Историко-культурное наследие Хакасии
статья (подготовительная группа)

Чепчигашева Елена Валерьевна

Данный материал  предназначен для воспитателей ДОУ, учащихся  как учебное пособие при ознакомлении с историческим прошлым Республики Хакасия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Без памяти - нет народа,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без воспитания – нет человека,

Без человека – нет народа!

В. Караковский.

Историко-культурное наследие как ресурс для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

 

   На протяжении всего времени развитий цивилизаций, основой

любого государства является его территориальность и культурное наследие. Это единственное отличие государства от сообщества на протяжении всего развития человечества.

  Чем привлекательна и отличительна от других территорий  Хакасско-минусинская котловина на протяжении всего временного развития цивилизаций.

  Что мы знаем о культурном наследии Хакасско-минусинской котловины?

   Каким образом мы – воспитатели детских садов сможем донести до своих воспитанников все накопленные за многовековой путь развития, знания оставленные предкам.

   На эти серьезные вопросы я постараюсь ответить за этот короткий отрезок времени.

Впервые о Хакасско-минусинской котловине стало известно через заинтересованность русского царя Петр I. По архивным хроникам « Петру I  была дарована « золотые бляшки» (скифское золото) неизвестного мастера, заводчиком Никитой Демидовым.» Русский царь Петр I, в 1721году отправляет первую русскую экспедицию во главе с немецким ученым того времени Готлиб Миссершмидтом, в Хакасско-минусинскую котловину. Это событие стало точкой отчета исследований в новейшей истории Хакасско-минусинской котловины.

 За все время исследований были выявлены и датированы великие древнейшие цивилизации - культурный слой (неолит, каменный век, бронзовый век, железный век).

 Особую значимость для  изучения  Хакасско- минусинской котловины учеными всего мира являются  культуры (афанасьевская культура, окуневская культура, андроновская культура, карасукская культура, тагарская культур)

 Просмотр фильма «Russian Travel Guide» «Археологические памятники Хакасии.

 Мультимедийная презентация «Древние культуры Хакасско-минусинской котловины » старшего научного сотрудника, кандидата исторических наук, доцента Института Истории Материальной Культуры  РАН Санкт-Петербург  Н. А. Боковенко.

  Минусинская котловина - уникальный регион Восточной Евразии, который чрезвычайно богат памятниками древности, особенно археологическими памятниками разных культур и исторических эпох (от палеолита до позднего средневековья).

  Минусинская котловина, окруженная с трех сторон горными хребтами Алтая и Саян, имела во все периоды глобальных изменений климата, достаточно благоприятные  условия для проживания людей и ведения скотоводства, по сравнению с соседними регионами (Тувой, Монголией, Алтаем).

   Наиболее ранние памятники эпохи палеолита (афонтовской и кокоревской культур) в этом регионе датируются (50-10 тыс. до н.э.) население было редким, и,  видимо, в связи с плохими климатическими условиями в степях, заселялись преимущественно предтаежная и предгорная зоны котловины.

  Лишь в конце неолита древнее население начинает осваивать степные котловины Среднего Енисея, о чем свидетельствуют отдельные находки на степных озерах Хакасии (Лисицын 1988: 15-20). И только с эпохи бронзы степная зона, из-за  благоприятного климата, заселяется более интенсивно.  

  Приток нового европеоидного населения с производящим хозяйством и ассимиляциями аборигенного населения (с середины 4 тысячелетия до Р.Х.) связан с афанасьевской культурой. В этой культуре фиксируется древнее скотоводство- разводили лошадей, крупный рогатый скот и овец, имелся  колесный транспорт, развитые формы погребальной обрядности, зачатки производства металлических вещей. Люди жили небольшими обособленными группами практически по всей котловине.

  Дальнейшее развитие экономики - прогрессивных форм металлургии меди  на основе богатых металлических руд региона, более развитого скотоводства и зарождение сложной системы миропонимания связано с окуневской культурой (вторая половина 3 тыс. – начало 2 тыс. до н.э.).    Большое количество разнообразных памятников изобразительного искусства, представлены в виде (объемных скульптур, плоскостных наскальных изображений и мелкой пластики), свидетельствуют о формировании сложной системы миропонимания и свершении культово-обрядовых действий, связанных с поклонением  различным природным явлениям и духам.

  Следующая, андроновская культура на Енисее свидетельствует о проникновении  новых племен с запада из Казахстана и Западной Сибири, которые были остановлены на определенном этапе продвижения этой культуры на  юг Минусинской котловины. Население андроновской культуры занималось скотоводством, с преобладанием пастушеского скотоводства, внесло с собой новые технологии изготовления бронзовых вещей.

   Значительные изменения в жизни древних племен Южной Сибири происходят  во второй половине 2 тыс.  до  н.  э., связанные  с формированием карасукской культуры. В этот период фиксируется  дальнейшее потепление и увлажнение климата, что стимулировало перейти к оседлому пастушескому, земледельческому развитию хозяйства. Развивая свое хозяйство – скотоводство, карасукцы вели полукочевой   образ жизни.  Основой хозяйства было разведение домашних животных: крупный рогатый скот, овца, лошадь. В карасукское время лошадь начинает использоваться для верховой езды. В этот период времени появляется первая, еще примитивная узда с костяными псалиями, но без жестких удил.

 Такие перемены в хозяйстве и образе жизни привели к значительным изменениям  быта,  к  перераспределению  родовых и племенных пастбищ, переселениям  на новые   места.  Появление верхового коня и запряжка его в повозку создало предпосылки для большей подвижности отдельных групп населения.

  Наблюдается значительное увеличение народонаселения, о чем свидетельствует большое количество могильников этой культуры повсеместно. Однако карасукцы, как и их предшественники — андроновцы, имели долговременные постоянные поселения, в которых жили только зимой. Это позволило развивать различные домашние ремесла по обработке кожи и тканей, изготовлению костяных орудий и глиняной посуды. Для этой культуры характерен высокий уровень изготовления бронзовых орудий, создание системы тиражирования первоклассных вещей, что увеличивало возможность для обширной меновой торговли с соседними  регионами. Обнаруживаются карасукские изделия, или подражания им, на огромной территории от Казахстана до Северного Китая.

Со временем карасукская культура на Енисее уступает место новой, более высокой и продвинутой,  тагарской культуре.

 Тагарская культура  (1 тысячелетие до Р.Х.) также одна из мощных культур скифского типа Центральной Азии, хотя ее памятники сосредоточены исключительно в Минусинской котловине, но многие тысячи бронзовых вещей встречены на широкой территории от Восточной Европы до Китая. В этот период, климат становится еще более влажным и теплым, по сравнению с предшествующим временем. Повсеместно осваивается конь под верховую езду и происходит окончательный переход пастушеских обществ к системе  подвижного кочевого скотоводства, значительно улучшаются технологии по изготовлению бронзовых вещей, появляются многие типы вооружения. Сложные явления в этой культуре привели к определенной стандартизации в погребальном обряде и погребальных сооружениях,   в изготовлении наборов однотипных вещей в большом количестве. В погребальном обряде, это выразилось в постепенном формировании традиции захоронения усопших в долговременных склепах.  А истощение рудных запасов привело к тому, что к концу тагарской культуры, усопшим клали не полномасштабные бронзовые вещи, а их миниатюры, но тех же типов. Общество становится более развитым, формируются социальные слои, ярко отразившиеся в погребальной обрядности культуры (например, огромные курганы в долине «царей» Салбык).

 К рубежу эр происходят значительные изменения в тагарской культуре и обществе, связанные как с внутренними причинами развития, так и с внешними, притоком нового населения с юго-восток.

 Начинается новая эпоха – эпоха Великого переселения народов, связанная с мощными миграциями кочевых народов (хунно-гуннов, позднее -  тюрков и др.) из Центральной Азии на запад, вплоть до Черного моря и Центральной Европы. ( Из лекции доцента истории Института истории и археологии РАН старшего научного сотрудника истории Н. А. Боковенко.)

 Все  добытые невероятными усилиями и накопленные знания и информация, составит «сокровищницу педагогической копилки знаний». Мною был разработан проект «Наследие для потомков».

Цель: Создание условий для обогащения знаниями дошкольников о культурном наследии древних цивилизаций Хакасско-минусинской котловины.

Направление деятельности:  обогащение  представлений детей  дошкольного возраста о историко-культурном  наследии Республики Хакасия.

Цель: создание условий для формирования основ историко-культурного  образования детей  дошкольного возраста.

Задачи:

  • Создать условия для  приобщения детей к общечеловеческим, национальным ценностям.
  • Создать условия для формирования первичных представлений и понятий о древних цивилизациях и  общественных отношениях.
  • Способствовать развитию эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.
  • Создать условия для воспитания толерантного отношения к людям хакасской национальности.

  Работая над  проектом «Наследие для потомков»,  в основу которого легло ознакомление дошкольников с природой родного края, знакомство с бытом, обычаями и традициями хакасского народа, изучение памятников археологии республики Хакасия.

  У детей были сформированы стойкие знания о достопримечательностях Республики Хакасия (исторические - Афанасьевская культура- сосуды из глины обожженной «керамика», наконечники стрел из кремния, соха из кости, Окуневская культура-культовые  памятники «Места силы» - «АХ –Хуртаях тас» наделены сверх силой отличается личинами на мегалитах, петроглифы мифических животных, реалистических животных,  древние люди пользовались шилом, зеркалами, бусами, керамика покрыта узором, трехмерное устройство мира. «Андроновская культура» характеризуется сосудами с орнаментом, амулеты, бусы, браслеты, серьги, золотые украшения простых форм, ножи металлические. «Карасукская культура» -это орудия труда: ножи с изящной рукоятью, гребни, зеркала, наконечники для стрел из металла, сосуды с орнаментом художественным.» «Тагарская  культура – это более продвинутая в оружейном деле, отличается боевыми доспехами: клинки разных форм, топоры из металла, ножи из бронзы, украшения из золота, кольца, серьги, пуговицы, бляшки, статуэтки из железа. Древние захоронения - «Салбыкский курган»,  мумифицирование - «глиняные маски»).

  Дошкольники познакомились с  культурой хакасского народа, которая складывалась тысячелетиями и сформировалась в виде традиционных обрядов (обряды - «обереги», «благодарения», «просьба», «разрешение», «поклонение», «запреты»), праздником «Чил Пазы».  Сформировались представления о жизнедеятельности хакасского народа, которая  определялась и функционировала  по народному календарю (соответствует  китайскому календарю ).   Дети получили знания о труде  взрослых и результатах их деятельности (земледелие, скотоводство, металл производство – « медь плавильни», рудники по добыче железа).  Об их общественной значимости,  об истории и философии хакасского народа (трехмерное устройство мира»), где красной нитью прослеживается бережное отношение к земле – матери « кормилице», поощрение трудолюбия. Бережное отношение и забота о детях, глубокое   уважение к старшим, награда за терпение, милосердие и гостеприимство. Таким образом, ознакомление детей дошкольного  возраста с историко – культурным наследием региона дает возможность для творческого самовыражения и адекватного поведения в социальной действительности. Побуждает находить  и получать все новые и новые знания.

Рефлексия: Уважаемые коллеги! Вам, предоставляется возможность проанализировать и дать оценку данному мероприятию по следующим вопросам:

  • Я, владел данной информацией…
  • Мне было интересно получить новую информацию…
  • Мне пригодится данная информация…
  • Я, буду использовать данную информацию в своей работе…
  • Я, частично использую данную информацию…
  • Мне было не интересно…
  • Мне ничего не пригодиться в работе…

Литература:

1.Программа «Хакасия – Земля моя» под редакцией Можевиккиной М.Ш., которая нацелена на ознакомление дошкольника с традиционным бытом, культурой, и историей хакасского народа.

2. Программа «Растим юного гражданина» составитель Гончарова И.А. Шадрина О.Н., направлена на успешную социализацию в обществе.

3. Лекции старшего научного сотрудника, кандидата исторических наук, доцента Института Истории Материальной  Культуры РАН, Санкт-Петербург Н. А. Боковенко.

Вопросы

Да

Нет

Частично

Я, владел данной информацией

Мне было интересно получить новую информацию…

Мне пригодится данная информация…

С            Я, буду использовать данную информацию в своей работе…

Я, частично использую данную информацию…

Мне было не интересно…

                                Мне ничего не пригодиться в работе…                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий, посвященный Году историко – культурного наследия РТ

План мероприятий, посвященный Году историко-культурного наследия Республики Татарстан...

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края

Развитие познавательного интереса у детей через ознакомление с историко-культурным наследием родного края...