Мастер- класс для педагогов "Хороводные игры в детском саду"
материал

Кадочникова Светлана Николаевна

«Хороводные игры для детей дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Хороводные игры для детей дошкольного возраста»

   Добрый день, уважаемые коллеги.  Хороводные игры почти забыты. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей.

Хороводная  игра сближает детей. В этих играх дети проявляют свои  лучшие  качества:  доброту,  благородство,  взаимовыручку.

Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, стихи, пантомиму.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить.Ведь они

        Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

        Развивать координацию слов с движениями, работа над темпом и ритмом речи;

        Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений.

        Развивают воображение, фантазию.

         располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

        Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

        Знакомят детей с русскими народными традициями и обычаями.

2. В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.

Обычно таким водящим хоровода становится воспитатель, который может образовать различные фигуры.

А сейчас, уважаемые коллеги, мы перейдём к практической части мастер-класса.

Я приглашаю коллег выйти в зал и встать в круг. В хороводе особое внимание уделяется движению рук, которые очень украшают хоровод и помогают передать его содержание.

Руки в хороводе можно держать по- разному:

1) не держась за руки (плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу (плетень)

3) взявшись за руки вверху

4) взявшись за спиной у пояса

5) положив ладони на плечи друг другу.

6) взявшись за руки у пояса.

А мы с вами возьмёмся, по русской традиции, за руки. Поворачиваемся в одну сторону, сначала пойдём по кругу, а затем я приглашаю вас следовать за мной.

Итак, хороводы мы немного поводили, а теперь я предлагаю познакомиться и разучить несколько хороводных игр.

Для начала вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой…

   1. Хороводная игра «Заря».

Ход игры: выбирается водящий – заря-заряница, игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой, дети идут по кругу со словами:

Заря - заряница, Солнцева сестрица,

По небу ходила, лучи обронила,

Лучи золотые, Ленты голубые,

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

2.     Хороводная игра «Карусели».

Ход игры: мы будем использовать подушечку-солнышко. Воспитатель держит солнышко в руках. Все берут по одной ленточке. Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, все вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом! (темп речи и движений постепенно ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали! (карусель меняет направление движения)

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончена игра.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

В конце хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

3.     Хороводная игра «Платочек»

Ход игры:  перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Будем выбирать с помощью народной считалочки:

В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас, мои дружки,
Затеваю пирожки:
Быстро нужно их испечь,
Ты пойдешь, затопишь печь!

Он получает платочек. Остальные встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много участников, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.

В игре есть и свои маленькие хитрости.  Например, водящему не стоит бежать сломя голову сразу после того, как он положил платочек на плечо –это привлечет к себе внимание. Ведь, игрок может «зазеваться» и даже не заметить, что ему, оказывается, давно нужно было бежать. А водящий, спокойно обойдя круг, попросит освободить место. Чтобы игра не затягивалась. Можно ввести дополнительное правило – водящий не может делать более одного круга. Если он уже один раз полностью обошел «хоровод», то при повторном обходе обязан положить платочек кому-нибудь из игроков.

 

 

Приложение 1.

Рекомендации по освоению хороводных игр с детьми дошкольного возраста

Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На  подготовительном  этапе  работы  с  детьми  над игрой-хороводом воспитатель  должен  заинтересовать  детей  образами.  Затем  разучивают хороводную  песню.  Далее  можно  приступать  к  знакомству  детей  с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не  забывать  поддерживать  в  детях  радость  и  эмоциональный  подъём  от совместного творческого процесса. В детском саду  хороводы  начинают осваивать рано. Уже в  первой младшей группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону

Первая младшая группа (2-3 года)

Задачи:

- Учить детей вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом, не сбиваясь в центр или в сторону.

- Развивать умения согласовывать движения с музыкой в хороводной игре.

Для адаптации детей к новой деятельности на первых этапах желательно участие в хороводе нескольких взрослых, стоящих напротив друг друга. Дети 2-3 лет в течение года разучивают один хоровод. Для детей этого возраста подходит хороводная игра «Раздувайся, пузырь».

Вторая младшая группа (3-4 года)

Задачи:

Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

- Закреплять правила хоровода – вставать в круг, браться за руки, сохранять круг неразрывным и ровным, ходить по кругу друг за другом.

- Приучать детей самостоятельно изменять движения со сменой текста, характера музыки.

- Обучать основным, элементарным танцевальным и образным движениям (без отработки качества выполнения) в хороводах.

- Вовлекать детей в подпевание в хороводе.

Для детей младшего дошкольного возраста более доступны игровые хороводы, в которых исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев (животных, птиц, жизнь и быт народа).

Дети в течение года разучивают два хоровода. Для разучивания хоровода предлагать его детям не менее одного раза в день, пока он не будет освоен. Данная работа может занять 1-2 месяца в зависимости от желания детей. Хороводную игру можно проводить в любое удобное время (на прогулке, на физкультурных занятиях). Главное, чтобы детям нравилось водить хоровод и делали они это с желанием.

Средняя группа (4-5 лет)

Задачи:

- Учить детей свободно ходить хороводным шагом под музыку, синхронно повторять движение и пение.

- Учить детей в хороводе петь всем вместе.

- Учить детей менять направление в круге, разрывать круг по окончании мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот.

Дети в течение года разучивают четыре-пять хороводов. Слова хороводной песни лучше разучивать в первой половине дня (на музыкальном занятии), а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Задачи:

- Продолжать учить детей двигаться легко и пластично, синхронно повторять движение и пение.

 - Учить детей двигаться в соответствии с характером хороводной песни, формой хоровода: идти в круге «по солнцу», «против солнца», двигаться в двух кругах в разные стороны, цепочкой словно нитка вокруг столба и в обратном направлении, выполнять хороводные фигуры («плетень», «улитку», «заплетающийся плетень» (капустка), «нитка с иголкой»).

- Формировать социальные навыки согласования, объединения, взаимодействия друг с другом и умение действовать по правилам.

Дети в течение года разучивают до 10 хороводов. Самым трудным для детей старшего дошкольного возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2017 год - Мастер-класс "Обследование предметно-развивающей среды детского сада "

В материале по обследованию предметно-развивающей среды старшей группы детского сада представлено содержание и наполнение центров и уголков....

"Божья коровка" мастер-класс для педагогов и воспитанников детского сада

Лето... Как много насекомых!!! Мы предлагаем вам сделать своими руками божью коровку из цветной бумаги.Итак, начинаем.Намочим прямоугольник в ёмкости с водой......отожмём бумагу... ...аккуратно распра...

Мастер-класс с участием пап воспитанников детского сада

Сделать подарок маме своими руками поможет папа. Наши папы помогали детям сделать рамку для фотографии к Дню матери....

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....

Мастер- класс по физической культуре в детском саду.

Практическая часть на семинаре " Формирование оптимальной двигательной активности у дошкольников при занятии физической культурой" в форме мастер - класса.Цель: Закрепление знаний педагогов по теме на...

мастер-класс "Осенние подвижные игры в детском саду"

в работе представленны подвижные игры для детей, которые рекомендованы для проведения в ДОУ в осенний период....

Мастер-класс «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя».

В даном материале,  дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире через поисково-исследовательскую деятельн...