Коррекционно - развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивной игры
материал

Сиразова Гульназ Тавхитовна

Оказание помощи педагогам ДОУ в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2022_sirazova_g.t.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема педсовета «Коррекционно - развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивной игры».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Внимание! Внимание! 
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна: 
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Тема сегодняшнего педсовета «Коррекционно - развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивной игры».

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ:

  1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  3. Устранение дефектов звукопроизношение
  4. Совершенствование лексико - грамматического строя речи
  5. Развитие связной речи.  

Сегодня я предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры – активизируем речь и мышление.  

 Как говорится в   поговорке.

Расскажи мне — и я забуду,

 Покажи мне — и, может быть, я запомню,

 Но вовлеки меня, и я пойму и чему то научусь.

Предлагаю разделиться на две команды.  

Чтобы настроиться на совместную работу приглашаю всех выйти в круг, и предлагаю Вам поиграть в игру

 1 задание:  «Давайте поприветствуем, друг друга» - «Имена прилагательные»: каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса).

 2 задание  Артикуляционная гимнастика

 Скажите, пожалуйста как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная гимнастика)

Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»

А вот зачем язык тренировать?

 Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Сейчас  мы будем выполнять артикуляционную гимнастику,  я буду читать стихи, а вы,  должны правильно выполнить упражнения.

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Остановка «Пппруу…».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

Молодцы!  

3 задание игра «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН»)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет. (банан).

 4 задание «Расскажи обо мне»

Вопрос команде 1: - Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили, привезли, принесли).

Вопрос команде 2: - Какой я? (желтый, зеленый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный, спелый).

Вопрос команде 1: Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).

Вопрос команде 2: Что со мной можно делать? (сорвать, купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).

Вопрос команде 1: Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).

Вопрос команде 2: Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).

Вопрос команде 1: С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).

Вопрос команде 2: Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Данная игра можно использовать ежедневно для развития воображение, обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей. Формы работы, используемые при обучение детей связной речи.    

5 задание  «Фонематический слух».

Логопед: Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, это - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

6 задание Игра «Гонки слонов».

Описание игры: логопед предлагает участникам «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя).

Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает участников, что они должны замереть, услышав слово «стоп».

Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп.

 7 задание  «Фонематическое восприятие».

Логопед: Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

 8 задание «Отвечай – не торопясь».

Предлагаю несколько заданий на сообразительность, проверить, как участники умеют слышать и выделять определённые звуки в словах.

Команда № 1: Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «палас». (Придумывает каждый участник команды)

Команда № 2: Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог, ров, род, рок)

Команда № 1: Составьте такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

Команда № 2: Подберите слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха, мама, майка, Мурка)

 9 задание  «Закончи предложение»

Задание: командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.

1        команда.

1. Земля покрыта снегом, как пуховое одеяло.

 2. Лед блестит у берега, как зеркало. 

3. Волны вздымаются, как горы. 

4. Солнце нещадно палит, как печка греет.

 5. Заря полыхает, как огонь в печи.

 6. Дверь в комнате скрипит, как калитка. 

  7. Дети в группе галдят, как галки воробьи. 

 8. Девушка на обложке выглядит, как модель.

 9. Мальчик плывет, как лодка.

 10. Мокрое платье выглядит, как сосулька.  

2        команда.

1. Туман стелется над озером, как дым.

2. Дождинки текут по лицу, как слёзы.

3.Малыши прыгают по траве, как кузнечики.

4. Машина, едущая по дороге, грохочет, как гром.

 5. Балерина на сцене кружится, как бабочка. 

6. Мысль в моей голове засела, как заноза. 

 7. Человек подошел тихо, как мышка. 

8. Ветер завывает за окном, как волк.  

9. На улице темно, как в дремучем лесу.

 10. Девчонки порхают по группе, как бабочка. 

Для развитие фонематического слуха и восприятия есть разные игры: «Где прячется звук?», «Поймай слово», «Какой звук чаще слышишь? », «Хлопни – топни».  

 10 задание Физкультминутка

- Определите место звука в слове.

Логопед: предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх. В середине—руки на пояс, в конце— на колени». (Лапа, кулак, пол, лыжи, колба, полка, молоко, волосы, осел, лопата, футбол).

 Большую роль в коррекционно – развивающей работе играет пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- развивает мелкую моторику

- помогает развивать речь

- повышает работоспособность головного мозга

-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение  

- развивает тактильную чувствительность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Сейчас мы с вами с помощью пальчиковой гимнастики инсценируем сказку «Колобок»

Логопед : Решили мы  испечь колобок. Возьмите в руки лист бумаги желтого или оранжевого цвета и выполним движения в соответствии с текстом.

В ручку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем,

Шарик мы не выпускаем.

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем,

Шарик мы не выпускаем.

Получился колобок

У него румяный бок.

Логопед : Вот какие красивые получились у нас колобки. Прямо загляденье. Детям тоже нравится мять бумагу и играть с ней. А Вы хотите немного поиграть с колобком?

Колобок — румяный бок,

Скок-поскок, скок-поскок.

Укатился за порог!

Скок-поскок, скок-поскок.

Мастер: Прыгал, прыгал колобок, спрыгнул с наших ладошек и покатился со своими друзьями такими же колобками прямиком в лес. Катятся колобки, катятся. Вдруг видят — зайца, волка, косолапого медведя и хитрую лису.  

11 задание          «Пантомима»

Логопед: Я знаю, воспитатели любят – В утренниках играть

Сегодня сложное задание –

Вам нужно пантомиму показать!

С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочно героя.

12 задание  «Угадай героя сказки».

Логопед: на столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Вы по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. (Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.).

 Логопед:   Кроме двигательной активности пантомима, помогает входить в игровой образ, развивает воображение, положительные эмоции.  А развитие психоэмоциональную сферу ребенка, мы  способствуем становление гармоничной личности.  

Логопед: Конкурс весёлый удался на славу!

Я думаю, всем он пришёлся по нраву! Отдохнули? Посмеялись? Логопед: Очень трудное было задание, Но воспитатели справляются,

Из всех сил стараются. Я думаю, пора размяться, Включить смекалку, подумать, И, может быть, немного посмеяться.

13 задание «Почему хорошо, почему плохо»

Логопед: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

Я вам  предлагаю  высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Руководитель РОНО предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

Заведующая сообщила, что на следующей неделе в детском саду  ожидается проверка документации воспитателей …

Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,

Подвести итог пора!

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Спасибо за внимание, за активное участие! Успехов в работе!

Руководитель РОНО предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

Заведующая сообщила, что на следующей неделе в детском саду  ожидается проверка документации воспитателей …

КАРЛОСОН

БАБА- ЯГА

ЗОЛУШКА

БУРАТИНО

КОЩЕЙ

ДЕД МОРОЗ

ДЮЙМОВОЧКА

КРОКОДИЛ ГЕНА

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

КОЛОБОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Материалы  презентации  раскрывают  основные  направления и  виды  современной арт-терапии, используемые  в работе  с детьми  с тяжелым нарушением речи....

Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности

В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

Консультация для родителей на тему «Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Посколь...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В работе представлены игры-упражнения с использованием метода песочной  игротерапии с детьми с ТНР....

Использования элементов игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Игровой набор «Дары Фребеля» –   инновационная  технология в развитие интеллектуальных, познавательных, игровых способностей....