Региональный компонент
статья

Галеева Гульнара Насимовна

У каждого человека есть Родина- это место, где он родился, провел свое детство, рос,учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc144.5 КБ
Файл konspekt_ood_pedagoga_s_detmi_starshey_gruppy.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству», академик Д.С.Лихачёв.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире - жить в нем. Взрослые помогают детям. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность.

Знакомство с фольклором в детском саду начинается с самого раннего возраста через сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки. Мой многолетний опыт показывает, что под звуки ласковых напевных слов песенок и потешек малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка»), накормить («Травка – муравка»), и не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Моя задача как педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

На занятии «Моя малая родина» дети поняли, что любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Мы с детьми ходили на экскурсию в городской парк, на железнодорожный вокзал, в краеведческий музей, в библиотеку.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Ежегодно мы отмечаем праздник «День Республики», где дети с удовольствием читают стихи, поют песни на башкирском языке, играют народные игры («Юрта», «Липкие пеньки» и др.). Также провели праздник «День птиц», где дети совместно с родителями сделали скворечники.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она пленяет душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Я ознакомила детей с городецкой росписью. Дети своими руками лепили дымковскую игрушку (птицу) и расписали ее. Изготовили чашки и блюдца по технике «папье-маше» и расписали по мотивам росписи «гжель».

Чувство родины…оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Наши дети нарисовали свою семью, вместе с родителями оформили герб своей семьи, генеалогическое древо.

Воспитать патриота своей родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерно, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.



Предварительный просмотр:

              Конспект ООД педагога с детьми старшей группы на тему:

                                          «Наша малая Родина»

Цель:

Образовательная:

- ввести понятие Родина (малая, большая);

- упорядочить, закрепить информацию о России.

Воспитательная:

- формировать у детей чувство любви к России;

- воспитывать у детей ответственность за свои поступки.

-   воспитывать гражданские – патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.

- воспитывать интерес к изобразительной деятельности

Развивающая:

- развивать у детей познавательный интерес, познавательные способности.  

- развивать образное представление, воображение, чувство композиции.

Материал:

●  Бумага А4

●  Цветные карандаши

●  Аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (музыка Вениамина Баснерана слова Михаила Матусовского исполнитель — Марк Бернес).

Ход НОД:

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуйте!

Здравствуй, небо (руки вверх)

Здравствуй, земля (приседают)

Здравствуйте, мои друзья (руки вперёд)

 Воспитатель читает стихотворение:

На широком просторе,

Предрассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше,

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья.

Воспитатель: Ребята, о чём говорится в стихотворении? (О Родине.)

2.Основная часть.

 А что же такое Родина? С чего она начинается? (Ответы детей.)  

Ответы детей:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место, по которому люди скучают находясь в далёком краю, на чужой стороне.

 У каждого человека есть Родина – это место, где он родился, провёл своё детство, рос, учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад.

- «Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

Ребята, как называется республика, в которой мы живём?

 А вы, наверное, знаете, как называется наш родной город? (город Янаул)

 А вы любите свой город?  (Ответы детей)

 Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш  Янаул, какой?

-Наш  город …(красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный,   прекрасный, замечательный).

 А сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию по нашей фотовыставке.

А теперь внимательно посмотрите на фотографии нашего  села и назовите те места, которые вам знакомы.

ИГРА: «Где это находится?»

- Молодцы ребята! Отлично справились с этим заданием.

  А теперь давайте немного отдохнём и покажем, какими вы были маленькими и как теперь выросли.

Физ. минутка:

Сначала буду маленьким (присесть)

К коленочкам прижмусь (обнять колени руками)

Потом я вырасту большим (встать)

До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки)

-Для нас г. Янаул – это малая Родина

Также у каждого человека кроме малой Родины есть большая Родина

А что значит большая Родина?  Это определённое государство (или страна), в котором человек проживает.

Наша большая Родина – это страна, которая называется Россия.  

Далее воспитатель читает «Наше Отечество» К. Д. Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него, и Родина».

Воспитатель: У русского народа есть даже такая пословица: «Родина любимая, что мать, родимая». И, как наши мамы, Родина делает нам много подарков. Ребята, давайте с вами попробуем назвать всё самое хорошее, что нам подарила Родина. А я на доске нарисую «солнце Родины», лучами которого будут её дары.

Педагог рисует солнце, дети называют «дары» Родины:

Наш город, лес, семья, детский сад, друзья, книги, мой дом, речка, поле, школа и другое, с каждым ответом детей воспитатель рисует луч.

Воспитатель: Вот сколько хорошего, нам подарила Родина. А теперь, ребята, я хочу предложить вам поиграть.

Игра «Думаем о Родине».

Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку и спрашивает, в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких - нет.

Ситуации:

Человек вернулся из леса с букетом ландышей.

Человек сажает возле своего дома деревья.

Человек подъехал к озеру на своей машине.

Человек отвёз свою старую машину на специальную свалку для машин.

Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

После отдыха в лесу человек закопал весь мусор.

Человек уступил место в транспорте пожилой женщине.

Врач опоздал на работу.

(Если ребёнок считает, что человек любит Родину, он ловит мяч, а если нет – не ловит. Сложные ситуации разбираются совместно).

Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю пройти за столы и нарисовать наш город, то, что находится в нашем Янауле (школа, магазин, речка, свой дом, детский сад, деревья, детская  площадка и т.д.) Из ваших рисунков мы оформим выставку «Наша малая Родина - Янаул» и посмотрим, как выглядит наш город.

По окончанию работы дети приклеивают свои рисунки на мольберт  и рассматривают вместе с воспитателем.

3 .Итог:

Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали, с чем познакомились? (о малой и большой  Родине) Сегодня мы узнали о родине много нового.

- А именно: ваша семья, ваш дом находится в городе Янаул.

(красный маленький круг)

-  Город Янаул находится в республике Башкортостан.

(желтый круг среднего размера)

- А  республика Башкортостан – в России.

(зеленый большой круг) .

 Как вы думаете, ребята, что надо делать, чтобы и дальше наша малая и большая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года?

- Любить свой город, заботиться о нём, не мусорить, не ломать деревья, благоустраивать его, сажать цветы, деревья, ухаживать за ними.

-Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....