Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
статья

Мария Сергеевна Алексеева

Материал содержит статью музыкального руководителя по теме " Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки "

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_sredstvami_muzyki.docx17.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

Одним из ярких средств нравственного воспитания является музыка. Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно – исторического опыта музыкальной деятельности с целью подготовки к работе в других областях жизни »

Цель музыкального воспитания детей заключается в организации такого взаимодействия ребенка с музыкой, которая бы сформировала у него творческое, нравственное отношение к себе самому и окружающим людям »

 Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация воспитания  музыкального детей.

Музыкальное воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать в  различных видах музыкальной деятельности.  Музыкальное воспитание - это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, способностей, его отношения к музыке.

Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в активной музыкальной деятельности. Определенное значение в этом процессе имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.

Как указано в работах Ветлугиной Н. А.: «Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально -образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию»

Музыкальное воспитание осуществляется в различных формах - в учебных и внеучебных. Музыкальное занятие – основная форма организации музыкальной деятельности детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка

Существуют следующие виды занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. По целям и задачам занятие можно разделить на типовые, тематические, доминантные и комплексные. Каждый из видов музыкальных занятий дает возможности для нравственного воспитания дошкольников через разнообразные виды музыкальной деятельности.

Типовое занятие (  или традиционное )  включает в себя все виды музыкальной деятельности детей характеризуется преобладанием какого либо вида музыкальной деятельности или развитием одной из музыкальных способностей. Тематическое характеризуется наличием определенной темы, объединяющий все виды музыкальной деятельности. Комплексное основывается на взаимодействии различных видов искусств – музыки, живописи, литературы, театра. Существует еще и интегрированное занятие формирующее нравственные качества дошкольников через объединение различных образовательных областей.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы , воспитывает не только волю, характер, но и дисциплину.

Воспитательное значение пения, содержит нравственную основу, эмоциональное подкрепление музыкой оказывает более глубокое воспитательное влияние.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е требует внимания наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общих характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

В музыкально- ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально- игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Таким образом, в музыкальной деятельности формируются нравственные  качества, умственные и творческие способности. Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет и музыка H. К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности: " Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства»". Решению воспитательных задач, связанных с формированием коллективизма, во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий.  Поющий неточно, мешает хорошему звучанию, исполнению и это воспринимается всеми как неудача Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, коллективизма, закладывает первоначальные основы общей культуры человека.

Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально-дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании.

В процессе коллективных занятий педагог предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов.

Дифференцированный подход также возможен, когда педагог предлагает разные задания небольшим подгруппам детей, учитывая уровень их музыкального развития.

Индивидуально- дифференцированный подход необходим на всех возрастных этапах развития дошкольника, но чем младше ребенок, тем больше он нуждается в таком подходе со стороны педагога, тем больше вероятность формирования нравственных качеств ребенка.

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.

Для работы по нравственному воспитанию дошкольников существует разнообразные программы такие как: « Дружные ребята » Р. С Буре, « Я, ты, мы » О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной, « Чувствую! Знаю! Понимаю » Р. С.Буре « Нравственное воспитание в детском саду » В. И. Петровой.

Программа « Дружные ребята » связана с воспитанием гуманных чувств и отношений с детьми в группе.

Авторы программы « Я, ты, мы » стремятся не к овладению ребенком знаниями, а к формированию нравственных ценностей, правильной самооценки

Содержание программы « Чувствую, знаю, поступаю » основана на совместной работе педагога с родителями по формированию нравственного сознания детей.

Программа « Нравственное воспитание в детском саду » В. И. Петрова связана с приобщением дошкольника к нравственным нормам общества.

В связи с появлением новых областей связанных с нравственным развитием, в работе используется интегрированные программы такие как         « Экотанцпластика », программа эмоционально - нравственного отношения к природе у детей 6 – 10 лет.

Наличие разнообразных программ говорит о том, что потенциал искусства  формировании у детей нравственных качеств достаточно велик.

Все эти программы могут использоваться и в работе музыкального руководителя, стремящегося к нравственному воспитаю детей средствами музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.             ...

"Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"

Небольшое сообщение о проделанной работе за 2011-2012 учебный год музыкального руководителя...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно р...

Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".

Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....