Статья "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста".
статья (средняя, старшая группа)

Багдасарян Айкануш Армавировна

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

   Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • - является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  •  развивает наблюдательность;
  •  готовит к реальной жизни;
  •  позитивно влияет на эстетическое чувство;
  •  является основой для развития воображения;
  •  развивает внимание;
  •  дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  •  обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  •  обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    Эта тема очень актуальна, ведь именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения малыша в школе. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью воспитания. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках труда. Только представьте, какие психологические трудности испытывает малыш, отстающий от сверстников!

   Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, цвета, величины.  Ведущим видом деятельности ребенка является игра. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, гладкий он или шероховатый.  Предлагаю несколько игр по сенсорному развитию.

  Игра «Подбери по цвету»

Предложить ребенку подобрать одинаковые по цвету пуговицы, мягкие игрушки, лоскутки ткани, крышечки, резинки и т.п.

Игра «Волшебные прищепки»

Для этой игры вам понадобится несколько наборов прищепок разных цветов и изображение дерева (лучше всего выполнить его из ДВП). Перемешайте прищепки и попросите ребенка прицепить на дерево только прищепки соответственного цвета.

Игра «Найди пару»

Принцип игры мало отличается от предыдущих: предложите ребенку среди разнообразных по цвету, форме, размеру предметов отыскать два одинаковых.

Игра «Большой,  маленький»

Эта игра позволит научить ребенка ориентироваться в размерах предметов. Предложите ребенку набор разнообразных по размеру игрушек и попросите его разложить их на две группы: большие и маленькие.

Игра «Геометрическая мозаика»

Для этой вы можете использовать как специальные, купленные в магазинах, пособия и игры, так и сделанные собственными руками наборы, состоящие из геометрических фигур( они могут быть выполнены из картона, цветной бумаги, дерева и т.д - все зависит от вашей фантазии и возможностей). Попросите ребенка сложить фигуры так, чтобы из них получился, к примеру, один прямоугольник, квадрат, треугольник и т.д.

Игра «Волшебные резинки»

Для этой игры понадобится разного цвета резиночки для волос. Попросите ребенка одеть на один палец красного цвета, на другой зеленого и т.д

  Игра «Чудесный мешочек».

      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

     Игра  «Определи на ощупь».

     В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

 

    Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

    Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

      Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

      Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публикация на тему:

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

   Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • - является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  •  развивает наблюдательность;
  •  готовит к реальной жизни;
  •  позитивно влияет на эстетическое чувство;
  •  является основой для развития воображения;
  •  развивает внимание;
  •  дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  •  обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  •  обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    Эта тема очень актуальна, ведь именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения малыша в школе. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью воспитания. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках труда. Только представьте, какие психологические трудности испытывает малыш, отстающий от сверстников!

   Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, цвета, величины.  Ведущим видом деятельности ребенка является игра. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, гладкий он или шероховатый.  Предлагаю несколько игр по сенсорному развитию.

  Игра «Подбери по цвету»

Предложить ребенку подобрать одинаковые по цвету пуговицы, мягкие игрушки, лоскутки ткани, крышечки, резинки и т.п.

Игра «Волшебные прищепки»

Для этой игры вам понадобится несколько наборов прищепок разных цветов и изображение дерева (лучше всего выполнить его из ДВП). Перемешайте прищепки и попросите ребенка прицепить на дерево только прищепки соответственного цвета.

Игра «Найди пару»

Принцип игры мало отличается от предыдущих: предложите ребенку среди разнообразных по цвету, форме, размеру предметов отыскать два одинаковых.

Игра «Большой,  маленький»

Эта игра позволит научить ребенка ориентироваться в размерах предметов. Предложите ребенку набор разнообразных по размеру игрушек и попросите его разложить их на две группы: большие и маленькие.

Игра «Геометрическая мозаика»

Для этой вы можете использовать как специальные, купленные в магазинах, пособия и игры, так и сделанные собственными руками наборы, состоящие из геометрических фигур( они могут быть выполнены из картона, цветной бумаги, дерева и т.д - все зависит от вашей фантазии и возможностей). Попросите ребенка сложить фигуры так, чтобы из них получился, к примеру, один прямоугольник, квадрат, треугольник и т.д.

Игра «Волшебные резинки»

Для этой игры понадобится разного цвета резиночки для волос. Попросите ребенка одеть на один палец красного цвета, на другой зеленого и т.д

  Игра «Чудесный мешочек».

      В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

     Игра  «Определи на ощупь».

     В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

    Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

    Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

      Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

      Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...