение сервировать стол,  умение действовать по алгоритму; 
– воспитывать культуру поведения за столом.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

Оформление уголка «Советы родителям».

Фотоконкурс:

« Моя любимая кружка»

январь

Познавательное развитие. Тема «Купаться любят все»

Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

Создание игровой ситуации: «Кукла  хочет купаться»

Показ-консультация:

« Как научить ребенка мыть руки правильно, с помощью визуальной подсказки»

Памятка: «Опасные предметы»

февраль

Познавательное развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай»

Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистюли». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Презентация: «Вопросы для детей»

Сюжетно-ролевые игры  «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

Ширма: « Как

снять напряжение после детского сада»

март

Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Цель:

– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки

Сюжетно-ролевые игры  «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать»

Папка-ширма: «Кукла своими руками»

Консультация:

« Как изготовить куклу»

апрель

Познавательно развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку»

Цель:

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).

Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

Консультация – показ: « Как научить ребенка

одеваться с помощью визуальной подсказки»

Обмен опытом между родителями:

«Использование карточек дома»

Папка-ширма:

«Развивающие игры»

май

Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…».

Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Просмотр мультфильма « Мойдодыр»

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

Консультация:

 « Знаешь ли ты?»

Планируемые результаты

Дети:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Здоровый малыш».

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, ч...

Тема самообразования: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность проблемы: в дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Особенно актуальна она сейчас, при создавшейся эпидемиологической ситуации в стране. Известно, чт...

План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Составила: Воспитатель Попова Т.А.МБДОУ ЦРР «Детский сад№239»План по самообразованию«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста»  Ак...

Текст итогового родительского собрания по теме самообразованию " Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе раннего возраста "

Текст итогового родительского собрания по теме самообразованию " Формирование культурно-гигиенических навыков в младшей группе раннего возраста "...

План по самообразованию «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».

Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, п...

Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...

Программа по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Сформированность КГН имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в обществе: обогащаются представления воспитанников об окружающих вещах, развивается крупная и мелк...