проект "Осень разноцветная"
проект (средняя группа)

Романовская Наталья Владимировна

Проект "Осень разноцветная для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_raznotsvetnaya_d.s_svetlyachok.docx495.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок» г. Цимлянска

Проект «Осень разноцветная»

Средняя группа «Солнышко»

Воспитатели: Романовская Н.В.,

Бендерскова О.В.

Г. Цимлянск

2021год

Проект «Осень разноцветная»

Тип проекта: групповой, краткосрочный,  творческо-исследовательский.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатели, родители воспитанников.

Время проведения: 28.09.2021г по 29.10.2021г.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

Цель проекта: изучение природы во всех ее проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

- расширить представления об изменениях в природе осенью;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями не живой

природы;

- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.

Ожидаемые результаты (продукт проекта): 

  • расширений знаний детей об осени, ее признаках и дарах;
  • пополнение словарного запаса;
  • формирование исследовательской деятельности детей;
  • вовлечение родителей в исследовательский процесс;
  • Оформление выставки поделок.

Разработка проекта:

 1. Подбор методической литературы

2.  Выбор форм работы с детьми и родителями

3.  Выбор основных мероприятий

4.  Определение объема и содержания работы для внедрения проекта

5. Определение и формулировка ожидаемых результатов

Выполнение проекта:

Образовательные области программы

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Беседы об осени. (Приложение 1) на тему: «Перелетные птицы»,  «Витамины осени», «Овощи – лекари».

Беседа по вопросам о времени года – осень. Задания на сравнения .(Приложение 2)

 «Д\и «Времена года», «Когда это бывает», «С какого дерева листок» и др

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».(Приложение 3)

Игра лабиринт «Куда упали листья».(Приложение 4)

Упражнение ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибков больше?», «Чего больше – фруктов или овощей»

Д/упр «Найди ошибку»

Просмотр м/ф: «Лунтик и его друзья. Желтый лист», «Зверюшки – добрюшки. Сердце осени»

Наблюдения на прогулке

Речевое развитие

Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково»

Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик»

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Чтение и заучивание стихотворений об осени.(Приложение 7)

Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова,

Чтение рассказа А.Лопатина,  М.Скребцова «Как листочек березу спас» (Приложение 5)

Социально – коммуникативное развитие

С-р игра «Магазин»,  «Семья»

Игра – драматизация по сказке «Репка»

Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото»

Д/и «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Северные ягоды», «Что изменилось», «Что за птица», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Что дерево рассказывает о себе».

Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Времена года»

Художественно – эстетическое развитие

 Раскраски - «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень», «Сказочное дерево»

Творческая аппликация: «Осенний ковер»

Изготовление макета «Кто живет в осеннем лесу»

Раскраски: «Овощи»,  «Фрукты», «Грибы», «Осенью»,

Танец- «Танец с осенними листьями» муз.А.Филиппенко

Игра с пением:«Огородная – хороводная» муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой.

Инсценировка «Осенняя сказка».

Музыкальное развлечение «Осенний праздник»

Физическое развитие

(здоровье)

п/и: «Гуси – лебеди», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад»

беседа «Прогулка для здоровья»

Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет»

Взаимодействие с семьей

Сбор фотографий на осеннюю тематику

Участие в выставке поделок из природного материала «Осенние фантазии»

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»

Консультация «Учите детей наблюдать»

Папка –передвижка «Осень»

Изготовление работ в уголок природы из природного материала и бумаги.

Подведение итогов: выставка детских работ «Осенние фантазии».

Фотоотчет для родителей «Странички нашего проекта».

Осенний праздник.

Ожидаемый результат: 

У детей сформировался интерес к осенней природе, к дарам осени. Расширился кругозор и увеличился словарный запас. Дети научились делать простейшие причинно – следственные выводы.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Беседы. Знакомство с приметами осени.

Сентябрь

  1. Чтение стихотворения 

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо

  1. Знакомство с приметами  ранней осени.

Воспитатель: Какое время года сейчас? Сентябрь – это первый осенний месяц. Это ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менят  окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Октябрь

1.Чтение  стихотворения А. Плещеева «Осень».

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

2.  Признаки «Золотой осени», месяц октябрь.

Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы: - Какое время года изображено на картинке? Почему вы так думаете?

Погода теплая или холодная? Какая одежда на людях?  Что делают люди? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле?

Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябре?

  1. Чтение стихотворения

Скучная картина!

Тучи без конца, дождик льется,

Лужи у крыльца.

  1. Описание поздней осени

Воспитатель. Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Задания на сравнение

  1. Повторение стихотворения.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

 И птицы улетают,

И детям в школу надо.

2.         Беседа по вопросам.

-       Как называется первый осенний месяц? — А второй?

-        Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется?

-         На улице тепло или холодно?

-        Солнце часто светит?

-        Дожди часто идут?

-        Дожди теплые или холодные?

-        Трава растет или засыхает?

-       Что происходит с листьями на деревьях?

-       Какую одежду носят люди?

3.         Сравнение.

Задание:

а)        Закончите предложения:

В октябре было тепло, а сейчас - ... (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас - ,.. (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас - ... (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас - ... (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает ... (первый снег),

б)     Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Летом солнце яркое, а осенью... Летом небо светлое, а... Летом день длинный, а.... Летом деревья зеленые, а.... Летом люди одеваются легко, а.... Летом колхозники растят урожай, а...

в)         Найдите ошибки:

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев.

Словесные игры:

Игра «Один – много»

Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.

лужа — лужи                           Лист — листья        

дерево — деревья                  Ветка — ветки        

туча — тучи                            Птица — птицы

цветок — цветы                      Дождь — дожди

Луковица — луковицы            Огурец — огурцы

Морковка — морковки            Свёкла — свёклы

Кабачок — кабачки                  Кочан — кочаны

Горошина — горошины           Стручок —стручки

Яблоко – яблоки                       Груша – груши

Вишня – вишни                         Лимон – лимоны

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: развитие словаря детей, умение делать простое умозаключение.

Ход: Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо, а мальчики - когда осень - это плохо.

Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.

Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

«Подбери признак».

Цель: образование относительных прилагательных.

—Листья  осенью  (какие?)  — желтые,  красные,  багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

  • Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
  • Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
  • Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

«Назови ласково

Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

     Яблоко — яблочко

Апельсин — апельсинчик

Лимон — лимончик

Слива — сливка

Мандарин — мандаринчик

    Ананас — ананасик

Вишня — вишенка

Помидор — помидорчик

Огурец — огурчик

Морковь — морковочка

Репа — репочка

Редиска — редисочка

Свёкла — свеколочка

Чеснок — чесночек

Лук — луковичка

Перец — перчик

Баклажан - баклажанчик

Игры с речевым сопровождением:

«Листья»

Листья осенние тихо  кружатся,                    (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся        (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,                    (Движения руками вправо-влево.)

 Будто опять закружиться  хотят.              (Поднимаются, кружатся.)

«Дождик»

Приплыли тучи дождевые:

 Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:        

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

 Льет, льет, льет.

 Дети  стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

Дидактические игры:

«Что где растет»

Задачи:  дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).

 «Какое время года?»

Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, развивать слуховое восприятие, внимание.

«Овощи и фрукты»

Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

«Северные ягоды»

Задачи: знакомить детей с осенними дарами северного леса, учить сравнивать их внешний вид, формировать понятие «ягоды»

Игра «Что изменилось?»

Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.

Показать картинку, например, с изображением яблока.

—Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.
Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.

—Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.)

Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив…

2 вариант:

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в использовании различных способов запоминания пространственного расположения предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя характеристики пространственного взаиморасположения предметов.

«Что за птица»

Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.

«С какого дерева листок»

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия деревьев.

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать конструкции предположения.

«Что лишнее?»

Задачи:  Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор..

Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)        

Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)        

Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Помидор, редька, лук, репа (помидор)

Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко) 

Салат, редис, капуста, лук (лук) 

Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок) 

Клюква, малина, груша, рябина (груша) 

Киви, банан, груша, брусника (брусника)

Редька, лук, баклажан, черника (черника) 

«Что дерево рассказывает о себе».

Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал,                            Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:                         Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                 Укладывают ладони на коленки  

Н.Нищеева

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,              (Загибают пальчики, начиная с  большого.)

Будем листья собирать.                     (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

 Маме осенний букет отнесем.         («Шагают» по столу средним и указательным  

                                                             пальчиками.) 

Н.Нищева

"Вышел дождик погулять".

Раз, два, три, четыре, пять,        Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая   — начиная с

                                                       мизинца, правая — с большого пальца. 
Вышел дождик погулять.            
Беспорядочные удары. 
Шел неспешно по  привычке,    
"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить? 
Вдруг читает на табличке:          
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. 
"По газону не ходить!" 
Дождь вздохнул тихонько:"Ох!" 
Часто и ритмично бьют в ладоши. 
И ушел. Газон засох.                    
Ритмичные хлопки по коленям. 

Цикл наблюдений, эксперименты…

«Ветер подул»
Цель:
• Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени: холодный ветер.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы.
• Активизация словаря детей: ветер.
Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее дерево, дерево качается, ветви наклонены.

Ход наблюдения.
- Сравните две картинки:
Чем они отличаются?
-Почему ветви у дерева наклонены?
- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки).
Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.
-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)
- Что заставляет тучи мчаться?
- Какая погода? Ветрено?
- Покажите карточку из календаря.

Ветер подул
Хлопнул ветер дверью сильный
Ветер громкий, ветер сильный,
Он с деревьев листья рвет,
Пыль несет он в огород.
Деревце в окно стучится
Может всякое случиться.
С. Егоров
-Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?
Какой осенний ветер?

Наступила осень – листья пожелтели»
Цель:
• Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень.
• Развитие внимания.
• Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
Оборудование:

Ход наблюдения.
Дети наблюдают за кленом.
- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.
Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П.Молчанова.
… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?...
Пролетела мимо сорока, затараторила;
- Откуда здесь такое яркое деревце?
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял:
Это наступила осень.
Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.
Отгадайте загадку:
Висят на ветке золотые монетки.
(осенние листья)

В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.
Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, спирею (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев и кустарников).

«От воды туман»
Цель:
• Знакомство детей с осенним явлением: туман.
• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению.
• Активизация словаря детей: осень, холодно, туман.
Оборудование: игрушка – ворон, таз с горячей, теплой водой.

Ход наблюдения.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом:
- Это туман.
- Какой он?
- Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите.

Потемнели ветви,
Из воды туман
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
В. Степанов

- На ветвях березы сидит мудрая птица – ворон. Пойдемте к нему, и он расскажет нам про туман.
Дети идут к березе. Птица просит детей рассказать о погоде: тепло или холодно, есть ли ветер, какое сейчас время года.
Рассказ ворона о тумане:
Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.
- Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный.
Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно.
Если туман прижмется к земле – жди солнца.
Ворон: Сегодня будет ясно.
(Дети наблюдают за растворением тумана).
Осень
Осень в белые туманы
Сад хоронит по утрам.
Ни дорожек, ни поляны –
Ничего не видно нам.
Понапрасну, где-то с крыши
Кукарекает петух:
Осень будто и не слышит
И туман как-будто глух!
Понапрасну лает в будке
Рассердившийся Буян
И не дует осень в дудки,
И туман, как есть туман!
Но лишь солнце острым, светлым
Первым выстрелит лучом –
Осень к речке, старым ветлам
Подбирается бочком.
И туман снимает белый –
Полотно за полотном:
Сад умытый, свежий, целый
Вновь мы видим за окном!
Е. Городецкий

Эксперимент: Ворон рассказал нам, что туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).
- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам.

 «Где же солнышко?»
Цель:
• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе (солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).
• Развитие внимания, речи.
• Активизация словаря детей: солнце, холодно.
Оборудование: игрушка – заяц.

Ход наблюдения.
К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.
Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.
Осенью
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
А. Плещеев

- Какая погода осенью: холодная или теплая?
- Когда бывает тепло?
- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?
- Протяните ладони: тепло ли вам?
Солнце не блестит, не яркое.
Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии, размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.
- Узнаем, теплое ли солнце?
На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).
Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву.
ОКТЯБРЬ – грязник.
Почему его так называют?
Отметим в календаре природы солнце (дети выбирают карточку с малым количеством лучей).

Экологическое воспитание:  «Как листочек березу спас».

 

Цель:

Познакомить детей с рассказом.

Оборудование: ноутбук с приготовленным заранее материалом (слайды про березу), вырезанные листочки березы желтого и зеленого цвета, клей, салфетки, ватман с изображением березы без листьев. На стуле сидит плюшевый зайка.

                                             

1 Организационный момент.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Вы любите гулять на улице осенью?

Что вы делаете на прогулке осенью? А вы бывали в осеннем лесу?

Дети: отвечают

2 Чтение рассказа А.Лопатина, М.Скребцова «Как листочек березу спас»(Серия «Беседы о воспитании».

Воспитатель: послушайте, ребята, я сейчас прочитаю вам один рассказ, называется он «Как листочек березу спас».

Наступила осень, и береза оделась в золотое платье. Солнечный зайчик прилетел в гости к листочку и весело воскликнул:

- Солнышко позолотило тебя, и ты сам стал как солнечный зайчик!

- Да, мне нравится мой наряд, но скоро мы расстанемся,- вздохнул листочек.

- Не горюй, лето было очень хорошим, и я тебя не забуду,- просиял солнечный зайчик.

- Да, лето было очень хорошим. Я много работал и многому научился.

  Последние слова листочка заглушили громкие голоса детей. Они пришли в лес на прогулку вместе с воспитателем.

- Посмотрите, дети, на эту красавицу березу, какая она красивая. Она такая же живая, как мы, люди. Она дышит, спит и работает. Береза может чувствовать и даже по- своему говорит,- стала рассказывать воспитательница.

- Правильно, правильно,- одобрительно зашумела береза.

 Воспитательница и ребята ушли вглубь леса, но два мальчика остались на полянке.

- Не верю, что деревья чувствуют, -сказал один и отломил ветку у березы.

- Пусть дерево мне что- ни будь скажет, -засмеялся другой и начал вырезать, ножиком на коре березы свое имя.

- Эти мальчишки погубят березу. Надо прогнать губителей,- решил березовый листочек. Он затрепетал и оторвался от своей ветки.

Плавно кружась, листочек опустился возле пня на краю поляны и заплакал:

- Что делать?! Я обещал защитить березу, но не смог!

- Не шуми, ты мне мешаешь считать запасы в кладовой.

 Из-под пня выглянула полевая мышка и сердито посмотрела на листочек.

- Там мальчишки губят березу. Прогони их,- стал просить листочек.

- Я не могу прогнать мальчишек. Но здесь неподалеку в старой берлоге живет лесовик. Хотя днем он из берлоги не вылезает, но надо уговорить его помочь. Если люди деревья погубят, нам жить негде будет, -пробормотала мышка.

 Она подхватила листочек и юркнула в кусты.

 Мальчишки тем временем стали скакать вокруг березы и весело кричать.

  Вдруг кто- то схватил ребят ветвями- лапами и поднял их над землей.

- Ой, кто это?- испугались мальчики.

- Я лесовик, хранитель леса, -пробормотало существо,-

Деревья, кто из вас этих озорников уму- разуму научит? Или мне их в камни превратить?

- Они меня поранили, но я научу их уму- разуму,- согласилась береза.

- Чистое у тебя сердце, береза,- ответил лесовик, и ребята почувствовали, как они летят по воздуху прямо к березе. Один попал в корни березы, а другой- в ствол. Не успели мальчики прийти в себя, как береза приказала:

- Быстрее за работу. Вы корни, крепите меня к земле и добывайте из нее пищу. Ты, ствол, проводи пищу от корней к ветвям.

- Мы не удержим такую огромную березу. У нас болят раненые места,- захныкали ребята.

- Если вы, корни не удержите меня, я упаду и погибну. Нужно не хныкать, а быстрее лечить раны. Иначе я начну гнить и умру,- строго сказала береза.

- Ау- ау, мальчики, где вы?!- раздался крик воспитателя.

- Ладно, для первого урока достаточно,- сердито проворчал лесовик. Он махнул лапой и перепуганные ребята снова оказались возле березы.

- Вот вы где! Пойдемте обратно,- сказала воспитательница, выходя на полянку.

- Извини нас ,береза,- прошептал один мальчик, уходя из леса.

 А второй- молча погладил березку по белоснежной коре.

- Спасибо тебе, мышь. Ты спасла мою маму березу,- прошелестел листочек.

- Это не я, а лесовик постарался,- ответила мышка и добавила:

- Ты храбрый листочек. Хочешь в моей норе жить и ее украшать?

 Листочек согласился, и лесная мышка унесла его в свою норку.

Долгими зимними вечерами они вспоминали лето и лес, деревья и солнышко, а на душе у них была тишина и покой.

Воспитатель:(задает вопросы) Чему научила мальчиков эта история?

Как вы думаете, могут ли деревья и растения слышать, чувствовать и понимать человека?

Как вы думаете, кто спас березу?

Н. Сладков «Осень на пороге»

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы...

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся».

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Пока еще землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.

Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в Лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

В.  Сутеев «Под грибом».

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Г. Юдин "Как варить компот"

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

- Ну и как же его варить?

- Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной!

Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

- Готово! Кушайте на здоровье.

Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:

- Компот называется! Сам ешь!

Почему же так невкусно получилось? — мрачно задумался кот.

А.Н. Толстой "Мужик и медведь" (русская народная сказка)

 

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: – Мужик, я тебя сломаю.

– Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

– Быть так, – сказал медведь. – А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: – Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. – Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: – Мужик, куда ты едешь? – Еду, медведюшка, в город корешки продавать. – Дай-ка попробовать – каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

– А-а! – заревел. – Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает: – Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит: – Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа «Праздник разноцветных бантиков» Сценарий проведения игровой программы "Праздник разноцветных бантиков".

Предлагаю игровую программу для детей старшего дошкольного возраста "Праздник разноцветных бантиков"...

Рисование "Разноцветные колёса (разноцветные обручи)" 15.11.2019г

Учить детей рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о салфетку. Развивать восприятие цвета. Закреплять зн...

В рамках проекта «Разноцветный мир» в группе «Ладушки» прошёл «Разноцветный день».

Вот и подошёл к завершению наш проект «Разноцветный мир». Наш проект получился ярким, насыщенным и плодотворным. За это время столько мы узнали, закрепили, придумали и сделали немало...

Сценарий развлечения для второй группы раннего возраста «Разноцветные шары!» (в рамках проекта "Разноцветный мир")

Цель. Создание доброй и дружной атмосферы на развлечении.Предполагаемые результаты: называют основные цвета и правильно выбирают шарики, активно участвуют в играх и выполняют танцевальные движения, до...

Проект «Мир разноцветных ладошек: сделаем наш мир толерантным!» из цикла «Театр разноцветных перчаток HAND MADE»

Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской обл...

«Разноцветный мир космоса» мастерская по рисованию в технике эбру «Разноцветный мир космоса»

Тема: Разноцветный мир космоса ( нетрадиционная техника «Эбру» )Форма занятия: игровое с элементами мастер класса.Вид деятельности: изобразительная, игровая.Образовательная область: художе...